Решение по делу № 2-2824/2020 от 28.07.2020

Дело №2-2824/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 20 октября 2020 года

Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Тищенко Е.В.

при секретаре Моралиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабанова Александра Владимировича к ГУФСИН России по Нижегородской области об обязании поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к ответчику с вышеуказанным иском.

В обоснование исковых требований указал, что является старшим прапорщиком внутренней службы и состоит в должности старшего корпусного отделения ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области. Выслуга истца на (дата) составляет более 14 лет.

В период прохождения службы, Шабанов А.В. обратился с рапортом и необходимыми документами в комиссию территориального органа ГУФСИН России по ... по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членам их семей единой социальной выплаты.

(дата) истцом им был представлен на заседание комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области, полный пакет документов для принятия решения о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.

(дата) в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты истцу было отказано в связи с отсутствием обязательных документов, а также совершения действий повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника – перерегистрация супруги и дочери сотрудника.

С данным отказом Шабанов А.В. не согласен, поскольку он не соответствует действительности, квартира, в которой была прописана супруга Шабанова А.В. – О.Т.С., являлась собственностью Н.Л.П., которая продала данную квартиру. Исходя из этого, О.Т.С. пришлось выписаться из этой квартиры и прописаться по иному адресу. Умысла на ухудшение жилищных условий, как у Шабанова А.В. и у его жены не было.

При обращении с заявлением, о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, Шабанов А.В. проживает на съемной квартире.

Истец считает, что он имеет право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

На основании изложенного, Шабанов А.В. просит суд обязать ГУФСИН России по Нижегородской области поставить его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.

В судебном заседании истец Шабанов А.В. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель истца по устному ходатайству Киреев В.В., в судебном заседании позицию своего доверителя поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ГУФСИН России по Нижегородской области по доверенности Кристинина В.Г. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, указав, что решение комиссии об отказе в постановке на учет Шабанова А.В. является законным и обоснованным. Представила суду письменный отзыв на исковое заявление, который был приобщен к материалам дела.

Выслушав участников процесса, исследовав в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе разбирательства гражданского дела приходит к следующему.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), тем самым предписывает законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Вопросы жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369) и иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемою по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт «и» пункта 5 Правил):

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника:

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лег. если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору. : шального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь - жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

Перечень не является исчерпывающим.

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.

Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 416-0).

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что Шабанов А.В. является старшим прапорщиком внутренней службы и состоит в должности старшего корпусного отделения ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на (дата) составляет 14 лет 02 месяца 13 дней, из которых служба в уголовно-исполнительной системе составляет 10 лет 08 месяцев 15 дней, что подтверждается справкой (л.д. 53).

(дата) Шабанов А.В. обратился в комиссию ГУФСИН по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками ГУФСИН России по Нижегородской области и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в Нижегородской области, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Из протокола комиссии ГУ ФСИН России по Нижегородской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в Нижегородской области, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) от (дата) №... следует, что:

Шабанов Александр Владимирович, (дата) г.р., младший инспектор 2 категории дежурной службы ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области. Общая продолжительность службы в учреждениях и органах в календарном исчислении составляет более 10 лет. Состав семьи 3 человека: сотрудник, супруга, дочь (дата) г.р.

Шабановым А.В. (дата) поданы: заявление и документы, указанные в постановлении Правительства РФ 24.04.2013 № 369, для решения вопроса о постановке (отказа в постановке) его и членов его семьи на учет для получения ЕСВ.

Согласно протоколу заседания комиссии ГУФСИН от (дата) №... по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области и подведомственных ему учреждений единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, комиссией Шабанову А.В. было отказано в постановке на учет в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ.

Согласно представленным в комиссию ГУФСИН документам истца от (дата), 5-летний период, являющийся основанием для рассмотрения документов, исчисляется с (дата).

Основанием для отказа послужило следующее.

Шабанов А.В. с (дата) имеет постоянную регистрацию в жилом помещении общей площадью 65,7 м2 по адресу: .... Данное жилое помещение принадлежит на праве общей совместной собственности Ш.Н.Н. и Ш.В.Г., которые являются родителями истца Шабанова А.В. Общее количество человек, зарегистрированных по данному адресу – 7. На каждого члена семьи приходится 9,39 м2.

(дата) истцом был зарегистрирован брак с О.Т.С., которая имеет постоянную регистрацию с (дата) в жилом помещении по адресу: ..., общей площадью 53,3 м2. Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 дочери супруги истца от первого брака, и самой супруге истца. Общее количество человек, зарегистрированных по данному адресу, согласно выписке из домовой книги – 3. На каждого члена семьи приходится 13,37 м2.

В силу п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, приходящим на службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 369 от 24.04.2013, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Ввиду данной нормы закона, на истца распространяются все квадратные метры жилой площади, занимаемые его супругой по другим адресам и находящиеся у нее в пользовании.

Комиссией установлено, что с (дата) супруга истца снимается с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и оформляет постоянную регистрацию в жилом помещении по адресу: ..., общей площадью 40,1 кв.м., принадлежащей ей на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/2 с 2011 года. Количество зарегистрированных в данном жилом помещении человек, согласно выписке из домовой книги – 3 (супруга истца и 2 её дочери, от 1 и 2 брака). На каждого члена семьи приходится по 13,37 кв.м.

Соответственно, Комиссией ГУФСИН России документов, представленных истцом вместе с рапортом за пятилетний период, предшествующий подаче рапорта, было установлено, что согласно п. 11 Правил на истца распространяется: 9,39 м2 (площадь, занимаемая истцом по месту его постоянной регистрации), 40,1 м2 (жилая площадь, где имеет долю супруга истца), 17,77 м2 (жилая площадь, долю которой до (дата) года имела супруга истца по месту ее постоянной регистрации). Итого на одного члена семьи истца из трех человек приходится 22,42 м2, что составляет больше 15 м2, установленных Федеральным законом.

Кроме того, комиссией ГУФСИН России при рассмотрении рапорта истца и приложенных к нему документов были сделаны выводы о действиях истца, повлекших ухудшение жилищных условий.

Согласно п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 24.04.2013, № 369 (Правила) в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Поскольку ответчиком установлено совершение истцом намеренных действий, повлекших ухудшение его жилищных условий (снятие с регистрационного учета супруги из жилого помещения ..., в р.... (дата)), то оснований для признания в настоящее время за истцом права на получение единовременной социальной выплаты также не имеется.

Кроме того, Комиссией сделан вывод о том, что Шабановым А.В. не были в полном объеме представлены обязательные документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, поскольку предоставленная выписка из лицевого счета по адресу: ..., ... ..., не была заверена надлежащим образом.

Оценивая выводы Комиссии, в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами, установленными в судебном заседании обстоятельствами, суд находит их обоснованными, законными.

Доводы стороны ответчика об обратном, основаны на ошибочном толковании правых норм, а следовательно, подлежат отклонению.

Поскольку у суда не имеется оснований для признания оспариваемого отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, то отсутствуют основания и для удовлетворения требования истца об обязании ответчика поставить истца на учет на получение единовременной социальной выплаты.

Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шабанова Александра Владимировича к ГУФСИН России по Нижегородской области об обязании поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано через Советский районный суд г.Н.Новгорода в Нижегородский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Тищенко

2-2824/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шабанов Александр Владимирович
Ответчики
ГУФСИН России по НИжегородской области
Суд
Советский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Тищенко Евгений Викторович
Дело на странице суда
sovetsky.nnov.sudrf.ru
28.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2020Передача материалов судье
31.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.09.2020Предварительное судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее