Дело № 2а-316/2021 года №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2021 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И.
при ведении протокола судебного заседания помощника судьи Покровской Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Севского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Доброводской сельской администрации Севского района о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой Севского района в 2021 году проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего организацию похоронного дела и оказание услуг по погребению умерших на территории Доброводского сельского поселения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ч.2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территории которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности - государственные, муниципальные.
В силу п.1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными требованиями и правилами содержания мест погребения, установленными органами местного самоуправления.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п.4).
Статьями 1 и 11 от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что его действие направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть, состоянии здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно п.1 ст.22 указанного закона №52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы, по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 17 Закона № 8-ФЗ).
Согласно ч.2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом Брянской области от 05.12.2014 № 80-3 «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области», за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684- 21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Санитарные правила).
Из анализа данных норм следует, что место для сбора ТКО должно быть оборудовано контейнером, имеющим соответствующее ограждение и расположенном на твердом (асфальтовое, бетонное) покрытии.
Проведенной проверкой установлено, что на территории общественных кладбищ, расположенных на территории Доброводского сельского поселения Севского муниципального района <адрес>, отсутствуют оборудованные места для сбора ТКО.
Вышеназванное свидетельствует о том, что администрацией Доброводского сельского поселения не должным образом осуществляется работа по надлежащему содержанию, благоустройству и санитарной очистке кладбищ, требования федерального законодательства должным образом не исполняются или исполняются не в полном объеме, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Доброводская сельская администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии со ст. 35 Устава муниципального образования «Доброводское сельское поселение Севского муниципального района Брянской области» наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области.
По результатам проверки прокуратурой района главе Доброводского сельского поселения 03.06.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Просит признать бездействие Доброводской сельской администрации в части непринятия мер по оборудованию территории кладбищ, расположенных на территории Доброводского сельского поселения Севского муниципального района <адрес>, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов, незаконным.
Обязать Доброводскую сельскую администрацию до 31.08.2022 оборудовать кладбища, расположенные на территории Доброводского сельского поселения Севского муниципального района <адрес>, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов, с подъездами к ним, огородить площадки для мусоросборников и обеспечить их твердым покрытием.
В судебном заседании помощник прокурора Севского района Брянской области Сычева А.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика глава Доброводской сельской администрации Шпаков А.М. в судебном заседании пояснил, что с выявленными нарушениями согласен частично в связи с тем, что нет в бюджете поселения денежных средств на устранение указанных нарушений.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителяадминистративного ответчика, изучив материалы дела, огласив их, пришел к следующему:
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения санитарных правил (абз. 3 п. 1 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу п. 1 Санитарных правил, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 65 Санитарных правил на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
В соответствии с п. 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В материалах дела имеется представление прокурора Севского района от 03.06.2021г. об устранении нарушений требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами, вынесенное в адрес главы муниципального образования «Доброводскоесельское поселение Севского муниципального района Брянской области» (л.д.5-7).
Из ответа главы «Доброводской сельской администрации от ДАТА. №, следует, что согласно СанПина контейнерная площадка должна: быть открытой, продуваемой (возможно возведение навеса от дождя и снега); иметь свободный подъезд для мусоровозов и спецтехники; иметь прочное покрытие из бетона или асфальта; быть огражденной с трех сторон, с ограждениями высотой как минимум один метр. На обустройство всех семи площадок необходимо значительное количество денежных средств. Так как на 2021 финансовый год денежные средства не запланированы, при согласовании бюджета на 2022 год финансовые средства на обустройство контейнерных площадок будут предусмотрены (л.д.8).
Также в материалах дела имеется объяснение от 03.06.2021г. полученное помощником прокурора Севского района от главы МО «Доброводское сельское поселение Севского муниципального района» Шпакова А.М., из которого следует, что с выявленными нарушениями согласен. По мере возможности в бюджете поселения будут заложены средства на устранение указанных нарушений (л.д.9).
Согласно рапорту помощника прокурора Севского района Брянской области от 27.08.2021г., 27.08.2021г. проведена проверка устранения выявленных ранее нарушений законодательства, регулирующего организацию похоронного дела и оказание услуг по погребению умерших, законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Доброводского сельского поселения. Проведенной проверкой установлено, что на территории общественных кладбищ, расположенных на территории Доброводского сельского поселения Севского муниципального района <адрес>, отсутствуют оборудованные места для сбора ТКО. По результатам проверки прокуратурой района главе Доброводского сельского поселения 03.06.2021г. внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены (л.д.24-27).
В материалах дела имеются: Свидетельство о государственной регистрации права от24.02.2015г., на основании № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 17.04.2006г. Субъект права: Доброводское сельское поселение Севского района Брянской области. Вид права: Собственность. Кадастровый №. Объект права: Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбища, площадь <...>, <адрес>. Существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.02.2015г. сделана запись регистрации № (л.д.28); Свидетельство о государственной регистрации права от 24.02.2015г., на основании № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 17.04.2006г. Субъект права: Доброводское сельское поселение Севского района Брянской области. Вид права: Собственность. Кадастровый №. Объект права: Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбища, площадь <...>, <адрес>, в конце улицы. Существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.02.2015г. сделана запись регистрации № (л.д.29); Свидетельство о государственной регистрации права от 24.02.2015г., на основании № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 17.04.2006г. Субъект права: Доброводское сельское поселение Севского района Брянской области. Вид права: Собственность. Кадастровый №. Объект права: Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбища, площадь <...>, <адрес> в начале улицы. Существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.02.2015г. сделана запись регистрации № (л.д.30); Свидетельство о государственной регистрации права от 24.02.2015г., на основании № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 17.04.2006г. Субъект права: Доброводское сельское поселение Севского района Брянской области. Вид права: Собственность. Кадастровый №. Объект права: Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбища, площадь <...>, <адрес>. Существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.02.2015г. сделана запись регистрации № (л.д.31);Свидетельство о государственной регистрации права от 24.02.2015г., на основании № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 17.04.2006г. Субъект права: Доброводское сельское поселение Севского района Брянской области. Вид права: Собственность. Кадастровый №. Объект права: Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбища, площадь <...>, <адрес>. Существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.02.2015г. сделана запись регистрации № (л.д.32).
Согласно п.1 ст. 35 Устава Доброводского сельского поселения, Доброводская сельская администрация – исполнительно – распорядительный орган сельского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области (л.д.10-14).
Решением главы Доброводского сельского поселения от 26.01.2021г. № 37 О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Доброводское сельское поселение», постановлено: внести изменения в Устав МО «Доброводское сельское поселение» изменения и дополнения (приложение 1) (л.д.16).
В материалах дела имеется приложение к решению Доброводского сельского Совета народных депутатов от 26.01.2021г. № 37, согласно п. 9, к вопросам местного значения поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д.17-18).
Учитывая, что административным ответчиком Доброводской сельской администрацией нарушения в виде отсутствия оборудованных мест для сбора ТКО на территории общественных кладбищ, расположенных на территории Доброводского сельского поселения Севского муниципального района <адрес> до настоящего времени не устранены, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Севского района Брянской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать бездействие Доброводской сельской администрации в части непринятия мер по оборудованию территории кладбищ, расположенных на территории Доброводского сельского поселения Севского муниципального района <адрес>, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов, незаконным.
Обязать Доброводскую сельскую администрацию до ДАТА оборудовать кладбища, расположенные на территории Доброводского сельского поселения Севского муниципального района <адрес>, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов, с подъездами к ним, огородить площадки для мусоросборников и обеспечить их твердым покрытием.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна
судья Севского
районного суда В.И. Рухмаков
Помощник судьи Покровская Е.В.