Решение по делу № 2-630/2023 от 31.05.2023

Дело № 2-630/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2023 года

с.Улаган

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО «Улаганский район» к Савиной Альбине Ивановне об изъятии жилого помещения путем предоставления возмещения в денежной форме, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившей право пользования жилым помещением, по встречному исковому заявлению Савиной Альбины Ивановны к администрации МО «Улаганский район» о признании права на предоставление жилого помещения, предоставлении равнозначного благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Улаганский район» обратилась в суд с иском к Савиной А.И. об изъятии жилого помещения путем предоставления возмещения в денежной форме, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившей право пользования жилым помещением.

Требования мотивированы тем, что 14.04.2022 года администрацией МО «Улаганский район» принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в <адрес>, путём выплаты возмещения рыночной стоимости. Ответчик проигнорировал проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, согласия на заключение соглашения не выразил. Размер возмещения определен на основании отчета об оценке ООО «Алтай Абсолют» от 10.05.2023 года и составляет 2 756 800 руб.

В ходе судебного разбирательства поступил встречный иск Савиной А.И. к администрации МО «Улаганский район» о признании права на предоставление жилого помещения, предоставлении равнозначного благоустроенного жилого помещения.

Требования мотивированы тем, истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в Программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2019-2025 годах. Собственник не согласен с требованием о выплате денежных средств, просит предоставить благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в <адрес>.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ППК Фонд развития территорий.

Представитель истца и ответчика по встречному иску Ефремов Д.В., действующий по доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, встречные требования не признал.

Законный представитель ответчика и истца по встречному иску Савиной А.И. Савин И.А. исковые требования администрации не признал, встречные требования поддержал по основаниям, изложенным во встречном иске.

Ответчик (истец по встречному иску) Савина А.И., Министерство регионального развития Республики Алтай и ППК Фонд развития территорий извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, причины неявки неизвестны.

Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Болычевой А.Ю., считавшей исковые требования администрации МО «Улаганский район» подлежащими удовлетворению в части, исковые требования Савиной А.И. подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу пп.3.2 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случая, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст.239.2 Гражданского кодекса РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно п. 3 ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, в том числе, связанным с иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч.6 ст.32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.

Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность изъятия на условиях предварительного и равноценного возмещения для государственных или муниципальных нужд принадлежащих гражданам на праве собственности земельных участков и расположенных на них, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными, жилых помещений в многоквартирном доме, подлежащем сносу.

Из материалов дела следует, что 23.12.2014 года зарегистрировано право собственности Савиной А.И. на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

Распоряжением администрации МО «Улаганский район» от 28.09.2016 года № 1074/1 многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Вышеуказанный жилой дом включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2019 - 2025 годах», утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 29.03.2019 года № 89, с планируемой датой окончания переселения 31.12.2024 года.

Снос аварийного многоквартирного дома собственниками не осуществлен, что послужило основанием для принятия администрацией МО «Улаганский район» 14.04.2022 года решения об изъятии для муниципальных нужд путем возмещения рыночной стоимости жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

В материалах дела имеется проект соглашения об изъятии жилого помещения с указанием размера возмещения за жилое помещение 1368200 руб.

Из отчета ООО «Алтай Абсолют» от 10.05.2023 года следует, что по состоянию на 05.05.2023 года рыночная стоимость квартиры, принадлежащей Савиной А.И., составляет 2 756 800 руб.

В ходе судебного разбирательства законный представитель Савиной А.И. Савин И.А. не выразил согласия заключить соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, заявив требование о предоставлении благоустроенного жилого помещения в <адрес>.

Таким образом, судом установлено, что Савина А.И. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, собственники которого не выполнили требование уполномоченного органа о сносе аварийных жилых помещений за свой счёт, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ является основанием для удовлетворения исковых требований администрации МО «Улаганский район» в части изъятия для муниципальных нужд принадлежащего Савиной А.И. жилого помещения.

По общему правилу, установленному ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения, либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а лишение собственника права выбора может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.

Поскольку многоквартирный дом в <адрес>, включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай на 2019 – 2025 годы», то требование в части возложения на администрацию МО «Улаганский район» обязанности при изъятии жилого помещения предоставить Савиной А.И. иное благоустроенное помещение площадью не менее <данные изъяты> кв.м. подлежит удовлетворению. Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требования администрации МО «Улаганский район» об изъятии жилого помещения путём выплаты возмещения.

Общий порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса РФ, согласно которым предоставляемое гражданам другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ не возлагают на органы местного самоуправления в связи с признанием дома непригодным для проживания обязанность предоставлять по желанию граждан жилые помещения в избранном ими другом населенном пункте в границах субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Из смысла положений жилищного законодательства, регулирующего вопросы переселения граждан в связи с признанием жилых помещений аварийными следует, что при переселении из аварийного жилого фонда производится фактическая замена жилого помещения непригодного для проживания на благоустроенное жилое помещение с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, а не улучшение жилищных условий, поэтому на органы местного самоуправления в связи с признанием дома непригодным для проживания обязанность предоставлять по желанию граждан жилые помещения в избранном ими другом населенном пункте не возложена.

Таким образом, действующее правовое регулирование не предоставляет гражданину право выбора населенного пункта, на территории которого ему должно предоставляться жилое помещение взамен изымаемого аварийного жилья.

Напротив, соответствующее исключение установлено лишь для случаев, когда предоставление жилого помещения на территории населенного пункта, где расположено аварийное жилое помещение, объективно невозможно. Например, в случае если расселение производится с территории населенного пункта, подлежащего исключению из числа населенных пунктов Российской Федерации. Во всех иных случаях действует общее правило «предоставление равного взамен изымаемого». Это, в частности, означает, что собственник изымаемого жилого помещения лишен возможности улучшить условия своего проживания, к примеру, выбором более комфортного или лучше развитого населенного пункта.

Предоставление жилья на территории <адрес> не будет отвечать необходимому в соответствии с ч.1 ст.89 Жилищного кодекса РФ критерию о нахождении предоставляемого жилого помещения в границах населенного пункта, в котором располагается (или располагалось) непригодное для проживания жилье.

При разрешении возникшего спора суд обязан применить закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, в связи с чем, указание на населенный пункт, в границах которого должно быть предоставлено жилое помещение, связано с существом заявленного искового требования.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что равнозначное благоустроенное жилое помещение площадью не менее <данные изъяты> кв.м. должно быть предоставлено в черте <адрес>

Критерий равнозначности не исключает возможности предоставления в порядке переселения жилого помещения большей площади взамен ранее занимаемого жилого помещения при отсутствии в муниципальном жилищном фонде на момент предоставления жилого помещения, равного по площади ранее занимаемому жилому помещению. Вместе с тем, действующее правовое регулирование предусматривает лишь возможность, но не безусловную обязательность предоставления жилого помещения большей площади. В связи с чем, указание на предоставление жилого помещения без возмещения разницы может в последующем препятствовать исполнению судебного акта при отсутствии у администрации МО «Улаганский район» жилых помещений равнозначной площади.

Отсутствие у администрации района жилых помещений для предоставления гражданам не может служить основанием для лишения права на выбор любого из названных в законе способов обеспечения его жилищных прав (выкуп или предоставление жилья), принимая во внимание специальный характер норм права, содержащихся в Федеральном законе от 21.07. 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Суд не принимает во внимание доводы администрации о том, что обеспечение жилищных прав собственника путём предоставления иного жилого помещения не предусмотрено законодательством, поскольку раздел IV Программы «Система программных мероприятий» предусматривает предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай, путём строительства многоквартирных жилых домов или жилых домов; приобретения у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах; приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов.

Суд считает необоснованными доводы администрации о том, что жилищные права Савиной А.И. при изъятии жилого помещения путём предоставления иного жилого помещения не могут быть обеспечены без доплаты в связи с тем, что в силу ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, к договорам, заключенным после введения данного акта в действие, если иное прямо не предусмотрено актом жилищного законодательства.

Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай на 2019 – 2025 годы» (в редакции, действовавшей на дату включения многоквартирного дома в республиканскую адресную программу), принятия уполномоченным органом решения об изъятии для муниципальных нужд аварийного и непригодного для проживания жилого помещения (14.04.2022 года), не предусматривали императивных норм о доплате за предоставляемое гражданам жилое помещение.

После включения аварийного многоквартирного дома в региональную адресную программу, неисполнения собственниками жилых помещений требования о сносе многоквартирного дома у органа местного самоуправления имелось правомочие по изъятию для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем ответчик до 14.04.2022 года не решал вопрос изъятия жилых помещений, в связи с чем, дополнительные обязанности (ограничения) для собственников жилых помещений, введённые Постановлением Правительства Республики Алтай от 27.04.2022 года № 149 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Алтай от 29 марта 2019 года № 89», без прямого указания на их обратную силу, не могут распространять свое действие на ранее возникшие правоотношения.

В силу ст. 12 ГК РФ, учитывая характер спора и предмет иска, суд приходит к выводу, что нарушенное право собственника жилого помещения на предоставление иного жилого помещения при изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, подлежит восстановлению путём выполнения обязанности предоставить в натуре иное жилое помещение (абз. 8 ст. 12 ГК РФ), в связи с чем, оснований для удовлетворения требования Савиной А.И. о признании права на предоставление иного жилого помещения не имеется, поскольку признание права в качестве способа защиты не восстанавливает нарушенное право Савиной А.И.

После исполнения администрацией МО «Улаганский район» обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения право собственности Савиной А.И. подлежит прекращению с признанием за МО «Улаганский район» права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Требование администрации МО «Улаганский район» о признании Савиной А.И. прекратившей право пользования жилым помещением в течение 15-ти дней после перечисления возмещения за жилое помещение не направлено на защиту прав и законных интересов органа местного самоуправления, не исходит от собственника изымаемого жилого помещения, в связи с чем не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание характер спорных правоотношений, предмет иска, доводы представителя администрации о необходимости соблюдения требований бюджетного законодательства, суд полагает необходимым установить срок для предоставления иного равнозначного жилого помещения - 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований администрации МО «Улаганский район» и встречных исковых требований Савиной А.И.

При обращении с иском Савина А.И. уплатила государственную пошлину в размере 300 руб., исковые требования удовлетворены, что в силу ст. 98 ГПК РФ является основанием для возмещения данной суммы с ответчика администрации МО «Улаганский район».

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации МО «Улаганский район» (ИНН ) к Савиной Альбине Ивановне (СНИЛС ) об изъятии жилого помещения путем предоставления возмещения в денежной форме, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившей право пользования жилым помещением, удовлетворить в части.

Встречное исковое заявление Савиной Альбины Ивановны (СНИЛС ) к администрации МО «Улаганский район» (ИНН ) о признании права на предоставление жилого помещения, предоставлении равнозначного благоустроенного жилого помещения, удовлетворить в части.

Изъять для муниципальных нужд принадлежащее Савиной Альбине Ивановне жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с предоставлением Савиной Альбине Ивановне другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения.

Обязать администрацию МО «Улаганский район» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Савиной Альбине Ивановне в собственность взамен признанного аварийным и непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное применительно к условиям местности жилое помещение площадью не менее <данные изъяты> кв.м., расположенное в черте <адрес>.

После исполнения администрацией МО «Улаганский район» указанной выше обязанности прекратить право собственности Савиной Альбины Ивановны и признать за МО «Улаганский район» право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Оставшуюся часть исковых требований администрации МО «Улаганский район» к Савиной Альбине Ивановне оставить без удовлетворения.

Оставшуюся часть исковых требований Савиной Альбины Ивановны к администрации МО «Улаганский район» оставить без удовлетворения.

Взыскать с администрации МО «Улаганский район» в пользу Савиной Альбины Ивановны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи жалобы, представления через Улаганский районный суд Республики Алтай.

Решение суда в окончательной форме принято 08 августа 2023 года.

Председательствующий

Е.В. Айманова

2-630/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация МО "Улаганский район"
Прокурор Улаганского района
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Министерство регионального развития Республики Алтай
Савин Иван Александрович
ППК ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Суд
Улаганский районный суд Республики Алтай
Судья
Айманова Елена Васильевна
Дело на странице суда
ulagansky.ralt.sudrf.ru
31.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2023Передача материалов судье
01.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее