УИД 05RS0031-01-2021-026832-74
Дело №2а-5161/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Махачкала 07.12.2021 г.
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Магомедовой Х.М.,
при секретаре судебного заседания Исмаиловой Ф.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаджикаивова ФИО6 к МРЭО ГИБДД МВД по РД о признании отказа в регистрации незаконным и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к МРЭО ГИБДД МВД по РД о признании отказа в регистрации незаконным и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию транспортного средства, ссылаясь на то, что 19.10.2021г. он обратился в МРЭО ГИБДД МВД по РД для проведения регистрационных действий на т/с LADA, 219420 за г/н № peг.
Однако получил отказ со ссылкой на то, что на т/с имеются запреты и ограничения, наложенные в соответствии с законодательством РФ и предоставили карточку АМТС находящегося под ограничением. Согласно предоставленным данным на т/с установлен запрет на регистрационные действия. Основания наложение ограничения: документ 2171970833/7745 от 15.04.2021г. Исполнительное производство: 616980/20/77045-ИП от 02.07.2020г.
Согласно информации с официального сайта ФССП данное дело находится у СПИ по <адрес> и возбуждено на основании Акта по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № ( https://fssp.nov.ru/iss/iP )
Согласно заключенному договору купли продажи <адрес> ФИО4 транспортное средство LADA, 219420 за г/н № peг. было приобретено 13.04.2018г. С 13.04.2018г. он является добросовестным владельцем данного транспортного средства.
Передача права собственности на автомобиль происходит в момент заключения договора купли-продажи и получения продавцом денежных средств, сумма которых прописана в договоре.
На основании изложенного просит признать отказ в проведении регистрационных действий к заявлению № от 19.10.2021г. незаконным, возложить обязанность осуществить регистрационные действия на т/с LADA, 219420 за г/н №, №
Административный истец ФИО1, надлежаще извещенный о дате и времени рассмотрения дела в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направил.
Представитель административного ответчика МРЭО ГИБДД МВД по РД в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела без их участия в силу большой загруженности.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца и представителя административного ответчика.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ и Протоколов к ней" указано: как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции РФ, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 6 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" регистрационные действия совершаются на основании заявления владельца транспортного средства или его представителя о совершении регистрационных действий, а также в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - по инициативе регистрационного подразделения.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 950 утвержден административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств.
В соответствии с пунктами 17 и 18 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется регистрационными подразделениями.
Согласно пп. 21.1.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: результатом предоставления государственной услуги является постановка транспортного средства на государственный учет.
В соответствии с пп. 61.4. Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий.
В п. 92 Административного регламента определено, что основаниями для отказа в совершении регистрационных действий является в том числе наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 92.11).
Из материалов дела следует, что между ФИО2 Джалил оглы (продавцом) и индивидуальным предпринимателем ИП Нестурова (комиссионером) был заключен договор комиссии, по условиям которого продавец поручил комиссионеру продать принадлежащее ему транспортное средство - автомобиль LADA, 219420 за г/н № peг.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 на основании договора купли-продажи, заключенного между ним и ИП Нестуров, в собственность приобретен бывший в употреблении автомобиль LADA, 219420 за г/н № peг.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в МРЭО ГИБДД МВД по <адрес> с заявлением № об осуществлении регистрационных действий в отношении указанного автомобиля.
МРЭО ГИБДД МВД по <адрес> административному истцу отказано в производстве регистрационных действий, в связи с тем, что на автомобиль имеются запреты и (или) ограничения, наложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С указанным ответом административный истец не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права, свободы и законные интересы.
Согласно информации с официального сайта УФССП по России в отношении ФИО7 возбуждено исполнительное производство №-СД.
Согласно представленной в материалы дела сведениям в отношении транспортного средств наложены запреты на регистрационные действия в рамках исполнительного производства №-СД от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на момент обращения И. с заявлением о производстве регистрации в отношении приобретенного автомобиля имелись принятые в установленном законодательством порядке ограничительные меры в виде запрета на осуществление регистрационных действий в отношении транспортного средства.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся: наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих о снятии ограничительных мер, принятых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, на дату обращения административного истца в МРЭО ГИБДД МВД по РД с заявлением о постановке автомашины на регистрационный учет административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, у МРЭО ГИБДД МВД по РД имелись основания для отказа в регистрации транспортного средства LADA, 219420 за г/н № за ФИО4
Указанные запреты не могут быть преодолены путем оспаривания решений и действий регистрирующего органа.
Поскольку действия по отказу в регистрации транспортного средства, произведены МРЭО ГИБДД МВД по РД в соответствии с законом и в пределах полномочий, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Государственная регистрация автотранспортных средств не связана с договором по приобретению автомашины, с возникновением права собственности на него и пользования. Право собственности ФИО1 никем не оспаривается, ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию путем регистрации транспортных средств, установлено Федеральным законом "О безопасности дорожного движения".
Обстоятельством, имеющим значение для рассматриваемого дела, является наличие либо отсутствие соответствующих ограничений в отношении объекта регистрации, на момент обращения заявителя в органы ГИБДД. Государственная регистрация автотранспортных средств является административным действием, носящим разрешительный характер и имеющим отношение только к автомобилю, она не связана с договором по приобретению автомобиля, с возникновением права собственности на него и пользованием данным автомобилем. Поскольку на момент отказа в совершении регистрационных действий имелись неотмененные запреты и ограничения в отношении регистрации данного автомобиля, которые не могут быть преодолены путем оспаривания решений и действий регистрирующего органа, действия регистрирующего органа по отказу в регистрации транспортного средства соответствуют закону.
Оспариваемый отказ не нарушает прав административного истца, поскольку при наличии документов, подтверждающих снятие указанных ограничений, административный истец вправе обратиться в регистрирующий орган за предоставлением услуги, а также административный истец не лишен возможности обратиться в суд с иском порядке ст. 442 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к МРЭО ГИБДД МВД по РД о признании отказа в регистрации незаконным и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию транспортного средства оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Ленинский районный суд <адрес> суд Республики Дагестан.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Х.М. Магомедова