Дело № 2-121/2023
11RS0009-01-2022-002299-15
Решение
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,
при секретаре судебного заседания Вешкиной В.В.,
с участием истца помощника прокурора Куприяновой О.В.,
представителя ответчика администрации муниципального района «Княжпогостский» Синица Д.В.,
представителя третьего лица АНО ЦСОН «Югыд лун» Зайнутдиновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июля 2023 года в г. Емве гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Княжпогостский» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов,
установил:
Прокурор Княжпогостского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Княжпогостский» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов. С учетом уточнений, принятых к производству суда 13.06.2023, просил обязать ответчика устранить в срок до 01.07.2023 нарушения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, д. 110, а именно:
- оборудовать лестницу поручнями в соответствии с пунктом 5.1.13 СП 59.13330.2020;
- выполнить ремонт покрытия (площадка, проступи и подступеньки) с приведением ширины проступей и высоты ступеней в соответствии с пунктом 5.1.12 СП 59.13330.2020;
- установить наземные тактильные указатели;
- оборудовать дверной порог при входе в здание высотой не более 0,014 м;
- установить наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом при входе в задание.
В судебном заседании прокурор Куприянова О.В. поддержала иск, полагая, что обязанность по устранению нарушений требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов необходимо возложить именно на собственника здания.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Княжпогостский» Синица Д.В. возражала против удовлетворения иска, указывая на то, что изложенные прокурором обязанности подлежат исполнению арендаторами помещения по договорам аренды.
Представитель третьего лица АНО ЦСОН «Югыд лун» (арендатор помещения в здании) Зайнутдинова Е.В. поддержала иск прокурора.
Третьи лица Поляков Д.А., Чебанова З.А., Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Смолина Л.С. кызы, ООО «УЮТ», ООО «Компания 3Л», ГКУ Республики Коми «Республиканская общественная приемная Главы Республики Коми», ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района», ООО «Единый расчетный центр», Урвачева Е.А., Коми Региональное отделение Всероссийской политической партии « Единая Россия», ООО «Жешартская управляющая компания», ООО «Региональный оператор Севера» в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, об отложении дела не просили.
ГКУ Республики Коми «ЦОД Администрации Главы Республики Коми» в письменных пояснениях указало, что между ГКУ Республики Коми «Республиканская общественная приемная Главы Республики Коми» и администрацией муниципального района «Княжпогостский» заключен договор № <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> <данные изъяты> помещений в здании, расположенном по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, д. 110. Этот договор не содержит обязанности арендатора по несению расходов на обеспечение беспрепятственного доступа на объект аренды маломобильных групп населения.
ООО «Жешартская управляющая компания» в письменном отзыве поддержала иск, считая, что именно собственник помещений обязан в силу положений статьи 210 ГК РФ устранить выявленные прокурором нарушения.
Смолина Л.С. кызы в письменных возражениях указал, что осуществляет парикмахерские услуги на условиях неполного рабочего дня, находится в отпуске по уходу за ребенком и не имеет финансовой возможности нести расходы по реконструкции входа в здание.
ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района» в письменном отзыве пояснило, что обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание лежит на собственнике, которым предмет аренды передан уже с недостатками.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в письменном отзыве указало, что предложений от администрации муниципального района «Княжпогостский» по установке пандуса и т.п. не поступало, при этом самостоятельно Министерство улучшать чужое имущество и расходовать на это бюджетные денежные средства не имеет право.
ООО «Региональный оператор Севера» в письменном отзыве пояснило, что пункт договора аренды 2.2.20 по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения не был согласован обществом, поэтому договор заключен в отсутствие этой обязанности арендатора.
Урвачева Е.А. просила рассмотреть дело без ее участия.
Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения сторон и Зайнутдиновой Е.В., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что администрации муниципального района «Княжпогостский» на праве собственности принадлежит нежилое помещение на первом этаже многоквартирного дома, расположенному по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, д. 110.
Заключением эксперта АНО «БТЭ при ТПП РК» установлены нарушения в оборудовании здания в части обеспечения доступа к нему, где располагаются нежилые помещения социальной инфраструктуры маломобильных групп населения.
Так, в верхней части лестничного марша, перед дверным блоком при входе в здание отсутствует тактильный указатель. Ширина проступей составляет 0,3 м, должна быть от 0,35 до 0,4 м. Ступени лестницы разной высоты. С двух сторон отсутствуют ограждения и поручни. На лестнице выявлены многочисленные повреждения покрытия. Отсутствует кнопка вызова персонала при входе. Вместо пандуса на двух лестничных маршах установлена аппарель. Высота порога при входе в здание свыше 0,05 м, должны быть не более 0,014 м.
Согласно заключению эксперта оборудовать здание стационарным пандусом для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения технически невозможно. При этом для удовлетворения минимальных потребностей с учетом положений части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) необходимо выполнить следующий комплекс работ:
- оборудовать лестницу поручнями в соответствии с пунктом 5.1.13 СП 59.13330.2020;
- выполнить ремонт покрытия (площадка, проступи и подступеньки) с приведением ширины проступей и высоты ступеней в соответствии с пунктом 5.1.12 СП 59.13330.2020;
- установить наземные тактильные указатели;
- оборудовать дверной порог при входе в здание высотой не более 0,014 м;
- установить наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом при входе в задание.
Выводы эксперта не оспаривались лицами, участвующим в деле. Экспертное заключение в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы.
При разрешении спора суд исходит из следующего.
Согласно пунктов 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Между тем, в силу части 4 Федерального закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ в редакции вышеназванного Федерального закона, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 статьи 15 названного Федерального закона).
Изложенное свидетельствует о том, что даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
Эти обязанности собственником нежилого помещения на первом этаже многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, д. 110, не исполняются, поэтому требования прокурора признаются судом обоснованными.
Позицию ответчика на то, что социальные услуги оказываются арендаторами нежилого помещения, которые в силу договоров аренды обязаны обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения, суд отклоняет.
Действительно, в договорах аренды нежилых помещений, представленных сторонами, содержатся условия, которые предусматривают обязанность арендаторов нести затраты на долевое участие в расходах на обеспечение беспрепятственного доступа на объект аренды маломобильных групп населения, а именно установить специальные приспособления (настилы, рельсы, поручни, пандус), в дальнейшем следить за тем, чтобы данные приспособления были пригодны для использования.
Между тем, это обстоятельство не снимает с собственника здания обязанности исполнить требования закона, в том числе при передаче своих обязанностей по договору.
Как установлено судом, ответчик длительное время никаких действий по организации переустройства входа в объект аренды для беспрепятственного доступа маломобильных групп не предпринимал, в том числе за свой счет с последующим решением вопроса о возмещении расходов за счет арендаторов.
Таким образом, именно ответчик должен устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов.
Ответчик не представил суду доказательств невозможности исполнить решение суда до 01.07.2024, оснований считать этот срок неразумным не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Княжпогостского района удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального района «Княжпогостский» обязанность в срок до 01 июля 2024 года устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к зданию, где располагаются нежилые помещения социальной инфраструктуры, по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, д. 110, а именно:
- оборудовать лестницу поручнями в соответствии с пунктом 5.1.13 СП 59.13330.2020;
- выполнить ремонт покрытия (площадка, проступи и подступеньки) с приведением ширины проступей и высоты ступеней в соответствии с пунктом 5.1.12 СП 59.13330.2020;
- установить наземные тактильные указатели;
- оборудовать дверной порог при входе в здание высотой не более 0,014 м;
- установить наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом при входе в задание.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме
Судья И.А. Степанов
Мотивированное решение составлено 13 июля 2023 года.