УИД 58RS0002-01-2021-000073-53
№ 2а-28/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Спасск
Пензенской области 08 февраля 2021 г.
Спасский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Основиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело
по административному исковому заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразмещении на официальном сайте порядка рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность, и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Спасского района Пензенской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразмещении на официальном сайте администрации порядка рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность, и возложении обязанности.
В обоснование административного иска указано, что в нарушение требований действующего законодательства: части 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 13, статьи 14 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пункта 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органам местного самоуправления в сети «Интернет» - на официальном сайте административного ответчика - администрации сельсовета http://bednodemynovsky.spassk.pnzreg.ru содержится неполная информация, предусмотренная к размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно отсутствует порядок рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность, не размещены обзоры обращений лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 1- 3 квартал 2020 г. Бездействие администрации по официальному опубликованию снижает возможность общественного контроля гражданского общества (неопределенного круга лиц) за законностью деятельности администрации поселения, а также нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с такими сведениями, чем ущемляет права граждан на беспрепятственное получение информации о деятельности органа местного самоуправления. В связи с чем на основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор обращается с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц и просит суд признать незаконным бездействие администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в неразмещении на официальном сайте порядка рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность, и обязать разместить на официальном интернет-сайте администрации сельсовета http://bednodemynovsky.spassk.pnzreg.ru:
- порядок рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
- обзоры обращений лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 1- 3 квартал 2020 г. (л.д.5-7).
В судебное заседание представитель административного истца - прокуратуры Спасского района Пензенской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Помощник прокурора Спасского района Пензенской области Елизаров С.С. адресовал суду письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело без участия представителя административного истца.
Представитель административного ответчика – администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Глава администрации сельсовета Гаврюшин А.В. представил суду письменное заявление с просьбой рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика, указав, что иск признает в полном объеме.
Кроме этого лица, участвующие в деле, заблаговременно извещены путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения настоящего дела на официальном сайте Спасского районного суда Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
http://bednodemyanovsky.pnz.sudrf.ru(л.д.16).
В силу части 5 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Обязательным участие административного истца и административного ответчика при рассмотрении настоящего дела судом не признавалось и в силу закона таковым не является.
На основании статьи 150 КАС РФ неявка сторон не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем судом постановлено рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 КАС РФ предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В связи, с чем прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ).
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан (статья 14 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органам местного самоуправления в сети «Интернет» - необходимо размещать информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что на администрацию Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, как орган местного самоуправления, возложена обязанность по соблюдению порядка рассмотрения обращений, своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации и законодательства о рассмотрении обращений граждан 22 декабря 2020 г. прокуратурой Спасского района Пензенской области был проведен мониторинг официального сайта администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области (http://bednodemynovsky.spassk.pnzreg.ru), в ходе которого установлено, что на нем отсутствует информация, предусмотренная пунктом 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»: порядок рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры обращений лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 1-3 квартал 2020 г., что подтверждается актом осмотра сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с прилагаемыми скриншотами страниц данного официального сайта.
До настоящего времени допущенные нарушения ответчиком не устранены.
Таким образом, бездействие администрации сельсовета по неразмещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации информации, установленной вышепоименованным Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела.
Невыполнение администрацией Беднодемьяновского сельсовета вышеуказанных требований закона нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственное получение информации о деятельности органа местного самоуправления.
В связи, с чем суд считает, что обращение прокурора с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд считает, что установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячный срок подачи административного искового заявления на бездействие органа местного самоуправления не пропущен, поскольку о нарушении прав неопределенного круга лиц административному истцу стало известно в ходе проведенной прокурорской проверки 22 декабря 2020 г.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, органы местного самоуправления освобождены.
В связи, с чем госпошлина с администрации сельсовета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Спасского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразмещении на официальном сайте порядка рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, выразившееся в неразмещении на официальном сайте администрации порядка рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность.
Обязать администрацию Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации http://bednodemynovsky.spassk.pnzreg.ru информацию, предусмотренную Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно:
- порядок рассмотрения обращений граждан с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
- обзоры обращений лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 1 - 3 квартал 2020 г.
Об исполнении решения сообщить в тот же срок в суд и административному истцу - прокурору Спасского района Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Пензенский областной суд через районный суд.
Председательствующий –П/П – Г.А.Артамонова