Решение по делу № 33а-8823/2019 от 05.11.2019

Номер дела в суде первой инстанции № 2а-758/2019

Дело № 33а-8823/2019 г.Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего     Коноплевой И.А.,

    судей         Поздняковой О.Ю., Романовой И.А.,

    при секретаре     Цой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 ноября 2019 года административное дело по административному иску Подойницыной С. А. к Федеральному Государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконным решения об исключении из единого реестра граждан на получение государственного жилищного сертификата, по апелляционной жалобе Подойницыной С.А. и ее представителя Якубович В.С. на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 22 августа 2019 года,

    заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Дулениной Е.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Подойницына С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 02.11.2017 об исключении её из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат; возложении обязанности включить её в единый реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с датой постановки на учет 19.08.2015. Свои требования Подойницына С.А. обосновывает тем, что она с 23.08.2003 проживает в закрытом военном городке <адрес>. Решением Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации она была включена в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат с датой постановки на учет 19.08.2015 с составом семьи 1 человек, избранное место жительства – Хабаровский край. В данном реестре ей был присвоен табельный .

14.12.2018 из письма Врио начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 04.12.2018 ей стало известно, что по состоянию на 03.10.2017 она исключена из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и не является участником программы. Из копии письма от 02.11.2017 , приложенного к письму от 04.12.2018 , следует, что основанием для принятия решения об её исключении из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков ответчик указал, что её общий стаж трудовой деятельности в организациях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации на 01.03.2005 составил 9 лет 9 месяцев, т.е. менее 10 лет, с чем она не согласна. Так с 25.12.1992 по 01.12.1993 она работала в войсковой части 59131-39 с 30.11.1993 по 04.06.1998 проходила военную службу по контракту в войсковой части 23491, с 04.04.2000 по 01.07.2003 работала в войсковой части 23491 и была уволена в связи с ликвидацией части по п.1 ст.81 КЗОТ РФ, с 28.01.2004 по 30.11.2013 и была уволена в связи с ликвидацией войсковой части 59113-90 по п.1 ст.81 ТК РФ, с 28.10.2014 по настоящее время работает в войсковой части 59313-39. В целом в войсковых частях Министерства обороны РФ она работает с 1992 года, т.е. более 10 лет, следовательно, имеет право на обеспечение жилим помещением, и вправе состоять на учете в едином реестре граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших получить государственный жилищный сертификат.

Решением Амурского городского суда от 22 августа 2019 года в удовлетворении требований Подойнициной С.А. отказано. При этом суд исходил из того, что на 1.03.2005 года общий трудовой стаж административного истца в организациях подведомственным МО РФ составил 9лет 9 мес., т.е. менее 10 лет., а следовательно на момент признания ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» и включения ее в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, ни к одной из указанных в ст.108 ЖК РСФСР категории граждан она не относилась. Тогда как проживание граждан в закрытых военных городках не является самостоятельным основанием к выдаче им государственного жилищного сертификата, связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. Связь административного истца с военным ведомством на момент включения в список и исключения из числа участников программы утрачена не была, в связи с чем, у государства в лице МО РФ не возникло обязанности по обеспечению административного истца другим жилым помещением, она была необоснованно включена в состав участников подпрограммы и правомерно исключена из нее.

В апелляционной жалобе Подойницына С.А. и ее представитель Якубович В.С. просят решение суда отменить как не законное и необоснованное, вынести решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Указывают, что вывод суда о том, что на момент признания истца участником подпрограммы и включения ее в реестр граждан подлежащих переселению из закрытых военных городков, она ни к одной из указанных в ст.108 ЖК РСФСР категории граждан не относилась, являются неверным. Поскольку служебное жилое помещение в закрытом военном городке было предоставлено Подойницыной С.А. в связи осуществлением ею трудовой деятельности (службой) в воинских частях МО РФ, где она проработала (прослужила) более 10 лет, а 1.07.2003г. была уволена в связи с ликвидацией войсковой части по п.1 ст.81 КЗОТ РФ, она имеет право состоять в МО РФ в едином государственном реестре граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.

    Административный истец и ее представитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялись судебными повестками, своевременно направленными по указанным в материалах дела адресам, кроме того, путем размещения сведений о времени рассмотрения дела на официальном сайте Хабаровского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учитывая их процессуальное положение, заинтересованность в рассмотрении поданной истцом апелляционной жалобы, судебная коллегия, на основании ст.150 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Дулениной Е.М., с апелляционной жалобой не согласившейся и просившей оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащем отмене, на основании следующего.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Подойницына С.А. на основании ордера от 04.08.2004, выданного Министерством Обороны СССР, с 21.08.2003 зарегистрирована и проживает в служебном жилом помещении, расположенном в закрытом военном городке <адрес>.

Согласно записям в трудовой книжке административный истец с 25.12.1992 г. по 1.12.1993 г. работала в в\ч 23491, с 30.11.1993 г. по 4.06.1998 г. проходила военную службу по контракту в в\ч 23491, с 4.04.2000 г. по 1.07.2003 г. работала в в\ч 23491 в должности <данные изъяты> и была уволена в связи с ликвидацией в\части по п.1 ст.81 КЗОТ РФ. С 28.01.2004 по 2013 работала в войсковой части 65273. 13.05.2013 войсковая часть 65273 реорганизована путем присоединения к федеральному казенному учреждению «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа» в качестве обособленного подразделения войсковая часть 59313-90. В связи с ликвидацией войсковой части 59313-90 административный истец была уволена 30.11.2013 по п.1 ст.81 ТК РФ, с 28.10.2014 г. по настоящее время работает в в\ч 59313-39.

Как следует из сообщения Врио заместителя начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 09.11.2015 административный истец была включена в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по Министерству обороны Российской Федерации.

Согласно сообщениям начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 02.11.2017 и от 04.12.2018 административный истец исключена из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и не является участником программы, поскольку истец не отвечает требованиям ст.108 ЖК РСФСР, поскольку ее общий стаж трудовой деятельности в организациях подведомственных Министерству обороны РФ на 01.03.2005 составил 9 лет 9 месяцев, т.е. менее 10 лет, в связи с чем у Министерства обороны РФ отсутствуют обязательства перед административным истцом по обеспечению его государственным жилищным сертификатом по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что общий стаж трудовой деятельности административного истца в организациях подведомственных Министерству обороны РФ на 01.03.2005 составил 9 лет 9 месяцев, т.е. менее 10 лет. На момент признания административного истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» и включения ее в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, она ни к одной из указанных в ст.108 ЖК РСФСР категорий граждан не относилась, в настоящее время продолжает работать в войсковой части, т.е. связь с органами военного управления не утратила, в связи с чем государство не имеет обязательств по переселению ее из закрытого военного городка с предоставлением другого жилого помещения. В отношении Подойницыной С.А. не было принято решение о реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, вопрос о выселении административного истца из занимаемого ею служебного помещения не ставится; проживание граждан в закрытых военных городках не является самостоятельным основанием для включения заявителей в состав участников подпрограммы и предоставления государственного жилищного сертификата.

Между тем при рассмотрении настоящего административного дела судом не учтено следующее. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года №752-р (с последующими изменениями и дополнениями) Амурский р-н, пос. Падали входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.

Как следует из содержания Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, а также названной подпрограммы Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого Решения уполномоченного органа, проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, является одной из наиболее острых социальных проблем, к таким гражданам наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненными к ним лицам, относятся граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.

Основной задачей названной программы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, включая граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, которые признаются участниками подпрограммы. Названной категории граждан предоставление социальной выплаты осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся закрытые военные городки или поселки учреждений с особыми условиями хозяйствования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 в редакции, действующей на момент принятия Решения уполномоченного органа, "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1), а также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (пункт 2, далее - Правила), который в пункте 5 устанавливают категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.

Так, согласно подпункту «б» пункта 5 Правил (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) такое право имеют в том числе граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Признавая правомерным исключение Подойницыной С.А. из реестра граждан-участников подпрограммы, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у государства обязательства по переселению административного истца из закрытого военного городка, указав, что она при прекращении трудовых отношений с Вооруженными Силами Российской Федерации может быть выселена из служебного жилого помещения, находящегося на территории закрытого военного городка, без предоставления иного жилого помещения.

Такая позиция суда не соответствует нормам материального права.

На момент увольнения Подойницыной С.А. 1.07.2003 г. из войсковой части 23491 в связи с ликвидацией части по п.1 ст.81 КЗОТ РФ, действовало положение статьи 94 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР), согласно которой не только офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица, но и другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами СССР, могли быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения.

С 1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, положения которого применяются к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (статья 5 названного федерального закона, далее - Вводный закон).

Статьей названного федерального закона предусмотрено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, если к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ у лица при наличии оснований, указанных в статьях 108 и 110 ЖК РСФСР, возникло право на льготы, предусмотренные этой нормой, то к спорным правоотношениям положения указанной статьи применимы и после введения в действие Жилищного кодекса РФ, в том случае, если право на льготу возникло у гражданина до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ст.107 Жилищного кодекса РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

Однако статей 108 Жилищного кодекса РСФСР круг указанных лиц ограничен. Так в силу пунктов 6 и 8 указанной статьи без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статей 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены не только лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, но и лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников.

Как следует из материалов дела, Подойницына С.А. с 1992 по 2003 год осуществляла трудовую деятельность на гражданских должностях (проходила военную службу) в войсковых частях МО РФ, а 1.07.2003 г. т.е. до 1.03.2015 года была уволена в связи с ликвидацией войсковой части по п.1 ст.81 КЗОТ РФ, проживает в служебном жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка, правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с законом «О статусе военнослужащих» не обладает, в связи с чем, к данным правоотношениям подлежат применению нормы статьи 110 ЖК РСФСР, предусматривающие, что работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения исключительно в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 этого кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения.

Таким образом, Подойницына А.С., уволенная из войсковой части в 2003 году, не могла быть выселена из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, независимо от того продолжила ли она в дальнейшем свою трудовую деятельность в учреждениях военного ведомства и как следствие наличия у нее 10 летнего трудового (служебного) стажа в таких учреждениях до 1.03.2005 г.

На основании изложенного, судебная коллегия находит неверным вывод суда первой об отсутствии у государства в лице Министерства обороны РФ обязанности по обеспечению административного истца другим жилым помещением, необоснованности ее включена в состав участников подпрограммы по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, и законности действий ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ по исключению ее из реестра граждан, подлежащих переселению из военных городков.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным.

Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Амурского городского суда Хабаровского края от 22 августа 2019 года – отменить. Приять по делу новое решение.

    Решение федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации, принятое в форме уведомления от 02.11.2017 г. об исключении Подойницыной С. А. из единого реестра граждан, - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» по Министерству обороны Российской Федерации» признать незаконным.

    Обязать федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации, восстановить Подойницыну С. А. в реестре граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» по Министерству обороны Российской Федерации с даты первоначальной постановки на учет - 19.08.2015 года.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня вынесения. Может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.

    Председательствующий                        Коноплева И.А.

    Судьи                                 Позднякова О.Ю.

                                        Романова И.А.

33а-8823/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Подойницына Светлана Александровна
Ответчики
ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ"
Другие
Якубович Владимир Станиславович
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Позднякова Ольга Юрьевна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
05.11.2019Передача дела судье
29.11.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее