Мировой судья Волосков В.М. Дело № 11-25/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омутнинск, Кировская область 27 марта 2018 года
Омутнинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Шумайловой С.А.,
при секретаре Волошко Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 30 Омутнинского судебного района Кировской области от 24 января 2018 года, по делу по иску Волосковой Татьяны Вениаминовны к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, которым постановлено:
Исковые требования Волосковой Татьяны Вениаминовны о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Волосковой Татьяны Вениаминовны за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2017 г. расходы по оплате коммунальных услуг по отоплению и освещению жилья в размере 25047 руб. 21 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 951 руб. 42 коп.
В удовлетворении исковых требований к КОГБУЗ «Омутнинская центральная районная больница» отказать.
УСТАНОВИЛ:
Волоскова Т.В. обратилась к мировому судье с иском к министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» о взыскании разницы между фактически затраченными денежными средствами и выплаченной компенсацией за коммунальные услуги медицинскому работнику, проживающему в поселке городского типа. Мотивировала иск тем, что 18.12.1981 года принята в Медсанчасть №131 АДРЕС ИЗЪЯТ, которая в дальнейшем была реорганизована в МУЗ «Городская больница №2», а в настоящее время является структурным подразделением КОГБУЗ «Омутнинская центральная районная больница», в настоящее время работает в должности фельдшера в отделении скорой медицинской помощи на станции скорой помощи АДРЕС ИЗЪЯТ подразделение №52 АДРЕС ИЗЪЯТ. Волоскова Т.В. проживает и зарегистрирована в пгт. АДРЕС ИЗЪЯТ. До 01.01.2005 истица пользовалась социальной поддержкой и правовой защитой как медицинский работник, имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. Данное обстоятельство подтверждается вступившими в законную силу решениями суда. Указала, что её расходы по оплате коммунальных услуг с июля 2016 года по 31 декабря 2017 года составили 35723,21 руб., в том числе за отопление -27621,72 руб., освещение - 8101,49 руб. Льгота специалиста составила 10676 руб.. Разница между фактически затраченными ею денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 25047 руб. Просила взыскать с Министерства финансов Кировской области, КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» указанную сумму солидарно, а также 1001,89 руб. расходов на оплату госпошлины.
Мировым судьей постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С данным решением ответчик министерство финансов Кировской области не согласен, в апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Волосковой Т.В. к министерству финансов Кировской области в полном объеме. В обоснование указал, что истцу в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО выплачивалась ежемесячно частичная денежная компенсация с 01.01.2005. Получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счёт средств областного бюджета не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005. Истец же не представил доказательства о наличии фактов, имеющих юридическое значение и порождающих возникновение длящих правоотношений, указанных в ст. 153 Федерального закона № 122 от 22.09.2004, не представлены справки о том, что она до 01.01.2005 пользовалась мерой социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с отоплением и освещением. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя обязательств, в том числе предоставления льгот, следовательно, данные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности за счет средств федерального бюджета. Считал незаконным взыскание с Министерства государственной пошлины.
В судебное заседание ответчики министерство финансов Кировской области, КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили письменные ходатайства с просьбой рассмотреть дело без участия представителей.
Истец Волоскова Т.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, просила рассмотреть апелляционную жалобу без ее участия. В письменном возражении на жалобу просит оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения, повторила доводы искового заявления.
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в жалобе. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие сними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.
Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу. Статья 62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 (действовавшим до 06.05.2003), постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от05.07.1968 № 517 (действовавшим до 14.10.2003) было предусмотрено, что квалифицированные медицинские работники, работающие и проживающие в сельской местности, обеспечивались бесплатными квартирами с отоплением и освещением. Это право сохранялось и за перешедшими на пенсию квалифицированными медицинскими работниками при условии наличия у них стажа работы в сельской местности не менее 10 лет.
Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со ст. 4 указанного закона размер частичной компенсации расходов составляет 400 руб., увеличивается и утверждается Правительством Кировской области.
На основании постановления Правительства Кировской области от 16.12.2013 № 240/854 «Об увеличении и утверждении размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Кировской области» (п. 5) с 01.07.2014 размер ежемесячной частичной компенсации расходов составляет 628 руб.
По действующему с 01.01.2005 законодательству обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в государственных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты основанной на положениях указанного Федерального закона, субъект Российской Федерации, муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые меры, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием указанного закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Из материалов дела следует, что Волоскова Т.В. 18.12.1981 г. была принята на работу в медсанчасть №131, которая после ряда реорганизаций в настоящее время является структурным подразделением КОГБУЗ «Омутнинская центральная районная больница», где работал до 31.03.2017. В настоящее время с 01.04.2017 работает фельдшером скорой медицинской помощи на подстанции №52 АДРЕС ИЗЪЯТ в филиале подстанции АДРЕС ИЗЪЯТ. Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки, справкой ЦРБ. Волоскова Т.В. зарегистрирована и проживает по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ.
Истец относится к категории граждан, имеющих право на указанную выше меру социальной поддержки, а также пользовавшихся данной мерой по состоянию на 01.01.2005.
Не могут быть приняты во внимание доводы ответчика министерства финансов Кировской области о недоказанности истцом факта пользования мерами социальной поддержки до 01.01.2005, поскольку данное обстоятельство было установлено решением суда, вступившим в законную силу. При рассмотрении указанного дела департамент финансов Кировской области, правопреемником которого является министерство финансов Кировской области, принимал участие в судебном разбирательстве в качестве ответчика. В соответствии с ч. 2. ст. 61 ГПК РФ такие обстоятельства имеют для мирового судьи обязательную силу, не подлежат доказыванию вновь и оспариванию при рассмотрении данного дела. Иного суду не доказано.
Разрешая спор, мировой судья пришел к верному выводу о том,что предусмотренные Законом Кировской области № 267-30 выплатыкомпенсации являются дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не лишают указанную категорию лиц права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан.
Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, где работает истец, передано в ведение Кировской области, расходы по оплате за содержание и текущий ремонт, отопление и освещение подлежат взысканию с министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Кировской области.
Оснований для переоценки представленных сторонами доказательств и выводов мирового судьи суд апелляционной инстанции не усматривает. Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно установлены все обстоятельства, имеющие правовое значение, и правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами мирового судьи и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела или являлись безусловным основанием к отмене решения мирового судьи, по делу не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что мировым судьей не применено положение п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобождающее государственные органы от уплаты государственной пошлины, является несостоятельным, поскольку соответствующая сумма государственной пошлины подлежит взысканию с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны Кировской области не в доход бюджета, а в порядке возмещения судебных издержек в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда. Указанная сумма уплачена истцом при подаче искового заявления.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░