Судья Боровкова Е.А. | дело № 33-15442/2022УИД 50RS0005-01-2021-000277-64 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 23 мая 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Фетисовой Е.С.,
судей Игнатьева Д.Б., Поляковой Ю.В.,
при ведении протокола помощником судьи Щегловой Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-951/2021 по иску Дмитровского городского прокурора Московской области в интересах неопределённого круга лиц к Управлению образования администрации Дмитровского городского округа Московской области, администрации Дмитровского городского округа Московской области об обязании совершить действия,
по апелляционной жалобе администрации Дмитровского городского округа Московской области на решение Дмитровского городского суда Московской области от 5 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Фетисовой Е.С., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дмитровский городской прокурор Московской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Управлению образования администрации Дмитровского городского округа Московской области об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать бесплатную, отвечающую требованиям безопасности, перевозку обучающихся МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1 и МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №2, проживающих в с. Озерецкое, д. Агафониха Дмитровского городского округа Московской области до образовательных организаций и обратно.
В обоснование требований указано, что при проведении проверки выявлено, что в МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1 и МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №2 обучается 19 детей, проживающих на расстоянии более 17 километров от образовательных организаций в <данные изъяты>; в нарушение действующих норм и правил подвоз школьников до места учёбы и обратно специально выделенным транспортном, предназначенным для перевозки детей, не организован, регулярные перевозки пассажиров общественным транспортном в данном направлении не осуществляются; вынесенное истцом представление с требованием об организации бесплатной перевозки детей, проживающих в <данные изъяты> до образовательных учреждений не исполнено, несоблюдение требований законодательства и отсутствие бесплатного подвоза учащихся к вышеуказанным образовательным организациям транспортом, предназначенным для перевозки детей, нарушает права и законные интересы несовершеннолетних на получение общедоступного образования, на охрану их жизни и здоровья.
Определением суда от 22 июня 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Дмитровского городского округа Московской области.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представители Управления образования администрации Дмитровского городского округа Московской области и администрации Дмитровского городского округа Московской области возражали против удовлетворения иска.
Представители третьих лиц МОУ Останкинская СОШ, МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1, МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №2, ОГИБДД УМВД России по Московской области, Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, ГБУ «Мосавтодор», УГИБДД ГУ МВД России по Московской области, Министерства образования Московской области в суд не явились, извещены.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 5 июля 2021 г. исковые требования удовлетворены с установлением срока для исполнения решения – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
В апелляционной жалобе представитель администрации Дмитровского городского округа Московской области просит об отмене решения, как незаконного.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Дмитровского городского округа Московской области доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители Управления образования администрации Дмитровского городского округа Московской области и третьего лица Министерства образования Московской области также поддержали доводы жалобы администрации.
Прокурор просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные участники процесса в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Дмитровского городского округа Московской области расположены образовательные учреждения - МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1 и МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №2.
По состоянию на 19 февраля 2021 г. в МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1 обучается 3 ученика, и по состоянию на 16 июня 2021 г. в МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №2 – 11 учеников, проживающих в с. Озерецкое ЖК Мечта д. Агафониха Дмитровского городского округа Московской области.
Согласно Уставам данных учреждений, их учредителем является муниципальное образование Дмитровский городской округ Московской области в лице администрации Дмитровского городского округа Московской области; функции и полномочия учредителя возложены на Управление образования администрации Дмитровского городского округа Московской области.
Согласно положению об Управлении образования администрации Дмитровского городского округа Московской области, утверждённому решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области 13 декабря 2018 г. №656/69, Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации Дмитровского городского округа Московской области, финансируется из бюджета Дмитровского городского округа Московской области, Управление осуществляет от имени администрации функции учредителя подведомственных учреждений в части, предусмотренной нормативными правовыми актами администрации Дмитровского городского округа.
Судом также установлено, что ранее перевозка детей от ЖК «Мечта» к МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1 и МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №2 осуществлялось ООО «Мечта-Авто» на основании договора фрахтования с ООО «ЕРЦ «Мечта», которая в настоящее время прекращена.
2 декабря 2020 г. Дмитровским городским прокурором Московской области вынесено представление в адрес Главы Дмитровского городского округа с требованием принять меры по устранению нарушений действующего законодательства и решить вопрос по организации бесплатной перевозки детей, проживающих на расстоянии 17-20 километров от образовательных учреждений (д.Озерецкое ЖК «Мечта», д. Агафониха и др.) до образовательных учреждений МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1 и МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №2.
Согласно актов №1 и №2 обследования автодорог, ведущих от ЖК «Мечта» №20,220,9 к МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1 и МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №2 от 18 декабря 2020 г., составленных объединенной комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Дмитровского городского округа Московской области, утвержденных Главой администрации Дмитровского городского округа Московской области, организация подвоза обучающихся школьным автобусом с территории ЖК «Мечта» до МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1 и МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №2 не возможна в связи с несоответствием требований по обеспечению безопасности перевозок, обучающихся – ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и ГОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования».
По сообщению УМВД России по Дмитровскому городскому округу Московской области от 5 января 2021 г., в рамках проведенного обследования выявлены существенные недостатки, которые не вызволяют ввести школьные маршруты в эксплуатацию до их устранения.
Согласно сообщению ГБУ МО «Мосавтодор» от 27 января 2021 г., в утвержденном Госзадании на 2021 г., разработка проектной документации по капитальному ремонту (реконструкции) региональных автомобильных дорог «Хлебниково-Рогачево» - «Рыбаки» и «Каменка-Рождественно-ММК» не предусмотрена.
Постановлением администрации Дмитровского городского округа Московской области №1072-П от 1 июня 2021 г. принято решение реорганизовать МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1 в форме присоединения к МОУ Останкинская СОШ.
Приказом Управления образования администрации Дмитровского городского округа Московской области №1293 от 26 декабря 2019 г., территория с. Озерецкое д. Агафониха закреплена на 2020-2021 учебный год за МОУ Останкинская СОШ.
На основании муниципального контракта №3 ВОЗ от 16 февраля 2021 г., осуществляется перевозка детей в МОУ Останкинская СОШ по маршруту с. Озерецкое ЖК Мечта - МОУ Останкинская СОШ и обратно.
Разрешая спор, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применив положения ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований и обязал администрацию и Управление образования организовать бесплатную, отвечающую требованиям безопасности, перевозку обучающихся в МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1 и МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №2, проживающих в с. Озерецкое, д. Агафониха Дмитровского городского округа Московской области до образовательных организаций и обратно.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства к правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы суда соответствуют требования положениям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в статье 34 которого закреплены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в том числе право на транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 данного Федерального закона (п. 4 ч. 2 ст. 34).
В соответствии с ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Федерального закона транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Частью 2 ст. 40 данного Закона установлено, что организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
Судом первой инстанции правильно отклонены доводы ответчика о том, что приказом Управления образования администрации Дмитровского городского округа Московской области №1293 от 26 декабря 2019 г., территория с. Озерецкое д. Агафониха закреплена на 2020-2021 учебный год за МОУ Останкинская СОШ, куда организован провоз обучающихся. Суд указал, что по сообщению Управления Роспотребнадзора по Московской области от 21 мая 2021 г., в МОУ Останкинская СОШ отмечается несоблюдение площади на одного обучающегося, что является нарушением п.3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (должно быть не менее 2,5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных форах занятий).
Коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку в силу п.3 ч.4 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при осуществлении образовательной деятельности требуется создание условий для охраны здоровья обучающихся, в том числе должно быть обеспечено соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. При этом ответчиками не представлено доказательств фактической возможности перевода школьников, обучающихся в МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №1 и МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа №2, в МОУ Останкинская СОШ.
Довод апелляционной жалобы о том, что финансирование транспортных перевозок учащихся является расходным обязательством органов местного самоуправления, является необоснованным, поскольку ст. 40 вышеуказанного Федерального закона обязанность по организации бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями возложена на учредителей соответствующих образовательных организаций.
Довод апелляционной жалобы о том, что правообладатели дорог не обеспечили их надлежащее безопасное состояние для организации перевозки, не влечет отмену решения суда, поскольку суд возложил на администрацию предусмотренную ч. 2 ст. 40 Федерального закона N 273-ФЗ обязанность. Требование о возложении обязанности привести дорожное полотно в соответствии с нормативами к правообладателям дорог прокурором не предъявлялось, в связи с чем судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, которые оценены судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований к чему коллегия не усматривает, а также к неверному толкованию норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегияОПРЕДЕЛИЛА:решение Дмитровского городского суда Московской области от 5 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области - без удовлетворенияПредседательствующийсудьи