Судья Малышева Т.В. Дело № 33а-2069/2021
УИД 37RS0020-01-2021-000952-91
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иваново 12 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мудровой Е.В.,
судей Кругловой Н.С., Степановой Л.А.,
с участием:
прокурора Куприяновой М.С.,
при секретаре Разводовой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кругловой Н.С.
дело по апелляционной жалобе административного истца Федерального казенного учреждения исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области и апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области Кочнева А.С.на решение Тейковского районного суда Ивановской области от 03 июня 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области (далее - ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении освобождаемой из мест лишения свободы Подберезко М.С. административного надзора на срок погашения судимости по приговору Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года - восемь лет, с административными ограничениями в виде обязательной явки на регистрацию два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства; запрета пребывания вне жилого помещения в период с 22:00 до 06:00 часов; запрета выезда за пределы территории города Иваново.
Административное исковое заявление мотивировано наличием в действиях Подберезко М.С. по приговору Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года опасного рецидива преступлений, совершением преступления в ночное время и отсутствием у осужденной определенного места жительства.
Решением Тейковского районного суда Ивановской области от 03 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области к Подберезко М.С. об установлении административного надзора отказано.
Административным истцом ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области иисполняющим обязанности прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области Кочневым А.С. поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление, в котором они просят решение суда первой инстанции отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывают, что вопреки выводам суда, в приговоре Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года в действиях Подберезко М.С. установлен опасный рецидив преступлений, в связи с чем имеются основания для установления в отношении нее административного надзора. Просят установить Подберезко М.С. административный надзор на срок 8 лет с возложением административных ограничений, предложенных в административном исковом заявлении.
Представитель административного истца ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела по апелляционным жалобе и представлению, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании статей 272, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Прокурор Куприянова М.С. полагала необходимым апелляционное представление и апелляционную жалобу удовлетворить.
Административный ответчик Подберезко М.С. просила решение Тейковского районного суда Ивановской области оставить без изменения, указывая на отсутствие в ее действиях опасного рецидива преступлений и невозможность исполнения административных ограничений ввиду отсутствия у нее постоянного места жительства.
Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года
«О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального прав (пункты 1, 3, 4 части 2).
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для установления в отношении Подберезко М.С. административного надзор, поскольку приговор Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года содержит указание на совершение Подберезко М.С. преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива в приговоре не определен, при этом злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания осужденная не признавалась.
Однако из представленных материалов дела следует, что приговором Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года Подберезко М.С. осуждена за совершение преступления, предусмотренного п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Согласно указанному приговору при назначении Подберезко М.С. наказания учитывалось совершение ею тяжкого преступления в период неснятой и непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления, то есть при опасном рецидиве преступлений (абз. 2 л.д. 10).
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, имеющийся в действиях Подберезко М.С. вид рецидива (опасный) в приговоре Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года определен.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах имеются правовые основания для установления административного надзора в отношении Подберезко М.С., осужденной приговором Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года за совершение тяжкого преступления, предусмотренного п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, при опасном рецидиве преступлений.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции от 03 июня 2021 года не отвечает требованиям закона и подлежит отмене, а административное исковое заявление ФКУ ИК- 10 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении освобождаемой из мест лишения свободы Подберезко М.С. рассмотрению по существу с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Положениями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При этом в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки поднадзорного лица в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ, судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, требование ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора за Подберезко М.С. сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия ею наказания, отвечает требованиям закона.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, определены в статье 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ. Согласно положениям части 2 названной статьи обязательным является установление судом административных ограничений в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из характеристики ФКУ ИК-10 от 05 мая 2021 года следует, что Подберезко М.С. за время содержания в следственном изоляторе допустила четыре нарушения установленного порядка содержания (водворялась в карцер и в ШИЗО, объявлялись выговоры), поощрений не имела. За время нахождения в исправительном учреждении ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ивановской области режим содержания выполняла, взысканий и поощрений не имела. В ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области прибыла 14 ноября 2017 года, была трудоустроена, к труду относится добросовестно. Установленный порядок отбывания наказания не выполняет, 9 раз подвергалась дисциплинарным взысканиям. Имеет 1 поощрение. Мероприятия воспитательного характера и занятия по социально-правовым вопросам посещает, делает правильные выводы. В 2018 году окончила обучение в профессионально-техническом училище по специальности швея. К обучению и работам без оплаты труда по благоустройству исправительного учреждения относилась добросовестно. В целом администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно.
Оснований сомневаться в достоверности изложенных в характеристике сведений судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание сведения о личности Подберезко М.С., образе ее жизни, обстоятельствах совершения ею преступления и поведении в период отбывания наказания, судебная коллегия приходит к убеждению, что для достижения целей административного надзора в отношении Подберезко М.С. необходимо установить административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Разрешая требования административного истца об установлении осужденнойПодберезко М.С.административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, судебная коллегия приходит к следующему.
Подберезко М.С.является гражданкой Российской Федерации, семьей не обременена, места жительства и регистрации не имеет, что следует из приговора Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года и не отрицалось административным ответчиком в судебном заседании.
В силу требований части 2 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ отсутствие у поднадзорного лица места жительства или пребывания влечет обязательное применение административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Определяя территорию, запрет на выезд за пределы которой подлежит установлению в отношении Подберезко М.С., судебная коллегия учитывает, что в <адрес> расположено <данные изъяты>. При этом сведений о наличии у Подберезко М.С. реальной возможности проживания в ином месте не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым установить Подберезко М.С. административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы территории муниципального образования - городского округа <адрес>.
Кроме того, принимая во внимание, что предусмотренное п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ тяжкое преступление совершеноПодберезко М.С. в ночное время суток, судебная коллегия в целях предупреждения совершения ею преступлений и других правонарушений, а также защиты государственных и общественных интересов усматривает основания для назначенияПодберезко М.С.административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22:00 часов до 06:00 следующего дня. Поскольку данное административное ограничение может негативно повлиять на трудовую деятельность Подберезко М.С. после освобождения из мест лишения свободы, судебная коллегия считает возможным установить его за исключением случаев, связанных с ее трудовой деятельностью.
При этом судебная коллегия отмечает, что в силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
Таким образом, если в дальнейшемПодберезко М.С.будет иметь место жительства или пребывания на иной территории, она сама или орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением об отмене административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу выезжать за пределы установленной судом территории, а также орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении данного административного ограничения путем его конкретизации, то есть изменения пределов территории.
Оснований для установления иных административных ограничений, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу административного истца ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области и апелляционное представление и.о. прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области Кочнева А.С.удовлетворить.
Решение Тейковского районного суда Ивановской области от 03 июня 2021 года отменить и принять по делу новое решение.
Установить в отношении Подберезко Марины Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки <данные изъяты>, уроженки д. <адрес>, административный надзор на срок 8 (восемь) лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, по приговору Хамовнического районного суда г. Москвы от 14 июня 2017 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
Установить Подберезко Марине Сергеевне административные ограничения:
- обязательная явка 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные данным органом;
- запрещение выезда за пределы территории муниципального образования - городского округа <адрес>;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22:00 часов до 06:00 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с ее трудовой деятельностью.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Подберезко М.С. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Подберезко М.С., что она должна явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к месту жительства или пребывания, после освобождения из мест лишения свободы.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции (г. Москва) в течение 6 месяцев со дня принятия.
Председательствующий Е.В. Мудрова
Судьи Н.С. Круглова
Л.А. Степанова