ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 февраля 2023 года, № 2-295/22, №33-108/2023
УИД- 20RS0009-01-2022-001081-49
Судья Гепаев М.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего Узиевой Т.А.,
судей Мовлаевой Т.И., Хасиева У.А.,
при секретаре Ахмадове М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-925/22 по иску Турпулхановой Мадины Исаевны к войсковой части 6779 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным исчисление выслуги лет рядового Адаева Арби Алуевича, обязании повторно рассмотреть вопрос о включении в состав выслуги лет периода службы в органах внутренних дел,
по апелляционной жалобе Турпулхановой М.И. на решение Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от 14 октября 2022 года,
Заслушав доклад судьи Узиевой Т.А., объяснения Турпулхановой Мадины Исаевны, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя войсковой части 6779 Абдурашидова М.Ш., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Турпулханова М.И. обратилась в суд с иском к в/ч 6779 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным исчисление выслуги военной службы её покойного супруга - рядового Адаева Арби Алуевича, исчисленной в справке от 30 мая 2022 года №437, обязании повторно рассмотреть вопрос о включении в общий состав выслуги лет периода службы в органах внутренних дел в период с 10.03.2005 года по 24.02.2007 года в должности милиционера батальона милиции УВО при МВД России по Чеченской Республике, ссылаясь на то, что её супруг был включен с 30 декабря 2016 года на основании его рапорта в реестр участников накопительно-ипотечной системы военнослужащих, однако, как вдова умершего военнослужащего, уволенного с военной службы по состоянию здоровья и умершего после продолжительной болезни, она не может воспользоваться правом на получение социальных гарантий, в том числе на жилищное обеспечение посредством накопительно-ипотечной системы, поскольку в справке войсковой части от 30 мая 2022 года №437 неправильно исчислена выслуга военной службы Адаева А.А., фактически составляющая 10 лет 4 месяца и 4 дня, и указано, что она составляет 8 лет и 4 месяца, в то время как в этот период подлежал включению период службы в органах внутренних дел, составляющий 1 год, 11 месяцев и 14 дней. Ответчик не учел, что 22 ноября 2010 года ответчик заключил с Адаевым А.А. контракт о прохождении военной службы от имени МВД России, который был перезаключен 22 ноября 2014 года сроком на 5 лет. Просила суд признать за ней право на включение стажа службы (выслуги лет) её покойного супруга Адаева А.А. в органах МВД РФ в общую продолжительность военной службы для целей накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих; признать исчисление указанной выслуги ответчиком незаконным и обязать повторно рассмотреть вопрос о включении в общий состав выслуги службы службу в органах внутренних дел.
Решением Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от 14 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований Турпулхановой М.И. отказано.
В апелляционной жалобе Турпулханова М.И. просит отменить указанное решение, как незаконное, повторяя доводы искового заявления, ссылаясь на положения Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 20 мая 2019 года за № 5-ГК19-53 по делу по иску Орлова О.В., указывая на то, что судом не установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, не все доказательства исследованы, исследованным доказательствам не дана надлежащая правовая оценка.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, рассмотрев дело в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда предусмотрены статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таких оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения являются федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, уполномоченный федеральный орган, специализированный депозитарий, управляющие компании, кредитные организации и брокеры.
Статьей 7 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» определены функции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и функции уполномоченного федерального органа. Так, федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, необходимые для ведения их именных накопительных счетов.
В целях реализации статьи 7 Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. № 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с Правилами ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 655, ФГКУ «Росвоенипотека» осуществляет открытие, закрытие именных накопительных счетов участников НИС, а также внесение в них изменений, на основании сведений регистрирующих органов федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 09 февраля 2021 года № 43 утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в войсках Национальной Гвардии Российской Федерации, согласно пункта 3 раздела 1 которого к участникам НИС относятся военнослужащие, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
В силу пункта 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу до 1 января 2020 года, заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы относятся к участникам накопительно-ипотечной системы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом командира войсковой части 6779 от 22 ноября 2010 года № 2186 с/ч Адаев А.А. зачислен в списки личного состава воинской части и на все виды довольствия как заключивший контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках МВД России сроком на три года с 22 ноября 2010 года по 22 ноября 2013 года. Назначен на должность сварщика- такелажника ремонтной мастерской (автобронетанковой техники) батальона оперативного назначения.
Данным приказом объявлена выслуга лет для установления процентной надбавки по состоянию на 22 ноября 2010 года - 00 лет 00 месяцев 00 дней.
Приказом командира войсковой части 6779 Федеральной службы войск национальной гвардии от 12 апреля 2019 года № 80 с/ч, на основании предписания от 12 апреля 2019 года №70, свидетельства о болезни от 27 декабря 2018 года №216, Адаев А.А. уволен в запас по подпункту «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья, в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе). Исключен из списков личного состава воинской части и со всех видов довольствия 12 апреля 2019 года. Направлен в отдел военного комиссариата по Урус-Мартановскому району Чеченской Республики.
Этим приказом объявлена выслуга лет (военная служба) по состоянию на 12 апреля 2019 года которая составляет: в календарном исчислении – 8 лет 04 месяца 20 дней, в льготном исчислении – 13 лет 01 месяцев 17 дней.
Выслуга лет (в органах и войсках МВД) по состоянию на 12 апреля 2019 года составляет: в календарном исчислении – 01 год 11 месяцев 14 дней.
Согласно копии уведомления от 05.05.2017 года Адаев А.А. включен в реестр военнослужащих – участников накопительно-ипотечной системы в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (НИС), регистрационный номер участника НИС: 04161202000010063620.
Согласно уведомлению от 15.08.2022 года Адаев А.А. исключен из реестра военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, обоснованно пришел к выводу о том, что служба в органах внутренних дел не относится к военной службе, в связи с чем оснований для обязания ответчика произвести повторно расчет выслуги военной службы с учетом службы в органах внутренних дел не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами; нормы материального права применены верно.
В соответствии с п.п. «б» п.2 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», одним из оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с данным Федеральным законом является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более, по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Из изложенного следует, что право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника НИС имеет военнослужащий, достигший 20 лет общей продолжительности только военной службы, в том числе в льготном исчислении, а также военнослужащий, общая продолжительность только военной службы которого составляет десять лет и более и уволенный со службы в том числе по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (до 3 июля 2016 года - во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Пунктом 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, установлено, что общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы помимо непосредственно военной службы, засчитывается служба в милиции (полиции), а также иные предусмотренные данным пунктом виды службы.
Согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" лица, имеющие специальные звания, переведенные в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел, могут быть приняты на военную службу в войска национальной гвардии Российской Федерации и с ними может быть заключен контракт о прохождении военной службы при условии, что эти лица соответствуют требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, и не достигли возраста.
Частью 4 данной статьи Федерального закона установлено, что лицам, указанным в ч. 3 настоящей статьи, при поступлении на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации: присваиваются воинские звания, соответствующие специальным званиям; сроки пребывания в специальных званиях засчитываются при присвоении очередных воинских званий; выслуга лет в органах внутренних дел засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии, выплаты денежного довольствия, сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах внутренних дел.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном этим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Целями исчисления такого стажа являются назначение пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплата единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставление дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставление иных социальных гарантий, поощрение, представление к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Проанализировав в совокупности представленные доказательства, исходя из приведенных выше правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что служба в милиции (полиции) в срок общей продолжительности военной службы в целях реализации социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» не включается. Она в силу положений ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, учитывается в выслугу лет для назначения пенсий.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную истцом, в том числе в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, выражают несогласие с применением судом норм материального права, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от 14 октября 2022 года по гражданскому делу по иску Турпулхановой Мадины Исаевны к войсковой части 6779 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным исчисление выслуги лет рядового Адаева Арби Алуевича, обязании повторно рассмотреть вопрос о включении в состав выслуги лет периода службы в органах внутренних дел - оставить без изменения, апелляционную жалобу Турпулхановой М.И. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи