Решение по делу № 2-536/2024 от 03.06.2024

Дело № 2-536/2024

УИД № 24RS0006-01-2024-000604-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2024 года г. Боготол

Боготольский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Гусевой И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Столяровой О.Н.,

с участием помощника Боготольского межрайонного прокурора Дозорцева О.Г.,

представителя ответчика Ивановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Шеваловой Татьяны Александровны, Ракута Петра Александровича к администрации города Боготола Красноярского края о предоставлении жилого помещения, изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении, снятии с регистрационного учета, признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Боготольский межрайонный прокурор, действующий в интересах Шеваловой Т.А., Ракута П.А. обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ) к администрации города Боготола Красноярского края о предоставлении жилого помещения, изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении, снятии с регистрационного учета, признании права собственности.

Исковые требования мотивированы тем, что Боготольской межрайонной прокуратурой по обращению Шеваловой Т.А., Ракута П.А. проведена проверка исполнения администрацией <адрес> края требований жилищного законодательства при расселении ветхого аварийного жилья в рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда», в ходе которой установлено, что Шевалова Т.А. и Ракута П.А. являются собственниками жилого помещения по адресу<адрес>.

Постановлением администрации г. Боготола № 1929-п от 31.12.2013 г. жилой дом по адресу: <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии от 02.12.2013 г. признан аварийным и подлежащим сносу.

Федеральным законом № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в срок до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено расселение аварийного жилищного фонда, признанный таковым в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В целях реализации на территории <адрес> указанного выше Федерального закона, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п принята Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы» (далее - Региональная адресная программа).

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> А, включен в Региональную адресную программу, с планируемой датой расселения ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ФИО2, ФИО1 по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шеваловой Т.А., Ракута П.А. направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения, путем предоставления возмещения в виде выкупной стоимости изымаемого жилого помещения, с которыми собственники жилого помещения не согласились.

Таким образом, между администрацией <адрес> и Шеваловой Т.А., Ракута П.А. не было достигнуто соглашение о выкупе жилого помещения, поскольку собственники не согласны с выплатой им возмещения.

В нарушение положений жилищного законодательства, администрацией <адрес> Шеваловой Т.А. и Ракута П.А. иные формы реализации права (в предоставлении жилого помещения взамен изымаемого), не предложены.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес главы <адрес> внесено представление об устранении допущенных нарушений, однако до настоящего момента Шевалова Т.А и Ракута П.А. не обеспечены жилым помещением.

Просит возложить на администрацию обязанность заключить с Шеваловой Т.А., Ракута П.А. соглашение об изъятии жилого помещения по адресу: <адрес>, с возможностью выбора способа обеспечения жилищными правами в виде получения денежного возмещения за изымаемое жилое помещение либо предоставление другого жилого помещения.

Возложить на администрацию <адрес> края обязанность предоставить Шеваловой Т.А., Ракута П.А. взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего им на праве общей долевой собственности, у каждого из которых по 1/2 доли в праве собственности, в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде квартиры обшей площадью не менее 46,5 кв. метров, расположенного в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Изъять для муниципальных нужд у Шеваловой Т.А. 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>

Изъять для муниципальных нужд у Ракута П.А. 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>

Прекратить право собственности Шеваловой Т.А. на 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления ей на праве собственности иного жилого помещения.

Прекратить право собственности Ракута П.А. на 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес> после предоставления ему на праве собственности иного жилого помещения.

Выселить и снять с регистрационного учета Шевалову Т.А., Ракута П.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления им на праве собственности иного жилого помещения.

Признать право собственности муниципального образования <адрес> на 1/2 доли в праве долевой собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв. м, после предоставления Шеваловой Т.А. на праве собственности иного жилого помещения.

Признать право собственности муниципального образования <адрес> на 1/2 доли в праве долевой собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м. после предоставления Ракута П.А. на праве собственности иного жилого помещения.

Определением Боготольского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства <адрес>.

Протокольным Боготольского районного суда <адрес> определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по <адрес>.

Представитель процессуального истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно, надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требование поддержала полностью.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно, надлежащим образом, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации <адрес> края ФИО5, в судебном заседании исковые требования не признала.

Представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Управления Росреестра в по <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно, надлежащим образом.

Суд счел возможным в соответствии со ст. 67 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, по общему правилу обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Частью 10 статьи 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (часть 9 статьи 32 ЖК РФ).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает в числе прочего правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

В пункте 3 статьи 2 указанного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным, подлежащим сносу и включенном при этом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилое помещения в таком доме может быть либо изъято путем выкупа, либо данному собственнику должно быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

В силу действующего законодательства (ст. 32, ст. 86, ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства") взамен изымаемого жилого помещения предоставляется одно, а не несколько жилых помещений.

Согласно п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

С учетом изложенного, между собственниками изымаемого жилого помещения, принадлежащего нескольким лицам на праве общей собственности, при наличии у них предусмотренного законом права выбора способа обеспечения их жилищных прав должно быть достигнуто соглашение о предоставлении им другого, равнозначного, жилого помещения; в случае не достижения между собственниками изымаемого жилого помещения соглашения о способе обеспечения жилищных прав, все они имеют право на выкуп принадлежащих им долей в праве собственности на жилое помещение.

В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

В соответствии с договором о безвозмездной передаче жилья в собственность, истцы Шевалова Т.А. и Ракута П.А. являются собственниками жилого помещения-квартиры, общей площадью 46,5 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, у каждого по 1/2 доли в праве.

Постановлением администрации <адрес> края № 1929-п от 31.12.2013 г. на основании заключения межведомственной комиссии № 106 от 02.12.2013 г. многоквартирный дом по <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Данным постановлением постановлено год включения в программу 2023 г.

Федеральным законом № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в срок до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено расселение аварийного жилищного фонда, признанный таковым в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В целях реализации на территории <адрес> указанного выше Федерального закона, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п принята Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы» (далее - Региональная адресная программа).

В Разделе 5 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, определено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч.8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Приложением к Региональной адресной программе утвержден перечень МКД, признанных аварийными до 01.01.2017г., включая <адрес>

Собственникам жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> А, в том числе Ракута П.А., Шеваловой Т.А. направлено требование о сносе жилого помещения за счет собственных средств.

ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, в том числе Ракута П.А., Шеваловой Т.А., направлено уведомление об изъятии земельного участка.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером 24:44:0800031:112, расположенный по адресу: <адрес> в целях сноса расположенного на нем многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города», с объектами недвижимого имущества по адресам: <адрес>, жилые помещения <адрес>

В соответствии с отчетом от 12.04.2023г. «Об оценке рыночной стоимости объекта: право требования размера возмещения за изымаемое жилое помещение, находящееся в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, изымаемом для муниципальных нужд, в рамках реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города» рыночная стоимость права требования размера возмещения за изымаемое жилое помещение, находящееся в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, где изымаемое жилое помещение общей площадью 46,5 кв. м, по адресу: <адрес>, с учетом рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 2038,0 кв.м, с кадастровым номером 24:44:0800031:112, включая долю собственника в праве общей собственности на такое имущество, а также убытки в соответствии с ч.7 ст. 32 ЖК РФ составило 2 867000,00 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> Шеваловой Т.А. и Ракута П.А. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за изымаемый земельный участок и жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночной стоимости земельного участка, включая общую долю собственника в праве общей собственности на такое имущество, а также убытки в соответствии с ч.7 ст. 32 ЖК РФ, рыночной стоимости изымаемого жилого помещения, согласно которому размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение в соответствии с отчетом от 12.04.2023г. «Об оценке рыночной стоимости объекта: право требования размера возмещения за изымаемое жилое помещение, находящееся в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, изымаемом для муниципальных нужд, в рамках реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города» составил 2 867000,00 рублей, рыночная стоимость 1/2 доли в праве общей, долевой собственности составила 1433500 руб.

От подписания соглашения на выплату размера возмещения за изымаемую недвижимость истцы: Шевалова Т.А. и Ракута П.А. отказались, избрав способ обеспечения взамен жилого помещения, признанного аварийным, путем предоставления другого жилого помещения и обратились с заявлением к Боготольскому межрайонному прокурору.

Как следует из представленных доказательств, заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирный дом, в котором расположена спорная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2013 года. При этом в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>" на 2019-2025 годы" указанный дом включен в марте 2019 года, истцы включены в список граждан, подлежащих расселению в 2022г.

Согласно выписке из лицевого счета, копии паспортов, адресных справок, Шевалова Т.А. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, Ракута П.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

При таких обстоятельствах, отказ администрации <адрес> в предоставлении ответчикам другого жилого помещения взамен аварийного жилья, в понуждении собственника жилого помещения к получению денежной компенсации взамен принадлежащей ей квартиры, не основан на законе, ущемляет права собственников жилого помещения.

Общий порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ, согласно которым предоставляемое гражданам другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Аналогичные условия переселения из аварийных жилых помещений определены и в пункте 5.1 постановления Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 г. № 144-п "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 гг.", гражданам, переселяемым из занимаемого по договорам социального найма аварийного жилищного фонда, предоставляются жилые помещения, построенные и приобретенные в рамках программы, в соответствии со статьями 86, 87, 89 ЖК РФ.

При этом наличие в собственности или пользовании лица, претендующего на предоставление жилого помещения взамен изымаемого аварийного, иного жилого помещения, исходя из характера спорных правоотношений, само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом таким лицом.

Согласно разделу V указанной выше региональной адресной программы источниками финансирования данной программы являются средства краевого бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

При этом ни федеральным законодательством, ни вышеуказанной региональной адресной программой не установлено положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья без согласования с ними.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий.

Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения суд исходит из равнозначности предоставления жилого помещения, что будет соответствовать положениям статьи 57, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При таких обстоятельствах, исковые требования Боготольского межрайонного прокурора действующего в интересах Шеваловой Т.А. и Ракута П.А. к администрации г. Боготола о возложении обязанности предоставить жилое помещение, взамен признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения, подлежат удовлетворению. При этом, суд находит, сроки для исполнения решения, предложенные прокурором, разумными в силу ст. 206 ГПК РФ.

Согласно ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в ст. 2 настоящего Закона с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница).

В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.

При разрешении спора, суд учитывает, что в силу положений статей 279, 282 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

Согласно части 3 статьи 60 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

В пункте 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ закреплено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Как разъяснено в пп. "л" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

Таким образом, совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением иного жилого помещения, должно рассматриваться, как один из способов прекращения права собственности. Одновременно, изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования. Иной подход, при котором вопрос о правах оставался бы не разрешенным судом, приводил бы к ситуации неопределенности в отношении как субъекта права собственности на конкретное имущество, так и его правового режима.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать администрацию города Боготола Красноярского края предоставить в долевую собственность Шеваловой Т.А., Ракута П.А. на территории муниципального образования городской округ г. Боготол Красноярского края на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 46,5 кв.м, и не более 59,5 кв.м, благоустроенное применительно к условиям г. Боготола Красноярского края, взамен признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, <адрес>

Предоставление истцам равнозначного благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления не более 59,5 кв.м (46,5+13) и не менее 46,5 кв.м., является основанием для изъятия указанного жилого помещения у Шеваловой Т.А. и Ракута П.А., выселении Шеваловой Т.А. из жилого помещения и снятия с регистрационного учета, и прекращения права собственности ответчиков в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, и, как следствие, регистрации перехода права собственности на муниципальное образование городской округ город Боготол.

В судебном заседании установлено, что ответчик Ракута П.А. в спорном жилом помещении не проживает, на регистрационном учете не состоит, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части выселения Ракуты из спорного жилого помещения и снятия с регистрационного учета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора к администрации города Боготола Красноярского края о принудительном изъятии объекта недвижимого имущества, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение удовлетворить частично.

В срок до 31 декабря 2024 г. изъять для муниципальных нужд у Шеваловой Татьяны Александровны (<данные изъяты> 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м, кадастровый .

Изъять для муниципальных нужд у Ракута Петра Александровича <данные изъяты> 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м, кадастровый .

Прекратить право собственности Шеваловой Татьяны Александровны на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м, после предоставления ей на праве собственности равноценного жилого помещения.

Прекратить право собственности Ракута Петра Александровича на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м, после предоставления ему на праве собственности равноценного жилого помещения.

Выселить и снять с регистрационного учета Шевалову Татьяну Александровну из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м, после предоставления ей на праве собственности иного жилого помещения.

Признать за муниципальным образованием городской округ <адрес> края право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м, кадастровый , после предоставления Шеваловой Татьяне Александровне, Ракута Петру Александровичу на праве собственности равноценного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И. В. Гусева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-536/2024

УИД № 24RS0006-01-2024-000604-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2024 года г. Боготол

Боготольский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Гусевой И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Столяровой О.Н.,

с участием помощника Боготольского межрайонного прокурора Дозорцева О.Г.,

представителя ответчика Ивановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Шеваловой Татьяны Александровны, Ракута Петра Александровича к администрации города Боготола Красноярского края о предоставлении жилого помещения, изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении, снятии с регистрационного учета, признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Боготольский межрайонный прокурор, действующий в интересах Шеваловой Т.А., Ракута П.А. обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ) к администрации города Боготола Красноярского края о предоставлении жилого помещения, изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении, снятии с регистрационного учета, признании права собственности.

Исковые требования мотивированы тем, что Боготольской межрайонной прокуратурой по обращению Шеваловой Т.А., Ракута П.А. проведена проверка исполнения администрацией <адрес> края требований жилищного законодательства при расселении ветхого аварийного жилья в рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда», в ходе которой установлено, что Шевалова Т.А. и Ракута П.А. являются собственниками жилого помещения по адресу<адрес>.

Постановлением администрации г. Боготола № 1929-п от 31.12.2013 г. жилой дом по адресу: <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии от 02.12.2013 г. признан аварийным и подлежащим сносу.

Федеральным законом № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в срок до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено расселение аварийного жилищного фонда, признанный таковым в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В целях реализации на территории <адрес> указанного выше Федерального закона, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п принята Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы» (далее - Региональная адресная программа).

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> А, включен в Региональную адресную программу, с планируемой датой расселения ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ФИО2, ФИО1 по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шеваловой Т.А., Ракута П.А. направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения, путем предоставления возмещения в виде выкупной стоимости изымаемого жилого помещения, с которыми собственники жилого помещения не согласились.

Таким образом, между администрацией <адрес> и Шеваловой Т.А., Ракута П.А. не было достигнуто соглашение о выкупе жилого помещения, поскольку собственники не согласны с выплатой им возмещения.

В нарушение положений жилищного законодательства, администрацией <адрес> Шеваловой Т.А. и Ракута П.А. иные формы реализации права (в предоставлении жилого помещения взамен изымаемого), не предложены.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес главы <адрес> внесено представление об устранении допущенных нарушений, однако до настоящего момента Шевалова Т.А и Ракута П.А. не обеспечены жилым помещением.

Просит возложить на администрацию обязанность заключить с Шеваловой Т.А., Ракута П.А. соглашение об изъятии жилого помещения по адресу: <адрес>, с возможностью выбора способа обеспечения жилищными правами в виде получения денежного возмещения за изымаемое жилое помещение либо предоставление другого жилого помещения.

Возложить на администрацию <адрес> края обязанность предоставить Шеваловой Т.А., Ракута П.А. взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего им на праве общей долевой собственности, у каждого из которых по 1/2 доли в праве собственности, в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде квартиры обшей площадью не менее 46,5 кв. метров, расположенного в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Изъять для муниципальных нужд у Шеваловой Т.А. 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>

Изъять для муниципальных нужд у Ракута П.А. 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>

Прекратить право собственности Шеваловой Т.А. на 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления ей на праве собственности иного жилого помещения.

Прекратить право собственности Ракута П.А. на 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес> после предоставления ему на праве собственности иного жилого помещения.

Выселить и снять с регистрационного учета Шевалову Т.А., Ракута П.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления им на праве собственности иного жилого помещения.

Признать право собственности муниципального образования <адрес> на 1/2 доли в праве долевой собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв. м, после предоставления Шеваловой Т.А. на праве собственности иного жилого помещения.

Признать право собственности муниципального образования <адрес> на 1/2 доли в праве долевой собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м. после предоставления Ракута П.А. на праве собственности иного жилого помещения.

Определением Боготольского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства <адрес>.

Протокольным Боготольского районного суда <адрес> определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по <адрес>.

Представитель процессуального истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно, надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требование поддержала полностью.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно, надлежащим образом, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации <адрес> края ФИО5, в судебном заседании исковые требования не признала.

Представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Управления Росреестра в по <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно, надлежащим образом.

Суд счел возможным в соответствии со ст. 67 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, по общему правилу обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Частью 10 статьи 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (часть 9 статьи 32 ЖК РФ).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает в числе прочего правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

В пункте 3 статьи 2 указанного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным, подлежащим сносу и включенном при этом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилое помещения в таком доме может быть либо изъято путем выкупа, либо данному собственнику должно быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

В силу действующего законодательства (ст. 32, ст. 86, ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства") взамен изымаемого жилого помещения предоставляется одно, а не несколько жилых помещений.

Согласно п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

С учетом изложенного, между собственниками изымаемого жилого помещения, принадлежащего нескольким лицам на праве общей собственности, при наличии у них предусмотренного законом права выбора способа обеспечения их жилищных прав должно быть достигнуто соглашение о предоставлении им другого, равнозначного, жилого помещения; в случае не достижения между собственниками изымаемого жилого помещения соглашения о способе обеспечения жилищных прав, все они имеют право на выкуп принадлежащих им долей в праве собственности на жилое помещение.

В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

В соответствии с договором о безвозмездной передаче жилья в собственность, истцы Шевалова Т.А. и Ракута П.А. являются собственниками жилого помещения-квартиры, общей площадью 46,5 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, у каждого по 1/2 доли в праве.

Постановлением администрации <адрес> края № 1929-п от 31.12.2013 г. на основании заключения межведомственной комиссии № 106 от 02.12.2013 г. многоквартирный дом по <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Данным постановлением постановлено год включения в программу 2023 г.

Федеральным законом № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в срок до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено расселение аварийного жилищного фонда, признанный таковым в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В целях реализации на территории <адрес> указанного выше Федерального закона, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п принята Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы» (далее - Региональная адресная программа).

В Разделе 5 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, определено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч.8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Приложением к Региональной адресной программе утвержден перечень МКД, признанных аварийными до 01.01.2017г., включая <адрес>

Собственникам жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> А, в том числе Ракута П.А., Шеваловой Т.А. направлено требование о сносе жилого помещения за счет собственных средств.

ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, в том числе Ракута П.А., Шеваловой Т.А., направлено уведомление об изъятии земельного участка.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером 24:44:0800031:112, расположенный по адресу: <адрес> в целях сноса расположенного на нем многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города», с объектами недвижимого имущества по адресам: <адрес>, жилые помещения <адрес>

В соответствии с отчетом от 12.04.2023г. «Об оценке рыночной стоимости объекта: право требования размера возмещения за изымаемое жилое помещение, находящееся в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, изымаемом для муниципальных нужд, в рамках реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города» рыночная стоимость права требования размера возмещения за изымаемое жилое помещение, находящееся в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, где изымаемое жилое помещение общей площадью 46,5 кв. м, по адресу: <адрес>, с учетом рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 2038,0 кв.м, с кадастровым номером 24:44:0800031:112, включая долю собственника в праве общей собственности на такое имущество, а также убытки в соответствии с ч.7 ст. 32 ЖК РФ составило 2 867000,00 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> Шеваловой Т.А. и Ракута П.А. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за изымаемый земельный участок и жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночной стоимости земельного участка, включая общую долю собственника в праве общей собственности на такое имущество, а также убытки в соответствии с ч.7 ст. 32 ЖК РФ, рыночной стоимости изымаемого жилого помещения, согласно которому размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение в соответствии с отчетом от 12.04.2023г. «Об оценке рыночной стоимости объекта: право требования размера возмещения за изымаемое жилое помещение, находящееся в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, изымаемом для муниципальных нужд, в рамках реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города» составил 2 867000,00 рублей, рыночная стоимость 1/2 доли в праве общей, долевой собственности составила 1433500 руб.

От подписания соглашения на выплату размера возмещения за изымаемую недвижимость истцы: Шевалова Т.А. и Ракута П.А. отказались, избрав способ обеспечения взамен жилого помещения, признанного аварийным, путем предоставления другого жилого помещения и обратились с заявлением к Боготольскому межрайонному прокурору.

Как следует из представленных доказательств, заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирный дом, в котором расположена спорная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2013 года. При этом в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>" на 2019-2025 годы" указанный дом включен в марте 2019 года, истцы включены в список граждан, подлежащих расселению в 2022г.

Согласно выписке из лицевого счета, копии паспортов, адресных справок, Шевалова Т.А. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, Ракута П.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

При таких обстоятельствах, отказ администрации <адрес> в предоставлении ответчикам другого жилого помещения взамен аварийного жилья, в понуждении собственника жилого помещения к получению денежной компенсации взамен принадлежащей ей квартиры, не основан на законе, ущемляет права собственников жилого помещения.

Общий порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ, согласно которым предоставляемое гражданам другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Аналогичные условия переселения из аварийных жилых помещений определены и в пункте 5.1 постановления Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 г. № 144-п "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 гг.", гражданам, переселяемым из занимаемого по договорам социального найма аварийного жилищного фонда, предоставляются жилые помещения, построенные и приобретенные в рамках программы, в соответствии со статьями 86, 87, 89 ЖК РФ.

При этом наличие в собственности или пользовании лица, претендующего на предоставление жилого помещения взамен изымаемого аварийного, иного жилого помещения, исходя из характера спорных правоотношений, само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом таким лицом.

Согласно разделу V указанной выше региональной адресной программы источниками финансирования данной программы являются средства краевого бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

При этом ни федеральным законодательством, ни вышеуказанной региональной адресной программой не установлено положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья без согласования с ними.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий.

Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения суд исходит из равнозначности предоставления жилого помещения, что будет соответствовать положениям статьи 57, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При таких обстоятельствах, исковые требования Боготольского межрайонного прокурора действующего в интересах Шеваловой Т.А. и Ракута П.А. к администрации г. Боготола о возложении обязанности предоставить жилое помещение, взамен признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения, подлежат удовлетворению. При этом, суд находит, сроки для исполнения решения, предложенные прокурором, разумными в силу ст. 206 ГПК РФ.

Согласно ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в ст. 2 настоящего Закона с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница).

В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.

При разрешении спора, суд учитывает, что в силу положений статей 279, 282 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

Согласно части 3 статьи 60 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

В пункте 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ закреплено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Как разъяснено в пп. "л" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

Таким образом, совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением иного жилого помещения, должно рассматриваться, как один из способов прекращения права собственности. Одновременно, изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования. Иной подход, при котором вопрос о правах оставался бы не разрешенным судом, приводил бы к ситуации неопределенности в отношении как субъекта права собственности на конкретное имущество, так и его правового режима.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать администрацию города Боготола Красноярского края предоставить в долевую собственность Шеваловой Т.А., Ракута П.А. на территории муниципального образования городской округ г. Боготол Красноярского края на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 46,5 кв.м, и не более 59,5 кв.м, благоустроенное применительно к условиям г. Боготола Красноярского края, взамен признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, <адрес>

Предоставление истцам равнозначного благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления не более 59,5 кв.м (46,5+13) и не менее 46,5 кв.м., является основанием для изъятия указанного жилого помещения у Шеваловой Т.А. и Ракута П.А., выселении Шеваловой Т.А. из жилого помещения и снятия с регистрационного учета, и прекращения права собственности ответчиков в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, и, как следствие, регистрации перехода права собственности на муниципальное образование городской округ город Боготол.

В судебном заседании установлено, что ответчик Ракута П.А. в спорном жилом помещении не проживает, на регистрационном учете не состоит, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части выселения Ракуты из спорного жилого помещения и снятия с регистрационного учета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора к администрации города Боготола Красноярского края о принудительном изъятии объекта недвижимого имущества, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение удовлетворить частично.

В срок до 31 декабря 2024 г. изъять для муниципальных нужд у Шеваловой Татьяны Александровны (<данные изъяты> 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м, кадастровый .

Изъять для муниципальных нужд у Ракута Петра Александровича <данные изъяты> 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м, кадастровый .

Прекратить право собственности Шеваловой Татьяны Александровны на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м, после предоставления ей на праве собственности равноценного жилого помещения.

Прекратить право собственности Ракута Петра Александровича на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м, после предоставления ему на праве собственности равноценного жилого помещения.

Выселить и снять с регистрационного учета Шевалову Татьяну Александровну из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м, после предоставления ей на праве собственности иного жилого помещения.

Признать за муниципальным образованием городской округ <адрес> края право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 46,5 кв.м, кадастровый , после предоставления Шеваловой Татьяне Александровне, Ракута Петру Александровичу на праве собственности равноценного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И. В. Гусева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-536/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевалова Татьяна Александровна
Боготольский межрайонный прокурор
Ракута Петр Александрович
Ответчики
администрация г. Боготола
Другие
Министерство строительства Красноярского края
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю
Суд
Боготольский районный суд Красноярского края
Судья
Гусева Ирина Викторовна
Дело на странице суда
bogotol.krk.sudrf.ru
03.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2024Передача материалов судье
04.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.07.2024Предварительное судебное заседание
02.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
11.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2024Дело оформлено
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее