Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2019 года г. Томск
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Бутенко Г.Е.
при секретаре Мельниченко А.Е.
с участием представителя истца Осипова А.О., действующего на основании доверенности от ... со сроком полномочий пять лет,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Поморцева А.Д. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
Поморцев А.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области (далее – ГУ-УПФР в г. Томск Томской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости, указывая в обоснование требований, что 26.02.2019 им было подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ-УПФР в г. Томск Томской области от 12.03.2019 № 1131 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности. Ответчиком было установлено, что периоды работы в должности старшего прораба в ... с 01.04.1987 по 29.07.1988, с 01.08.1988 по 16.07.1989, с 03.08.1989 по 31.03.1993 не подлежат зачету в специальный стаж в связи с тяжелыми условиями труда, т.к. работа протекала в должности, не предусмотренной Списками. Истец считает, что решение пенсионного органа является незаконным и нарушает его право на досрочную страховую пенсию по старости. Указывает, что на работах с тяжелыми условиями труда он проработал более 6 лет 3 мес. требуемых для назначения досрочной пенсии в возрасте 58 лет, а именно – 9 лет 7 мес. 15 дней. Ответчиком незаконно отказано во включении в специальный стаж в связи с тяжелыми условиями труда периодов работы в должности старшего прораба в ... общей продолжительностью 5 лет 11 мес. 14 дней. Ссылаясь на п. 8 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 № 81/8 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», указывает, что в спорный период он выполнял функции прораба, осуществлял руководство производственной деятельностью участка, вел учет выполняемых работ, оформлял техническую документацию. Полагает, что характер и условия его работы в должности старшего прораба ... соответствовали характеру и условиям производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренных Списком № 2 в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» (п. «б» код позиции 22900006-24441 – Производители работ»). Считает, что поскольку объем должностных обязанностей старшего прораба не меньше, чем у прораба, спорные периоды должны быть включены ответчиком в стаж работы с тяжелыми условиями труда. Истец просит признать незаконным решение ГУ – УПФР в г. Томск Томской области от 12.03.2019 № 1131; обязать включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением работы с тяжелыми условиями труда периоды работы в должности старшего прораба в ... с 01.04.1987 по 29.07.1988, с 01.08.1988 по 16.07.1989, с 03.08.1989 по 31.03.1993; обязать ГУ – УПФР в г. Томск Томской области назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда со дня обращения с заявлением о назначении пенсии 26.02.2019.
Истец Поморцев А.Д., надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель истца Осипов А.О. в судебном заседании исковые требования Поморцева А.Д. поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В дополнениях к исковому заявлению указал, что в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, предусмотрены производители работ (прорабы), при этом квалификационных характеристик для должностей «старшего производителя работ» («старшего прораба») квалификационный справочник не содержит. Вместе с тем, согласно п. 7 общих положений квалификационного справочника в справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в справочнике характеристик соответствующих базовых должностей. Применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Представитель истца полагает, что старший прораб, помимо осуществления руководства производственно-хозяйственной деятельностью участка, осуществляет контроль за деятельностью прорабов, занятых на участке.
Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 65). В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что периоды работы Поморцева А.Д. в должности старшего прораба в ... с 01.04.1987 по 29.07.1988, с 01.08.1988 по 16.07.1989, с 03.08.1989 по 31.03.1993 не подлежат включению в специальный стаж, т.к. должность старшего прораба Списками не предусмотрена (л.д. 30-32).
Суд на основании чч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца, представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Поморцева А.Д. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» настоящий Федеральный закон устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 названного закона (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Таким образом, пенсионное законодательство в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. При этом из смысла Закона следует, что право на пенсию ранее достижения установленного возраста возникает в зависимости от времени работы в определенной сфере профессиональной деятельности.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Пунктами 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, организаций, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно Списку № 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, мастера (десятники) и прорабы имели право на досрочное назначение пенсии по старости, профессия указана в разделе XXIX - Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций, то есть, из наименования раздела усматривается, что для включения в специальный стаж периода работы в должности прораба в соответствии с этим Списком, требуется подтвердить, что работа протекала только на новом строительстве.
С даты утверждения списков Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», право на досрочное назначение пенсии по старости предоставлено также мастерам строительных и монтажных работ, занятых согласно наименованию раздела на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов (код позиции 2290000б-23419 раздел XXVII), производителям работ (код позиции 2290000б-24441).
Согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 наименование должности «производитель работ» соответствует наименованию «прораб».
Таким образом, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются прорабы.
Согласно п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. №258н) в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), в частности, о выполнении работ определенным способом, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пунктам 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из пункта 5 Разъяснения от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (утв. постановлением Минтруда России от 22.05.1996г. № 29) следует, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
В силу ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из материалов дела следует, что Поморцев А.Д. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 06.08.1998 (л.д. 19, оборот листа).
В судебном заседании установлено, что 26.02.2019, по достижении 58 лет, Поморцев А.Б. обратился в ГУ – УПФР в г. Томск Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием, по его мнению, стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (не менее 6 лет 3 месяцев). Для назначения пенсии истцом были представлены: трудовая книжка серии ..., заполненная ..., архивная справка от 15.02.2019 № С-445, выданная ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области», диплом ... от ...
Решением ГУ – УПФР в г. Томск Томской области от 12.03.2019 № 1131 Поморцеву А.Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» (л.д. 18-20) в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности.
Из решения пенсионного органа и отзыва представителя ГУ – УПФР в г. Томск Томской области следует, что в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Поморцеву А.Д. засчитаны периоды работы с 01.08.1983 по 07.12.1986 в должности мастера с исполнением обязанностей прораба в А.Д. продолжительностью 3 года 4 мес. 7 дней; с 08.12.1986 по 31.03.1987 в должности прораба в ... продолжительностью 3 месяца 24 дня. Не включены в специальный стаж по Списку № 2 периоды работы Поморцева А.Д. в должности старшего прораба в ... с 01.04.1987 по 29.07.1988, с 01.08.1988 по 16.07.1989, с 03.08.1989 по 31.03.1993, т.к. работа протекала в должности, не предусмотренной Списками.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ, п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как следует из трудовой книжки истца ..., заполненной ..., Поморцев А.Д. 15.08.1983 после окончания Томского инженерно-строительного института по направлению был принят в ... мастером по монтажу железобетонных конструкций (приказ от 19.08.1983 № 74-к), 08.12.1986 в соответствии с приказом от 19.12.1986 № 116к переведен прорабом ...; 06.04.1987 на основании приказа от 14.04.1987 № 41к назначен старшим прорабом строительного управления; 01.07.1989 на основании решения Советского райисполкома от 30.06.1989 № 405 ... реорганизовано в ... при ..., 14.03.1991 ... преобразован в объединение арендных и кооперативных организаций ... (приказ от 19.12.1991 № 143). 16.02.1993 ... преобразовано в ..., 25.12.1995 Поморцев А.Д. переведен начальником монтажного участка (приказ от 24.01.1996 № 20к), 24.09.1996 уволен в связи с переводом в ... (л.д. 9-11).
Записи, внесенные в трудовую книжку, подтверждаются архивной справкой от 15.02.2019 № С-445, выданной ОГКУ ЦДНИ ТО (л.д. 14-16).
Дипломом ... подтверждается, что Поморцев А.Д. с 1978 по 1983 гг. обучался в Томском инженерно-строительном институте по специальности промышленное и гражданское строительство, по окончании института ему присвоена квалификация инженера-строителя (л.д. 83).
Согласно справке ... от 25.01.2007 № 65 (л.д. 93) ... входило в состав домостроительного комбината на правах структурного подразделения, 01.07.1989 СУ-15 реорганизовано в кооператив ..., 24.09.1996 ... было ликвидировано и зарегистрировано ...; 01.02.2001 ... реорганизовано в ... 28.12.2002 ... переименовано в ... (приказ от 30.12.2002 № 268-к).
Из Устава ... зарегистрированного постановлением главы администрации г. Томска от 16.02.1992 № 1097р, следует, что основным видом деятельности Общества является изготовление и строительство жилых домов, объектов гражданского и производственного назначения. Видами деятельности Общества являются: выполнение строительно-монтажных работ; изготовление строительных конструкций, изделий и материалов; выполнение проектных работ, а также иные виды деятельности; не запрещенные действующим законодательством (пункты 2-3 Устава, л.д. 94-108).
Сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ в отношении ..., подтверждается, что основным видом деятельности общества является строительство жилых и нежилых зданий.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика не оспаривала, что Поморцев А.Д. в спорные периоды работы в ... был занят на работах по возведению зданий и сооружений, однако оспаривала его право на льготное пенсионное обеспечение как старшего прораба, т.к. должность не предусмотрена Списками.
С выводами пенсионного органа суд соглашается по следующим основаниям.
Ни Списком № 2 от 22.08.1956, ни Списком № 2 от 26.01.1991 не предусмотрена должность старшего прораба.
Суд не может согласиться с доводами представителя истца о том, что в спорные периоды работы Поморцев А.Д. фактически выполнял функции прораба, осуществлял руководство производственной деятельностью участка, вел учет выполненных работ, оформлял техническую документацию, объем его должностных обязанностей был не меньше, чем у прораба, т.к. помимо осуществления руководства производственно-хозяйственной деятельностью участка он осуществлял контроль за деятельностью прорабов, занятых на участке.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
Вместе с тем, из штатных расписаний линейного персонала ... на 1988-1989 гг. следует, что в ... штатными расписаниями были предусмотрены 3 участка со штатными должностями мастеров, прорабов. Кроме того, на каждом участке предусмотрена должность старшего прораба в количестве 1 штатной единицы с должностными окладами 230-250 руб., в то время как должностной оклад прораба был установлен в размере 210-220 руб. (л.д. 61-64).
Различен и объем должностных обязанностей прораба и старшего прораба, что подтверждается должностными инструкциями, утвержденными 17.07.1985 начальником строительного управления № 15 (л.д. 58-60).
Таким образом, в строительном управлении Домостроительного комбината была предусмотрена полная структура строительного участка: старший прораб – прораб – мастер. Прорабский участок подчинялся непосредственно начальнику участка.
Ссылку истца, представителя истца на п. 8 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 № 81/8 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», согласно которому если в списке включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список № 2, раздел XXX, подраздел 1, включены «кондукторы грузовых поездов»; в список № 2, раздел I, подраздел 1, - «аппаратчики» или в список № 2, раздел IV, подраздел 3, - «машинисты ведущих моторов станов»), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, т.е. не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов; не только аппаратчики, но и старшие аппаратчики, младшие аппаратчики и помощники аппаратчиков; не только машинисты ведущих моторов станов, но и их помощники, суд считает несостоятельной.
Перечисленные профессии относятся к рабочим профессиям. Должность же производителя работ согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 367, относится к должностям инженерно-технических работников (должности служащих).
Из должностных инструкций прораба и старшего прораба также следует, что указанные должности относятся к категории руководителей.
Архивной справкой от 15.02.2019 № С-445 (л.д. 14-16) подтверждается, что в приказах за 1987-1989 гг. Поморцев А.Д. значится старшим прорабом участка № 1.
Согласно справочным данным по заработной плате № 0218 за 1987-1990 годы старшему прорабу Поморцеву А.Д. был установлен должностной оклад в размере 250 руб., в 1991 году – 260 руб., в 1992 году – 1700 руб., за 1993 год Поморцев А.Д. также значится старшим прорабом (л.д. 85-91).
Старшему прорабу Поморцеву А.Д. объявлялась благодарность в честь Дня строителя (приказ от 03.08.1989 № 198, л.д. 16).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что должность старший прораб в ... являлась самостоятельной, была предусмотрена штатными расписаниями, неправильности указания работодателем наименования должности истца, которую он занимал в спорные периоды, судом не установлено, следовательно, правовых оснований для установления тождественности должности и функциональных обязанностей, выполняемых старшим прорабом, должности и функциональным обязанностям прораба, у суда не имеется.
Справка работодателя, уточняющая характер работы истца в спорные периоды, его занятость в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда истцом ни в пенсионный орган, ни в суд не была представлена.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение ГУ - УПФР в г. Томск Томской области от 12.03.2019 № 1131 об отказе Поморцеву А.Д. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является законным. Оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы в должности старшего прораба в ... с 01.04.1987 по 29.07.1988, с 01.08.1988 по 16.07.1989, с 03.08.1989 по 31.03.1993 у суда не имеется, соответственно, не подлежит удовлетворению и требование Поморцева А.Д. о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда со дня обращения с заявлением о назначении пенсии 26.02.2019, т.к. истец не располагает специальным стажем необходимой продолжительности – не менее 6 лет 3 мес.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Поморцева А.Д. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области от 12.03.2019 № 1131; возложении обязанности включить периоды работы в должности старшего прораба в ... с 01.04.1987 по 29.07.1988, с 01.08.1988 по 16.07.1989, с 03.08.1989 по 31.03.1993 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда; назначить Поморцеву А.Д. досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда со дня обращения с заявлением о назначении пенсии 26.02.2019 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Е. Бутенко
Мотивированный текст решения суда изготовлен 5 августа 2019 года.