УИД 04RS0018-01-2024-002241-16 № 33-2805/2024
Судья Лубсанова С.Б. апелляционное определение
дело поступило 26.07.2024 г. изготовлено 18.11.2024 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 октября 2024 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К., Ивановой В.А. при секретаре Раднаевой С.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жалсараева Артура Лубсановича к Бурятской таможне Дальневосточного таможенного управления об обязании зачесть отдельные периоды обучения и службы в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет, внести изменения в приказ об увольнении, произвести перерасчет размера пенсии
по апелляционной жалобе Жалсараева А.Л. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 7 июня 2024 г., которым исковые требования Жалсараева Артура Лубсановича оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
обращаясь в суд с иском к Бурятской таможне Дальневосточного таможенного управления, Жалсараев А.Л. просил зачесть в выслугу лет для назначения пенсии период обучения в гражданском образовательном учреждении, период службы в органах внутренних дел ГУВД Нижегородской области и время пребывания на военных сборах, внести изменения в приказ об увольнении, взыскать задолженность по недополученной выплате.
Исковые требования мотивированы тем, что Жалсараев А.Л. проходил службу в Бурятской таможне в должности оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отдела в период с 08.10.2020 г. по 15.11.2023 г. В ноябре 2023 г. уволен со службы по выслуге срока службы, дающей право на пенсию. Однако в выслугу лет для назначения пенсии не были засчитаны периоды обучения в гражданском образовательном учреждении в профессиональном училище, прохождения службы в органах внутренних дел, а также период прохождения военных сборов. Так, в период с 01.09.1997 по 30.06.1998 истец проходил очное обучение в профессиональном училище № 7 г.Улан-Удэ, срок обучения составил 10 месяцев, ему была присвоена квалификация «Оператор ЭВМ со знанием основ бухгалтерского учета». Полученное им в профессиональном училище образование относится к уровню начального профессионального образования, которое в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 приравнивается к среднему профессиональному образованию, в связи с чем данный период должен быть учтен при исчислении выслуги лет для назначения пенсии.
В период с 30.11.2001 по 20.02.2002 истец проходил службу в органах внутренних дел - ГУВД Нижегородской области, срок службы составил 2 месяца 22 дня, одновременно обучался по заочной форме обучение в Волго-Вятской академии государственной службы, в связи с чем при расчете выслуги лет для назначения пенсии в органах внутренних дел был учтен период обучения в Волго-Вятской академии государственной службы в соответствии с пунктом 6 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий....».
В период с 04.09.2006 по 03.11.2006 истец проходил военные сборы, продолжительность которых составила 2 месяца, ему присвоено воинское звание «лейтенант» запаса, в связи с чем указанный период также подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГУВД Нижегородской области, ГБПОУ «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум», МВД по Республике Бурятия.
В заседании суда первой инстанции истец Жалсараев А.Л. уточнил исковые требования, просил зачесть в выслугу лет для назначения пенсии период обучения в гражданском образовательном учреждении в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 7» г.Улан-Удэ, период службы в ГУВД Нижегородской области, внести изменения в приказ об увольнении, обязать ответчика произвести перерасчет процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания за стаж службы, произвести перерасчет размера пенсии в связи с изменением выслуги лет для назначения пенсии, ссылаясь на то, что в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 полученное им образование в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 7» г.Улан-Удэ приравнивается к среднему профессиональному образованию, в связи с чем подлежит учету при исчислении выслуги лет для назначения пенсии. Доводы ответчика о том, что период службы в ГУВД Нижегородской области не включен ответчиком в расчет выслуги лет из-за того, что не включен в расчет выслуги лет МВД по Республике Бурятия, является ошибочным, так как у таможенных органов иной порядок расчета выслуги лет.
Представители ответчика Бурятской таможни Зайцева Е.В., Саркисашвили Т.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, полагая, что истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, и суду пояснили, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются - исчисленное в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты - пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» время службы (работы), указанное в статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей». По запросу Бурятской таможни Министерством внутренних дел по Республике Бурятия предоставлен расчет выслуги лет для назначения пенсии Жалсараеву А.Л., в котором период прохождения службы в ГУВД Нижегородской области не был учтен, в связи с чем Бурятской таможней данный период не включен в расчет выслуги лет для назначения пенсии. Период обучения в профессиональном училище № 7 г.Улан-Удэ также не включен в расчет, так как данный период не соответствует подпункту «ж» пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 103, полученное в профессиональном училище образование не относится к среднему профессиональному образованию по программам подготовки. Период прохождения военных сборов засчитан Жалсараеву А.Л. в расчет выслуги лет для назначения пенсии при увольнении из таможенных органов Российской Федерации, внесены изменения в приказ об его увольнении, скорректированный расчет направлен в отдел пенсионного обеспечения Дальневосточного таможенного управления для дальнейшей работы. Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица МВД по Республике Бурятия Санжиев Г.Б. пояснил, что период работы истца в ГУВД Нижегородской области с 30.11.2001 по 22.02.2002 не включен в период для расчета выслуги лет для назначения пенсии по линии органов внутренних дел, поскольку Жалсараев А.Л. являлся стажером, то есть осуществлял трудовую деятельность, а не служебную, в связи с чем возражал против удовлетворения требований.
Представитель ГБПОУ "Бурятский республиканский информационно-экономический техникум" Жаргалова З.Д. пояснила, что образование, полученное Жалсараевым А.Л. в период с 01.09.1997 по 30.06.1998 в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 7», относится к уровню начального профессионального образования, то есть к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), в связи с чем истцом была получена профессия, а не специальность.
Представитель третьего лица ГУВД Нижегородской области в судебное заседание не явился, третье лицо было извещено о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Судом первой инстанции постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Жалсараев А.Л. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на то, что в соответствии с положениями Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» период испытательного срока в качестве кандидата (стажера) входит в расчет выслуги лет в календарном исчислении. Период его обучения должен включаться в выслугу лет для назначения пенсии, поскольку полученное им образование относится к уровню начального профессионального образования, которое в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ приравнивается к среднему профессиональному образованию.
В возражениях на апелляционную жалобу Бурятская таможня выразила несогласие с доводами жалобы заявителя, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Жалсараев А.Л. и его представитель Павленко О.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Бурятской таможни Дианова Ю.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители третьего лица ГБПОУ «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» Борисов Ч.В., Дамбаев Ц.Д. полагали, что решение суда в части отказа во включении в расчет выслуги лет периода обучения является обоснованным.
Представитель третьего лица МВД по Республике Бурятия в заседание суда апелляционной инстанции не явился, третье лицо надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Представитель третьего лица ГУВД Нижегородской области в судебное заседание не явился, третье лицо надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов определяется Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 103 (далее – также Положение).
Подпунктами "а, ж" пункта 2 данного Положения предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: а) исчисленное в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы): в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации; указанное в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"; ж) время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 08.10.2020 г. истец Жалсараев А.Л. проходил службу в Бурятской таможне Дальневосточного таможенного управления.
Приказом Бурятской таможни от 08.11.2023 г. № 538-КС оперуполномоченный по особо важным делам оперативно-розыскного отдела Бурятской таможни Жалсараев А.Л. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации 15.11.2023 г. в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Выслуга лет в таможенных органах Жалсараева А.Л. на день увольнения со службы 15.11.2023 г. составила: для назначения пенсии в календарном исчислении – 16 лет 00 месяцев 05 дней, учеба – 00 лет 00 месяцев 00 дней, в льготном исчислении – 6 лет 10 месяцев 05 дней, всего: 22 года 10 месяцев 10 дней;
Для назначения процентной надбавки к окладу денежного содержания – 16 лет 03 месяца 14 дней.
Так, согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии от 08.11.2023 г. Жалсараеву А.Л. в выслугу лет для назначения пенсии была засчитана следующая служба (периоды):
- служба в Вооруженных Силах РФ с 12.11.1998 г. по 03.11.2000 г., календарная выслуга составила 1 год 11 мес. 22 дня;
- служба в органах внутренних дел РФ (МВД по Республике Бурятия) с 24.08.2007 г. по 25.12.2007 г. – 00 лет 04 мес. 02 дня; с 26.12.2007 г. по 28.07.2018 г. – 10 лет 07 мес. 03 дня;
- служба в таможенных органах РФ (оперуполномоченный по особо важным делам оперативно-розыскного отдела Бурятской таможни) в период с 08.10.2020 г. по 15.11.2023 г. – 03 года 01 мес. 08 дней.
Поскольку у Жалсараева А.Л. имеется диплом о получении начального профессионального образования по очной форме обучения с 01.09.1997 г. по 30.06.1998 г. по профессии «Оператор ЭВМ со знанием основ бухгалтерского учета» (диплом № 729780 от 19.06.1998 г.), а также в период с 30.11.2001 г. по 22.02.2002 г. он проходил службу в ГУВД Нижегородской области на основании приказа № 208 от 30.11.2001 г., в период с 04.09.2006 г. по 03.11.2006 г. проходил военные сборы по подготовке офицеров запаса из числа солдат, сержантов запаса, что подтверждается выпиской из послужного списка личного дела, справкой военного комиссариата Республики Бурятия от 10.11.2017 г., и данные периоды обучения, прохождения службы в органах внутренних дел, военных сборов в нарушение прав истца в расчет выслуги лет не были включены ответчиком, Жалсараев А.Л. обратился в Бурятскую таможню с заявлением.
Из ответа и.о. начальника таможни от 28.02.2024 г. следует, что по запросу Бурятской таможни представлен расчет МВД по Республике Бурятия выслуги лет для назначения истцу пенсии, в котором период его службы в ГУВД Нижегородской области с 30.11.2001 по 22.02.2002 не был учтен, на основании чего данный период не включен Бурятской таможней в расчет выслуги лет для назначения пенсии; период обучения в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 7», по окончании которого истцом получено начальное профессиональное образование по профессии «Оператор ЭВМ со знанием основ бухгалтерского учета», не включен в расчет, так как данный период не соответствует подпункту «ж» пункта 2 Положения. Вместе с тем, период прохождения военных сборов засчитан Жалсараеву А.Л. в расчет выслуги лет для назначения пенсии при увольнении из таможенных органов Российской Федерации, скорректированный расчет направлен в отдел пенсионного обеспечения Дальневосточного таможенного управления для дальнейшей работы.
Приказом Бурятской таможни № 98-КС от 01.03.2024 г. внесены изменения в приказ от 08.11.2023 г. № 538-КС «Об увольнении Жалсараева А.Л.», пункт 2.1 изложен в новой редакции: «2.1. Для назначения и выплаты пенсии в календарном исчислении – 16 лет 02 месяца 05 дней, в льготном исчислении – 06 лет 10 месяцев 05 дней, всего: 23 года 00 месяцев 10 дней».
Составлен новый расчет выслуги лет для назначения пенсии от 29.02.2024 г., согласно которому Жалсараеву А.Л. в выслугу лет была засчитана следующая служба (периоды):
- служба в Вооруженных Силах РФ с 12.11.1998 г. по 03.11.2000 г., календарная выслуга составила 1 год 11 мес. 22 дня; с 04.09.2006 г. по 03.11.2006 г. – 00 лет 02 мес. 00 дней.
- служба в органах внутренних дел РФ (МВД по Республике Бурятия) с 24.08.2007 г. по 25.12.2007 г. – 00 лет 04 мес. 02 дня; с 26.12.2007 г. по 28.07.2018 г. – 10 лет 07 мес. 03 дня;
- служба в таможенных органах РФ (оперуполномоченный по особо важным делам оперативно-розыскного отдела Бурятской таможни) с 08.10.2020 г. по 15.11.2023 г. – 03 года 01 мес. 08 дней.
Таким образом, выслуга лет в таможенных органах Жалсараева А.Л. по состоянию на 15.11.2023 г. составила: календарная выслуга – 16 лет 02 месяца 05 дней, льготная выслуга – 06 лет 10 месяцев 05 дней, всего: 23 года 00 месяцев 10 дней.
Не согласившись с отказом ответчика включить в выслугу лет для назначения пенсии вышеуказанные спорные периодя, Жалсараев А.Л. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования Жалсараева А.Л. о зачете в выслугу лет для назначения пенсии спорных периодов его обучения в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 7» г.Улан-Удэ, прохождения службы в ГУВД Нижегородской области, о перерасчете размера пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктами «а, ж» пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям», статьями 1, 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», статьей 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для зачета в выслугу лет истца спорных периодов его работы в качестве стажера в органах внутренних дел и обучения в училище. При этом суд исходил из того, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания. Поскольку в оспариваемый истцом период с 30.11.2001 по 22.02.2002 он не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в спорный период он не являлся, период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе, отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет. Отказывая в зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения в училище, суд первой инстанции исходил из того, что полученное истцом образование относится к уровню начального профессионального образования, т.е. к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), в связи с чем является профессией, а не специальностью, что не соответствует подпункту «ж» пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 г. № 103.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения истцу в выслугу лет для назначения пенсии периода его обучения в профессиональном училище.
Доводы апелляционной жалобы Жалсараева А.Л. о том, что период его обучения должен включаться в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет, поскольку полученное им образование относится к уровню начального профессионального образования, которое в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ приравнивается к среднему профессиональному образованию, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Положения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Согласно диплому № 729780 от 19.06.1998 г. Жалсараев А.Л. в период с 01.09.1997 г. по 30.06.1998 года обучался в Профессиональном училище № 7 г.Улан-Удэ, окончил полный курс на базе среднего (полного) общего образования с получением начального профессионального образования по профессии "оператор ЭВМ со знанием основ бухгалтерского учета" с присвоением квалификации оператора ЭВМ со знанием основ бухгалтерского учета.
В силу части 1 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
1) среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;
2) начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
3) среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
Пунктами 5, 6 части 2 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом: основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена.
Профессиональное училище № 7 г.Улан-Удэ, учеба в котором обеспечивала истцу получение начального уровня профессионального образования, не относится к учебному заведению, предоставляющему уровень среднего специального образования, в связи с чем спорный период в силу закона не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии сотруднику таможенных органов, поскольку при расчете выслуги лет учитывается лишь время обучения, в частности, в средних специальных образовательных учреждениях. Доказательств обратного не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что вышеперечисленными нормативными актами не предусмотрено включение времени обучения в профессиональном училище с получением начального профессионального образования, которое приравнивается в настоящее время к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), в стаж государственной службы в
таможенных органах для определения выслуги, учитываемой при назначении пенсии.
В части выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии периода службы истца в органах внутренних дел – ГУВД Нижегородской области судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из послужного списка в личном деле и записей в трудовой книжке Жалсараева А.Л. следует, что в период с 30.11.2001 г. по 22.02.2002 г. он проходил службу в ГУВД Нижегородской области в качестве стажера на должностях рядового состава на основании приказа № 208 от 30.11.2001 г.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" установлен единый порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 1 (абзац четвертый) вышеуказанного постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается: служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Согласно статье 24 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 данной статьи (пункт 1).
На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания (пункт 2).
Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера (пункт 3).
В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства, а также 1-3 статьи 68 настоящего Федерального закона (пункт 4).
Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) (пункт 9).
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ.
В силу пункта 11 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).
В заявленные для исчисления выслуги лет периоды службы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. N 4202-1 (далее - Положение о службе).
Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, испытательный срок обязателен. Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что периоды службы в качестве стажера по соответствующим должностям подлежат включению в выслугу лет в календарном исчислении.
Отказывая Жалсараеву А.Л. во включении в выслугу лет для назначения пенсии периода его службы в ГУВД Нижегородской области, суд исходил из того, что истец в период с 30.11.2001 г. по 22.02.2002 г. не был назначен на должность и ему не присваивалось специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанные периоды он не являлся.
Однако судом первой инстанции не были приняты во внимание приведенные правовые нормы, согласно которым период стажировки на должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел относится к службе в органах внутренних дел, несмотря на то, что на время испытательного срока кандидат назначается стажером по должности без присвоения специального звания и на него распространяется действие трудового законодательства, он при этом выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой должностью и условиями контракта.
Доводы представителей ответчика в возражение против включения периода стажировки в расчет выслуги лет о том, что указанный период не был включен в расчет выслуги лет при ее определении МВД по Республике Бурятия, являются несостоятельными, поскольку указанный спорный период прохождения стажировки совпадает с обучением Жалсараева А.Л. в Волго-Вятской академии государственной службы с 01.09.2001 г. по 01.09.2002 г., который был учтен МВД по Республике Бурятия при подсчете выслуги лет истца в соответствии с установленными правилами определения выслуги лет в органах внутренних дел.
Однако при этом представителем МВД по Республике Бурятия в ходе рассмотрения дела не отрицалось, что при отсутствии периода обучения в Волго-Вятской академии государственной службы период прохождения службы в должности стажера ГУВД Нижегородской области подлежал учету при расчете выслуги лет истца в связи со службой в органах внутренних дел.
В этой связи доводы апелляционной жалобы заявителя в данной части заслуживают внимания, в связи с чем решение суда в части отказа в удовлетворении требований о включении Жалсараеву А.Л. в выслугу лет для назначения пенсии периода прохождения службы в должности стажера в органах внутренних дел ГУВД Нижегородской области с 30.11.2001 г. по 22.02.2002 г. подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об удовлетворении иска в данной части.
При этом включение указанного периода с 30.11.2001 г. по 22.02.2002 г. в выслугу лет истца не влияет по состоянию на настоящее время на размер пенсии по выслуге лет Жалсараева А.Л., т.к. его выслуга лет в таможенных органах составляет 23 года 00 месяцев 10 дней и включение спорного периода службы стажером в течение 2 месяцев 23 дней не изменяет размер процентной надбавки и пенсии по выслуге лет, поэтому оснований для отмены решения суда в части отказа в перерасчете пенсии по выслуге лет не имеется.
В остальной части решение суда подлежат оставлению без изменения, а доводы апелляционной жалобы отклоняются как не содержащие указания на обстоятельства, которые могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 7 июня 2024 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода прохождения службы в должности стажера и в этой части принять новое решение суда, которым обязать Бурятскую таможню Дальневосточного таможенного управления включить Жалсараеву Артуру Лубсановичу в выслугу лет для назначения пенсии период прохождения службы в должности стажера в органах внутренних дел ГУВД Нижегородской области с 30.11.2001 г. по 22.02.2002 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, рассмотревший дело в качестве суда первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: