Дело № копия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 февраля 2022 года <адрес>
Резолютивная часть оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ФИО4 районного суда ФИО4 края Спелкова Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО6,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
индивидуального предпринимателя ФИО11,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Центрального территориального отдела ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО4 краю (далее ФИО1) ФИО7 проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО3 (далее ИП ФИО3) в магазине «Товары для дома и дачи» по адресу: <адрес>, в ходе, которой установлено, что ИП ФИО3 в условиях введения в ФИО4 крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), допустил невыполнение противоэпидемических мероприятий.
ФИО3 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признал.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он совместно со специалистом ФИО1 Г.В. проводил проверку по месту осуществления фактической деятельности ИП ФИО3 в магазине по адресу: <адрес>, в ходе которой было установлено, что в помещении магазина отсутствует разметка, позволяющая соблюдать социальное дистанцирование, отсутствует устройство для обеззараживания воздуха. Он составил протокол осмотра магазина, а ФИО1 Г.В. осуществлял видеозапись осмотра магазина, которая приложена к протоколу об административном правонарушении, иной видеозаписи, содержащей фиксацию допущенных ИП ФИО3 нарушений, не имеется. Каких-либо вывесок, информации для покупателей, позволяющих установить, что в помещении магазина осуществляет деятельность ИП ФИО3, на момент осмотра не имелось.
Судья, выслушав пояснения ФИО3, допросив свидетеля ФИО7, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
В соответствии с ФИО2 Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации предписано принять меры по введению режима повышенной готовности.
Распоряжением председателя правительства ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ №-рпп, в связи с угрозой распространения в ФИО4 крае инфекций, вызванных новым коронавирусом COVID-19, на территории ФИО4 края с ДД.ММ.ГГГГ введен режим повышенной готовности.
Согласно абзацу 14 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу части 1 статьи 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (статья 29 Закона № 52-ФЗ).
В силу статьи 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из представленных материалов дела следует, что с 13.40 часов до 14.10 часов ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Центрального территориального отдела ФИО1 по ФИО4 краю ФИО7 с участием специалиста ФИО1 Г.В. в присутствии продавца ФИО8 проведена проверка соблюдения ИП ФИО3, осуществляющим торговлю в магазине «Товары для дома и дачи», расположенном по адресу: <адрес>, мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции. В ходе проверки установлено, что в торговом зале отсутствует разметка, позволяющая соблюдать расстояние между посетителями не менее 1,5 м; отсутствует устройство для обеззараживания воздуха.
Тем самым установлено невыполнением ИП ФИО3 при осуществлении деятельности в магазине «Товары для дома и дачи», расположенном по адресу: <адрес>, пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил «СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», пунктов 2.8, 2.11 «МР 3.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации», пунктов 12.4, 12.6 ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ФИО4 крае», статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
По результатам проверки составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО3 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и направления его на рассмотрение в Пермский районный суд ФИО4 края.
Вместе с тем, с такими выводами должностного лица согласиться нельзя.
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При оценке представленных доказательств следует иметь в виду, что одной из гарантий обеспечения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, является установленное законом требование о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении с участием понятых или с использованием видеозаписи, призванное исключить сомнения относительно полноты и правильности фиксирования в соответствующем процессуальном документе содержания и результатов проводимого процессуального действия.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Из части 1 статьи 27.8 КоАП РФ следует, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов на основании части 2 статьи 27.8 КоАП РФ осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае осуществления видеозаписи для фиксации порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, видеозапись прилагается к процессуальному документу для приобщения к материалам дела об административном правонарушении.
При оценке видеозаписи на предмет ее достоверности и допустимости необходимо учитывать ее непрерывность, полноту (обеспечивающую, в том числе визуальную идентификацию объектов и участников проводимых процессуальных действий, аудиофиксацию речи) и последовательность, а также соотносимость с местом и временем совершения административного правонарушения, отраженными в иных собранных по делу доказательствах.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ осмотр помещений магазина «Товары для дома и дачи», расположенного по адресу: <адрес>, производился с участием продавца ФИО8, без участия понятых. Данное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра помещений ДД.ММ.ГГГГ, составленным по результатам применения названной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В протоколе осмотра указано на применение при осмотре видеосъемки, которая исследовалась в судебном заседании при рассмотрении дела.
Длительность видеозаписи составляет 1 минуту 30 секунд, на ней зафиксирован осмотр торгового зала неустановленного магазина, разговор лица производившего видеозапись и неустановленного лица (сотрудника магазина), которым представлены запас масок, антисептик, белизна, сообщено об отсутствии термометра, иной осмотр в подтверждение отраженных в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ нарушений на видеозаписи не зафиксирован.
Таким образом, оценивая представленную видеозапись в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ с учетом показаний свидетеля ФИО7, который проводил осмотр, о том, что иной видеозаписи, содержащей фиксацию вменяемых ИП ФИО3 нарушений не имеется, прихожу к выводу о том, что представленная видеозапись не содержит и не отражает достоверность соответствующей процедуры (осмотра помещений) и возможность установления фактического наличия нарушений установленных при осмотре и отраженных в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство является существенным нарушением и в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ влечет признание протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ недопустимым доказательством.
Приложенные к материалам дела товарный и кассовый чеки не свидетельствуют о том, что осмотр проводился в помещении магазина по адресу: <адрес>, в котором осуществляет деятельность ИП ФИО3 Так, в товарном чеке стоит лишь печать ИП ФИО3, кассовый чек, в котором указан адрес: <адрес>, датирован ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в указанных чеках имеется надпись «MIX». Из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что осмотр проводился в магазине «Товары для дома и дачи».
Иных доказательств, совокупность которых подтвердила бы наличие вменяемых ИП ФИО3 нарушений, в материалах дела не имеется.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым доказательством по делу, а иных доказательств должностным лицом не представлено, тогда как обязанность по доказыванию таких обстоятельств возложена КоАП РФ именно на административный орган, вина ИП ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, не может считаться установленной.
При таких обстоятельствах, производство по настоящему делу подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в <адрес>вой суд через Пермский районный суд ФИО4 края.
Судья подпись
Копия верна.
Судья Е.П. Спелкова
Подлинный документ подшит в деле №
ФИО4 районного суда ФИО4 края
УИД 59RS0№-08