Дело 2а-2333/2020
39RS0002-01-2020-001066-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Холониной Т.П.
при секретаре Козловой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Орловой А. Р. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, заинтересованные лица Хорунжа В.А., Отдел опеки и попечительства по Черняховскому городскому округу Калининградской области, Администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» о признании незаконными действий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области по невключению семьи Орловой А. Р. в Сводный список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 г.г., обязании включить в Сводный список молодых семей, обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Орлова А.Р. обратилась в суд с административным иском, указывая, что < Дата > постановлением администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» ее семья признана нуждающейся в жилом помещении и нуждающейся в улучшении жилищных условий и внесена в список очереди граждан, определенных программой «Обеспечение жильем молодых семей Черняховского городского округа». В связи с рождением ребенка, в постановление от < Дата > № были внесены изменения, о чем Администрацией Муниципального образования «Черняховский городской округ» было вынесено постановление от < Дата > №.
Постановлением Администрации Муниципального образования «Черняховский городской округ» от < Дата > № ее семья была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г.»
Однако, в апреле 2019 г. от Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» ею было получено уведомление, датированное < Дата > № о том, что на основании постановления от < Дата >.№ ее семья была исключена из списка молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ на 2015-2020 гг.».
В ответе на её обращение Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области ей был дан ответ < Дата > №/ЖС-4, в котором было указано, что постановлением Администрации Муниципального образования «Черняховский городской округ» от < Дата > № ее семья была исключена из списка молодых семей - участников мероприятия в связи с тем, что ее супругу исполнилось 36 лет. Также < Дата > за исх. №/ЖС-4 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области ей было сообщено, что ее семья не вошла в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в 2018 г. по муниципальному образованию Черняховский городской округ», сформированному с учетом размера средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Черняховский городской округ», а также объема субсидии, предоставляемой на эти цели из федерального и областного бюджета, поскольку в список были включены первые 15 молодых семей, в том числе 1 многодетная.
Просит признать незаконными действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области по не включению семьи Орловой А. Р. в Сводный список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 г.г., изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию Черняховский городской округ» на 2018 г., обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области устранить нарушения прав и законных интересов Орловой А.Р. путем включения семьи Орловой А.Р. ( 3 человека) в Сводный список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 г.г., изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию Черняховский городской округ на 2018 и выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
В судебном заседании административный истец Орлова А.Р. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, на их удовлетворении настаивала.
Представитель Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области по доверенности Джафарова С.Н.. в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные пояснения, указала, что в связи с ограниченным объемом ожидаемого финансирования в список молодых семей, изъявивших желание принять участие в подпрограмме в 2018 году, вошли 92 молодые семьи из 367 молодых семей, семья Орловой А.Р. в данный список не вошла. В июне 2018 года семья Орловой А.Р. была повторно включена в сводный список молодых семей-участников подпрограммы на 2019 год, однако в апреле 2019 семья Орловой А.Р. была исключена из списка на основании пп. «а» п. 6 Правил предоставления молодым семья социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в связи с достижением супругом Орловой А.Р. возраста 36 лет.
Представитель Администрации МО «Черняховский городской округ» по доверенности Ю.А. Гаркавая в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, ранее в судебном заседании полагает рассмотрение административных исковых требований на усмотрение суда, представила письменный отзыв, указала, что семья Орловой А.Р. была включена в список по муниципальному образованию «Черняховский городской округ» на 2018 год, в состав сводного списка вошли 19 семей, в том числе семья Орловой А.Р. под номером 15, порядок формирования сводного списка исходил из даты подачи заявления участниками программы, после чего данный сводный список был направлен в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области. < Дата > из Министерства в адрес администрации поступила выписка из сводного списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году, из 19 семей-претендентов было включено 15 семей, семья Орловой А.Р. в данный список включена не была. Причина не включения семьи Орловой А.Р. в список участников подпрограммы не известна.
Представитель Управления социальной защиты населения Администрации МО «Черняховский ГО» Царик Т.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в принятии решения полагается на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Хорунжа В.А., представитель отдела опеки и попечительства по Черняховскому городскому округу Калининградской области в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации МО «Черняховский городской округ» от < Дата > № семья Орловой А. Р. (состав семьи 2 человека: она, муж Хорунжа В.А.) принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
< Дата > на основании постановления администрации МО «Черняховский городской округ» № в постановление от < Дата > № внесены изменения в пункте 1 постановления: «слова состав семьи 2 человека: она, муж Хорунжа В.А.», заменить словами: «состав семьи 3 человека: она, муж Хорунжа В.А., дочь Х.».
< Дата > на основании постановления администрации МО «Черняховский городской округ» № на основании заявления и документов, предоставленных молодой семьей Орловой А.Р., её семья в составе 3 человек была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г.
< Дата > управлением социальной защиты населения администрации МО «Черняховский городской округ» Хорунжа В.А. вручено уведомление от < Дата > № о признании семьи Орловой А.Р. участницей программы.
В соответствии со ст. 24 Постановления Правительства Российской Федерации № 1050 от 17.12.2010 управлением социальной защиты населений администрации МО «Черняховский городской округ» сформирован сводный список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г., изъявившие желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию «Черняховский городской округ» на 2018 год. В состав сводного списка вошли 19 семей, в том числе семья Орловой А.Р. под номером 15.
< Дата > Администрацией МО «Черняховский городской округ» была получена выписка из сводного списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2018 году в МО «Черняховский городской округ», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области. Из 19 семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году в сводный список, утвержденный приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 16.07.2018 № 289, было включено 15 семей, семья Орловой А.Р. в данный список включена не была.
< Дата > Администрацией МО «Черняховский городской округ» вынесено постановление об исключении молодой семьи Орловой А.Р. из списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2015-2020 годы».
На основании постановления администрации МО «Черняховский городской округ» № от < Дата > семья Орловой А.Р. была исключена из списка молодых семей-участников вышеуказанной программы в связи с достижением на момент формирования сводных списков супругом заявительницы Хорунжа В.А. 36-летнего возраста.
В соответствии с п. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, конкретизированных в ст. 2 ЖК РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство РФ Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из условий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 7 названных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27 указанных Правил).
С учетом приведенных выше норм права и установленных судом обстоятельств, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично в части признания незаконными действий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области по не включению семьи Орловой А. Р. в Сводный список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 г.г., изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию Черняховский городской округ на 2018 г.
Администрацией МО «Черняховский городской округ» молодая семья Орловой А.Р. была включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г., изъявившие желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному образованию «Черняховский городской округ» на 2018 год под номером 15, молодая семья соответствовала требованиям, предъявляемым Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, однако в сводный список, состоящий из 15 претендентов от МО «Черняховский городской округ» Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области семья Орловой А.Р. включена не была. В остальной части в удовлетворении административных исковых требований следует отказать, поскольку возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (п. "а" п. 6 Правил).
Постановлением Администрации МО «Черняховский городской округ» от < Дата > семья Орловой А.Р. исключена из списка молодых семей-участников участников мероприятия.
В соответствии со ст. ст. 111 АС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в пользу истца госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2016-2020 ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2018 ░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░