РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2021 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Варгас О.В
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3 к ГКУ ИО «Служба заказчика Иркутской области» о восстановлении срока для обращения с заявлением о получении социальной выплаты на капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование своего иска истец указала, что истец проживает с Дата по адресу: Адрес. Дата указанное жилье администрацией Акционерного общества «Нижнеудинский леспромхоз» было передано по договору в собственность, что подтверждается договором от Дата, свидетельством на право собственности от Дата. Дата жилой дом, в котором проживает истец, в связи с наводнением был затоплен и признан подлежащим капитальному ремонту. Деньги на капитальный ремонт до сих пор не выплачены, по той причине, что истца в документах неправильно указана площадь дома, находящегося по адресу: Адрес. Согласно акту о несоответствии площадей от Дата указанная в договоре о передаче квартир в собственность граждан от Дата площадь (........ кв.м.) и площадь, указанная в кадастровом паспорте (........ кв.м.) не соответствуют в связи с применением высокоточного прибора (лазерного дальномера). Адрес дома, расположенного по адресу: Адрес составляет ........ кв.м.
В соответствии с ФИО2 Адрес от Дата № о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан восстановление, инженерная защита и эксплуатация жилья которых нецелесообразны в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле Дата года на территории Иркутской области. Действительно срок для обращения истцом пропущен, но пропущен он не по ее вине, так как нужно было оформить все соответствующие документы на дом, установить действительную площадь дома. Но в сложившейся ситуации нарушены права истца на предоставление меры социальной поддержки в виде выдачи социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения от паводка, в связи с чем, возникла необходимость для восстановления срока для обращения в ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» с заявлением о выплате средств на капитальный ремонт дома. Другим путем решить возникшую проблему не представляется возможным.
Истец просит суд восстановить срок для обращения в ГКУ Иркутской области «Служба заказчик Иркутской области» с заявлением о получении выплаты на капитальный ремонт.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГКУ Иркутской области «Служба заказчик Иркутской области» ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от Дата N 68-ФЗ (далее - Федеральный закон от Дата N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от Дата N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от Дата N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от Дата N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от Дата N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Дата ФИО2 Адрес N 134-уг на территории ФИО2 Адрес с 13 часов 00 минут Дата введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования № от Дата с Дата введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Адрес.
Указом Президента Российской Федерации от Дата N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории ФИО2 Адрес" наводнение на территории ФИО2 Адрес признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N № утверждены Правила предоставления в Дата году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету ФИО2 Адрес на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне Дата года на территории ФИО2 Адрес (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти ФИО2 Адрес для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований ФИО2 Адрес межбюджетных трансфертов из бюджета ФИО2 Адрес на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований ФИО2 Адрес межбюджетных трансфертов из бюджета ФИО2 Адрес на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 1 Постановления Правительства ФИО2 Адрес от Дата N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории ФИО2 Адрес, мер социальной поддержки по обеспечению жильём" (вместе с "Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории ФИО2 Адрес, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", "Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории ФИО2 Адрес, социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения") (далее – Положение №-пп) установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории ФИО2 Адрес (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем: 1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда ФИО2 Адрес (далее - предоставление жилого помещения); 2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации,в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В соответствии с пунктом 6 главы 2 Положения №-пп предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения;
являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади, жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство);
указанным в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты, обязывающее государственное учреждение ФИО2 Адрес, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства (далее - учреждение), принять решение о выдаче свидетельства и (или) министерство социального развития выдать свидетельство (далее - решение суда о признании права).
В соответствии с п.12 Положения №-пп к заявлению о выдаче свидетельства прилагаются следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;
2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина;
3) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность членов семьи, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 1, 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;
4) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении - в случае отсутствия у члена семьи постоянной регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении;
5) документы, подтверждающие отнесение лица к членам семьи (свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, договор о приемной семье либо решение суда о признании членом семьи);
6) документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, если право собственности на утраченное жилое помещение не зарегистрировано, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;
7) предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного, - в случае обращения гражданина, в составе семьи которого имеются дети, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью;
8) решение суда о признании права - для граждан, указанных в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения.
Судом установлено, что истец ФИО3 обратилась с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес. К указанному заявлению приложены: копия паспорта; копия реквизитов банка для рублевых переводов на имя получателя ФИО3; копия Постановления от Дата № «О жилых домах, подлежащих капитальному ремонту после паводка в Шумском муниципальном образовании»; копия Акта обследования помещения от Дата №; копия заключения от Дата №.
Распоряжением ГКУ Иркутской области Службы заказчика Иркутской области от Дата № ФИО3 было отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения по указанному адресу, в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт.
В соответствии с п.1, п.2, ст.18 Положения №-пп основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются:
1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением;
2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения;
3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять;
4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.
Из объяснений представителя ответчика, письменного отзыва на исковое заявление следует, что причиной отказа явилось отсутствие сведений в ЕГРН о регистрации права собственности на поврежденное жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес Адрес, иных документов, в том числе являющихся основанием для государственной регистрации права собственности на поврежденные жилые помещения Службе Истцом предоставлено не было. Основанием для принятия решения об отказе послужило отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением; несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения. Истец повторно с заявлениями в Службу не обращалась. На данный момент программа по выдаче мер социальной поддержки на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в соответствии с Положением №-пп полностью закрыта.
Из объяснений истца и искового заявления следует, что ФИО3 проживает с Дата по адресу: Адрес. Дата указанное жилье администрацией Акционерного общества «Нижнеудинский леспромхоз» было передано по договору в собственность, что подтверждается договором от Дата, свидетельством на право собственности от Дата. В правоустанавливающих документах неправильно указана площадь квартиры. Согласно акту о несоответствии площадей от Дата указанная в договоре о передаче квартир в собственность граждан от Дата площадь (........ кв.м.) и площадь, указанная в кадастровом паспорте (........ кв.м.) не соответствуют в связи с применением высокоточного прибора (лазерного дальномера). Действительная площадь квартиры, расположенной по адресу: Адрес составляет ........ кв.м. В связи с оформлением правоустанавливающих документов на квартиру в соответствии с действительной площадью она не смогла представить документы в срок для оформления свидетельства на социальную выплату на капитальный ремонт.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3 является собственником квартиры общей площадью ........ кв.м., расположенной по адресу: Адрес на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от Дата, что подтверждается выпиской из ЕГРН от Дата, дата государственной регистрации права: Дата.
По правилам п.16 Положения №-пп Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения документов (сведений), в том числе: 3) сведений о праве собственности на поврежденное жилое помещение.
В соответствии с п.1 ст.69 Федерального закона от Дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон №218-ФЗ) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от Дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно ч.2 ст.4 Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" №122-ФЗ от Дата (далее - Закон №122-ФЗ) (действовавшего с Дата до Дата) Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 6 Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" №122-ФЗ от Дата права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего закона (до Дата) является юридически действительной.
Из материалов дела видно, что у истца право собственности на квартиру по указанному адресу возникло на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от Дата, указанный договор был зарегистрирован в БТИ Дата, то есть до августа Дата года. Поскольку договор передачи квартиры от Дата оформлен в соответствии с положениями законодательства, действовавшего на момент его заключения, то право собственности ФИО3 на квартиру возникло с момента регистрации в бюро технической инвентаризации и до введения в действие Закона N 122-ФЗ, вступившего в силу в январе Дата г.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчик в нарушение п.16 Положения № не обеспечил направление запросов (межведомственных запросов) в БТИ для установления наличия права собственности истца, и при рассмотрении заявления истца о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения не принял во внимание особенности государственной регистрации прав, возникших до вступления в силу Федерального закона от Дата N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Также судом установлено, что на момент подачи заявления о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт площадь жилого помещения, указанная в договоре о передаче квартир в собственность граждан от Дата, и площадь, указанная в кадастровом паспорте не соответствовали в связи с применением высокоточного прибора (лазерного дальномера).
По правилам п.11 Положения № в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до Дата включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Суд считает, что при таких обстоятельствах исковые требования обоснованы, т.к. срок для обращения истцом с заявлением в ГКУ Иркутской области «Служба заказчик Иркутской области» с заявлением о получении выплаты на капитальный ремонт пропущен по уважительной причине, и пропуск срока не связан с виновными действиями истца.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░