Решение по делу № 2-1698/2024 от 25.03.2024

Дело № 2-1698/2024

УИД 11RS0005-01-2024-001908-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ухта Республики Коми 08 мая 2024 года

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Самохиной М.В.,

при секретаре судебного заседания Кудрявцевой К.Е.,

с участием истца Умурзаковой Э.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Умурзаковой Эмилии Эркиновны к администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми об обязании предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда,

у с т а н о в и л:

истец обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

В обоснование требований указав, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. .... включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу не предоставлено, что свидетельствует о нарушении требований ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ.

В судебное заседание истец требования поддержал по письменным доводам, дополнив, что настаивает на предоставлении жилого помещения вне очереди. На состав семьи два человека, с учетом её несовершеннолетней дочери ФИО1, <...> г. г.р.

Протокольным определением суда от 18.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми.

Ответчик администрация муниципального округа «Ухта» Республики Коми, третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, ходатайствовали о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.

Из письменных отзывов на исковое заявление следует, что ответчик и третье лицо с иском не согласны, поскольку администрацией уже признано право истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированных жилых помещений по норме предоставления, о чем издано соответствующее постановление, соответственно отсутствует спор о праве.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел спор по существу по имеющимся в деле доказательствам при имеющейся явке.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих лиц, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п."ж" ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с абз.4 п.1 ст.155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.13.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение, пользование для временного проживания в нем.

Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст. 109.1 ЖК РФ в жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

В настоящее время правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее – органы местного самоуправления) мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан».

В соответствии с п.1 ст.1 указанного Закона к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно положениям ст.7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в п.1 ст.1 настоящего Закона, включенным в список, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме граждан, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящим Законом, сохраняется за гражданами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в п.1 ст.1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (далее - норма предоставления). Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых гражданам, указанным в п.1 ст.1 настоящего Закона, в одном многоквартирном доме, устанавливается Правительством Республики Коми с учетом требований п.7 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам, указанным в п.1 ст.1 настоящего Закона, на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с ч.2 настоящей статьи, может превышать норму предоставления при условии, что общая площадь такого жилого помещения не превысит 38 квадратных метров.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, составляет пять лет.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания гражданам, указанным в п.1 ст.1 настоящего Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган местного самоуправления обязан принять решение об исключении жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда и заключить с гражданами договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Коми.

В жилые помещения, предоставленные гражданам, указанным в п.1 ст.1 настоящего Закона, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные граждане включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания гражданам, указанным в п.1 ст.1 настоящего Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа местного самоуправления.

Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории возложена на орган местного самоуправления по месту жительства истца, чьи полномочия в силу п.13, п.14, п.21 ч.1 ст.38 Устава муниципального округа «Ухта» Республики Коми в этой части осуществляет ответчик.

Пунктом 2 решения Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма администрацией МОГО «Ухта» - 14,0 квадратных метров на каждого члена семьи, кроме случаев предоставления одиноким гражданам однокомнатных квартир.

Материалами дела установлено, что Умурзакова Э.Э. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г.
.... мать истицы лишена родительских прав. Отец ФИО4 умер <...> г..

Распоряжением администрации .... от <...> г. .... Умурзакова Э.Э. помещена под надзор в ГУ Республики Коми «Детский дом № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Ухты, на полное государственное обеспечение.

ФИО2 проживает на территории ...., жилых помещений на праве собственности не имеет, по договору социального найма жилые помещения ей не предоставлялись. До настоящего времени истец жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда не обеспечена.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

Учитывая, что до настоящего времени истец не обеспечена благоустроенным жилым помещением, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по предоставлению Умурзаковой Э.Э. на состав семьи два человека, включая её несовершеннолетнюю дочь ФИО1, благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на администрацию муниципального округа «Ухта» Республики Коми, как орган, принявшего решение о включении Умурзаковой Э.Э. в соответствующий Список.

Доводы ответчика и третьего лица о том, что уже признано право истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированных жилых помещений, судом отклоняются как несостоятельные.

Обязанность администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми по предоставлению истцу жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда при установленных обстоятельствах является безусловной. Момент, с которого у органа местного самоуправления возникает такая обязанность, в рассматриваемом случае наступил. Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда вышеуказанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

С учетом вышеизложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Умурзаковой Эмилии Эркиновны удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального округа «Ухта» Республики Коми предоставить Умурзаковой Эмилии Эркиновне, <...> г. г.р., уроженке ...., паспорт , жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи два человека, включая дочь – ФИО1, <...> г. г.р., не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в пределах территории муниципального округа «Ухта» Республики Коми.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления в мотивированной форме – 13.05.2024.

Председательствующий                     М.В. Самохина

2-1698/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Умурзакова Эмилия Эркиновна
Ответчики
Администрация МО "Ухта"
Другие
КУМИ администрации МО Ухта
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Самохина Марина Викторовна
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
25.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2024Передача материалов судье
27.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2024Дело оформлено
08.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее