Уникальный идентификатор дела
19RS0002-01-2020-000192-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Черногорск
18 марта 2020 года Дело № 2а-396/2020
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи И.Р. Коголовского,
при секретаре К.А. Шапаревой, помощнике судьи Т.С. Пановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бортницкого С.В. к администрации города Черногорска о признании незаконным решения,
с участием в деле в качестве заинтересованных лиц Дятловской А.А. , Шадриной Е.Н. , Комитета по управлению имуществом г. Черногорска,
при участии в судебном заседании административного истца Бортницкого С.В. , представителя административного ответчика – Соломачева Э.Ю. на основании доверенности от ***,
У С Т А Н О В И Л:
Бортницкий С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Черногорска о признании незаконным решения ***-иф от *** об отказе в предоставлении земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Требования мотивированы тем, что *** административный истец обратился в администрацию г. Черногорска с заявлением о предоставлении земельного участка, однако *** получил отказ со ссылкой на ранее принятое решение о проведении открытого аукциона по продаже земельного участка. Считает данное решение необоснованным, противоречащим требованиям действующего законодательства, а также нарушающим права и законные интересы административного истца. Указывает, что на указанных в оспариваемом решении сайтах в сети Интернет информация о намерении администрации г. Черногорска предоставить земельный участок отсутствует. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, предусмотренный статьей 39.18 Земельного кодекса РФ, административным ответчиком не осуществлялся.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Дятловская А.А. , Шадрина Е.Н, , Комитет по управлению имуществом г. Черногорска.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика исковые требования не признал, указав о законности принятого решения поскольку поступило несколько заявлений от лиц, желающих получить испрашиваемый административным истцом земельный участок. Просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебно заседания, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд в соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в их отсутствие.
Заслушав устные пояснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, *** Бортницкий С.В. обратился в администрацию г. Черногорска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 1005 кв.м., разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от *** ***-иф администрация города Черногорска сообщила об отказе в предоставлении земельного участка, указав, что в отношении испрашиваемого земельного участка ранее опубликовано извещение о возможности его предоставления для учета мнения населения; от граждан поступили заявления о намерении участвовать в аукционе. В связи с тем, что поступило более одного заявления принято решение о проведении открытого аукциона по продаже данного земельного участка.
Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе и гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Пункт 2 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ устанавливает требования к извещению. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков гражданам носит заявительный характер.
Учитывая, что имеются и другие граждане, заинтересованные в приобретении прав на указанный земельный участок, и подавшие заявления о намерении участвовать в аукционе, с учетом положений п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, оснований для предоставления административному истцу испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу о законности принятого административным ответчиком решения об отказе в предоставлении административному истцу земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных Кодексом.
Указание административного истца на отсутствие решения по проведению аукциона и его не проведение не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого решения, ровно как и обязания устранить допущенные оспариваемым отказом нарушения прав и законных интересов административного истца, поскольку пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ связывает устранение нарушенных прав, свобод и законных интересов в случае признания законным оспариваемого решения. Каких-либо иных требований административное исковое заявление не содержит, административным истцом в ходе рассмотрения дела с учетом положений статья 46 Кодекса административного судопроизводства РФ не заявлялось.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что судом не установлено совокупности указанных условий, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований, в связи с чем отказывает Бортницкому С.В. в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 174 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Бортницкому С.В. в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения администрации города Черногорска и обязании устранить допущенные оспариваемым решением нарушения прав и законных интересов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Р. Коголовский
Мотивированное решение изготовлено 23.03.2020.