УИД 66RS0009-01-2021-004020-57
Дело №88-12806/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 23 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Шушкевич О.В., Ложкарёвой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2418/2021 по иску Прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах Пермякова Алексея Владимировича к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о взыскании стимулирующей выплаты,
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения Следственный изолятор №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав прокурора Пятого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Таскаеву А.А., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Ленинского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах Пермякова А.В. обратился с иском к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области (далее по тексту – СИЗО №3 ГУФСИН по Свердловской области) с учетом уточнений о взыскании денежных средств в качестве стимулирующей выплаты за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией 34 380 руб. 57 коп.
В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области поступило обращение Пермякова А.В. о нарушении его прав в связи с отказом в выплате ему денежных средств за работу с июня по август 2020 года с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией. В ходе проверки установлено, что Пермяков А.В. проходит службу в СИЗО №3 ГУФСИН по Свердловской области, занимая с 01 февраля 2016 года должность младшего инспектора 1 категории дежурной службы. В СИЗО №3 ГУФСИН по Свердловской области сотрудники в период с июня по август 2020 года проходили службу в режиме казарменного положения (посменная служба без покидания служебной территории продолжительностью по 15 суток с последующим временем отдыха 15 суток). Пермяков А.В. проходил службу в режиме казарменного положения в периоды с 30 июня 2020 года по 14 июля 2020 года и с 28 июля 2020 года по 11 августа 2020 года. В период несения им службы в отдельных камерах содержались лица, у которых была выявлена новая короновирусная инфекция в период с 25 июня 2020 года по 12 августа 2020 года. Ответчиком производились выплаты сотрудникам, контактирующим в период исполнения служебных обязанностей с лицами, инфицированными новой короновирусной инфекцией. Пермякову А.В. такие выплаты произведены не были, поскольку в отношении него уполномоченными сотрудниками ответчика не были составлены отдельные (дополнительные) табели учета служебного времени, в которых отмечались сотрудники, контактирующие в период службы с заболевшими лицами. При проведении проверки установлено, что сведения о службе Пермякова А.В. с лицами, с подтвержденным диагнозом в июне - августе 2020 года поступили только от самого Пермякова А.В. Ответчик отказал ему в выплатах, сославшись на то, что в представленных Пермяковым А.В. в декабре 2020 года сведениях о его службе в июне-августе 2020 года, отсутствуют данные о местах контакта и о конкретных заболевших лицах, с которыми он в этот период контактировал; также у ответчика отсутствуют доведенные в 2021 году лимиты для выплаты денежных средств Пермякову А.В. в качестве стимулирующих выплат за прохождение службы в контакте с лицам, заболевшими новой короновирусной инфекцией. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 1230-р ФСИН России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году выделены бюджетные ассигнования в целях осуществления дополнительного денежного стимулирования сотрудников подведомственных учреждений за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией. В период с 30 июня 2020 года по 13 июля 2020 года, с 28 июля 2020 года по 30 июля 2020 года, с 07 августа 2020 года по 09 августа 2020 года Пермяков А.В. находился в составе смены по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми. В отдельных камерах в этот период содержались лица с подтвержденным диагнозом «коронавирусная инфекция». Исполнение Пермяковым А.В. служебных обязанностей предусматривало его нахождение в контакте с содержащимися в СИЗО лицами с диагнозом «коронавирусная инфекция», поскольку в его служебные обязанности входило, в том числе, обеспечение порядка вывода из камер осужденных, обвиняемых, подозреваемых; обеспечение правила их передвижения и сопровождения по коридорам; обеспечение постоянного надзора за ними.
Определением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 24 ноября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее по тексту - ФСИН России).
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 22 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Пермякова А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 апреля 2022 года решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 22 декабря 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении в исковых требований прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах Пермякова А.В. к СИЗО №3 ГУФСИН по Свердловской области. В указанной части принято новое решение, которым исковые требования прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил в интересах Пермякова А.В. удовлетворены. С СИЗО №3 ГУФСИН по Свердловской области в пользу Пермякова А.В. взыскана стимулирующая выплата в размере 34 380 руб. 57 коп. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель СИЗО №3 ГУФСИН по Свердловской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 апреля 2022 года, ссылаясь на его незаконность.
От прокурора Свердловской области поступили возражения на кассационную жалобу, в которой просят оспариваемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Пермяков А.В., представители СИЗО №3 ГУФСИН по Свердловской области и ФСИН России в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что не имеется оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 04 июня 2014 года по настоящее время Пермяков А.В. проходит службу в СИЗО №3 ГУФСИН России по Свердловской области, с 01 февраля 2016 года занимает должность младшего инспектора 1 категории дежурной службы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 1230-р, в целях дополнительного стимулирования сотрудников подведомственных учреждений за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, ФСИН России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году выделены бюджетные ассигнования в объеме 122,6502 млн. рублей.
Следственно-арестованные, которым в установленном порядке было диагностировано заболевание «коронавирусная инфекция», содержались под стражей в СИЗО №З ГУФСИН России по Свердловской области в период с 25 июня 2020 года по 12 августа 2020 года в камерах режимного корпуса №№ 01, 03, 05, 08.
Бухгалтерией СИЗО №3 ГУФСИН России по Свердловской области запрашивались у руководителей отделов и служб учреждения ежемесячные сведения о сотрудниках, работавших с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией за период с июня по декабрь 2020 года для необходимости установления лимитов бюджетных обязательств на выплату разовой премии за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией,
Выплата разовой премии за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, производилась на основании табеля учета рабочего времени работы с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, составленного ответственным лицом за ведение табелей.
В соответствии с приказом СИЗО №3 ГУФСИН России по Свердловской области от 15 августа 2019 года № 137 «Об организации ведения суммированного учета рабочего времени», ответственными за учет рабочего времени, составление графика сменности, ведение суммированного учета рабочего времени, представление данной информации в бухгалтерию учреждения в дежурной службе назначены дежурные помощники начальника следственного изолятора дежурной службы.
Сведения о работе младшего инспектора 1 категории дежурной службы СИЗО №3 ГУФСИН России по Свердловской области прапорщика внутренней службы Пермякова А.В. в июне-августе 2020 года с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, в бухгалтерию учреждения не подавались.
28 декабря 2020 года Пермяков А.В. представил за своей подписью в бухгалтерию СИЗО №3 ГУФСИН России по Свердловской области сведения о своей работе в июне-августе 2020 года с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией.
Из справки СИЗО №3 ГУФСИН России по Свердловской области от 23 ноября 2021 года следует, что задолженность по денежному довольствию Пермякова А.В. отсутствует.
Согласно табелям учета рабочего времени, Пермяков А.В. в период с 30 июня 2020 года по 14 июля 2020 года, с 28 июля 2020 года по 11 августа 2020 года находился (нес службу) в учреждении на казарменном положении.
В соответствии с приказами начальника СИЗО №3 ГУФСИН России по СО «Об обеспечении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными» от 29 июня 2020 года № 173, от 30 июня 2020 года № 174, от 01 июля 2020 года № 175, от 02 июля 2020 года № 176, от 03 июля 2020 года № 178, от 03 июля 2020 года № 179, от 07 июля 2020 года № 181, от 08 июля 2020 года № 182, от 09 июля 2020 года № 183, от 10 июля 2020 года № 184, от 11 июля 2020 года № 185, от 12 июля 2020 года № 186, от 17 июля 2020 года № 201, от 27 июля 2020 года № 202, от 29 июля 2020 года № 203, от 06 августа 2020 года № 211, от 07 августа 2020 года № 212,от 07 августа 2020 года № 213 Пермяков А.В. нес службу на посту № 3,4 (ПСОТ).
В соответствии с приказами начальника ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Свердловской области «Об обеспечении надзора за подозреваемыми обвиняемыми и осужденными» от 29 июля 2020 года № 204 Пермяков А.В. нес службу на посту № 5, 6.
Планом надзора СИЗО №3 ГУФСИН России по Свердловской области установлено:
пост № 3, 4 (ПСОТ) - пост младшего инспектора по осуществлению надзора у пульта управления системой охранного телевидения за камерами № с 1 по 9, с 01 по 08, камерами карцерного помещения № 1 - 12 (первый этаж режимного корпуса). Несение службы операторами ПСОТ осуществляется на внутреннем посту у камер, оборудованных видеокамерами в специально оборудованном помещении, размещенном на первом этаже режимного корпуса, посредством дистанционного надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными с использованием системы охранного телевидения;
пост № 5, 6 - пост младшего инспектора по осуществлению надзора за камерами № с 10 по 57 (второй этаж режимного корпуса).
По результатам заключения служебной проверки утвержденной начальником СИЗО №3 ГУФСИН России по Свердловской области от 14 июля 2021 года следует, что доказательств, свидетельствующих о том, что Пермяков А.В. в период с 30 июня 2020 года по 10 августа 2020 года контактировал с лицами, которым в установленном порядке было диагностировано заболевание «коронавирусная инфекция», не имеется, права на получение Пермяковым А.В. стимулирующей выплаты в связи с выполнением служебных обязанностей, предполагающих контакт с заболевшими коронавирусом лицами, комиссией не усматривается.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что должностными лицами СИЗО № 3 ГУФСИН по Свердловской области не были поданы соответствующие табели в отношении Пермякова А.В., а объяснениями должностных лиц учреждения, собранными при проведении служебной проверки, не подтверждены контакты Пермякова А.В. с содержащимися в камерах лицами, заболевшими новой короновирусной инфекцией.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходил из того, что из заключения служебной проверки следует, что никем из сотрудников учреждения в отношении истца не составлялись табели учета контактов с лицами, заболевшими новой короновирусной инфекцией, при этом факт несения Пермяковым А.В. службы на конкретных постах в спорный период на условиях казарменного положения и тот факт, что к таким постам относились камеры, в которых содержались лица с диагнозом «коронавирусная инфекция» подтверждается; отсутствие рапорта ответственного смены или табелей учета служебного времени о контактах Пермякова А.В. с заболевшими лицами, не должно лишать его права на полагающиеся ему выплаты; факт контактов с заболевшими лицами подтверждается должностной инструкцией младшего инспектора 1 категории дежурной смены от 09 января 2019 года, в связи с чем пришел к выводу о взыскании с СИЗО № 3 ГУФСИН по Свердловской области в пользу Пермякова А.В. стимулирующей выплаты в сумме 34 380 руб. 57 коп.
Отклоняя доводы ответчиков о том, что бюджетные ассигнования, выделенные ФСИН России по распоряжению Правительства Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 1230-р, распределены на выплаты другим сотрудникам и денежных средств на произведение стимулирующих выплат Пермякову А.В. нет суд апелляционной инстанции указал, что данное обстоятельство не может лишать истца права на справедливую и полную оплату службы; другим сотрудникам учреждения, в отношении которых табели учета служебного времени, проведенного в возможном контакте с лицами, больными новой короновирусной инфекцией, составлены, выплаты были фактически произведены ответчиком СИЗО № 3 ГУФСИН по Свердловской области в связи с чем взыскиваемая истцом выплата относится к другим дополнительным выплатам, предусмотренным частью 17 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ и распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 1230-р. Обеспечение СИЗО № 3 ГУФСИН по Свердловской области дополнительными денежными средствами, необходимыми для произведения истцу стимулирующей выплаты может быть осуществлено в порядке, предусмотренном статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, которая регулирует отношения по формированию фонда денежного довольствия сотрудников, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания стимулирующей выплаты с ФСИН России.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату (статья 22 Кодекса).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата включает стимулирующие выплаты.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2020 года № 1230-р «О выделении ФСИН России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетных ассигнований в целях осуществления дополнительного денежного стимулирования сотрудников подведомственных учреждений за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией» установлено выделить ФСИН России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетные ассигнования в объеме 122,6502 млн. рублей в целях осуществления дополнительного денежного стимулирования сотрудников подведомственных учреждений за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, имея в виду предоставление дополнительных выплат не менее 6,3 тыс. сотрудников. ФСИН России осуществить контроль за целевым и эффективным использованием указанных в пункте 1 настоящего распоряжения бюджетных ассигнований с представлением доклада в Правительство Российской Федерации до 1 февраля 2021 г.
Согласно частям 3, 6 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с частью 17 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты. Указанные дополнительные выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач.
Из части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что фонд денежного довольствия сотрудников федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, состоит из фонда денежного довольствия сотрудников центрального аппарата соответствующего федерального органа исполнительной власти и фонда денежного довольствия сотрудников, проходящих службу в учреждениях и территориальных органах федерального органа исполнительной власти.
В соответствии со статьей 94 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансирование службы в уголовно-исполнительной системе, включая гарантии социальной защиты сотрудников, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Изучение материалов дела показывает, что суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что Пермякову А.В. полагается оплата стимулирующей выплаты за работу с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией.
Доводы кассационной жалобы о том, что исполнение служебных обязанностей Пермяковым А.В. не предусматривает непосредственный контакт с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, так как надзор за ними ведется по мониторам видеонаблюдения; табеля учета рабочего времени работы с лицами, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, в отношении истца не велись и не составлялись и в бухгалтерию для начисления стимулирующей выплаты не представлялись; само по себе несение службы на посту не порождает у Пермякова А.В. оснований для получения стимулирующей выплаты; в представленных истцом сведениях отсутствую данные о лицах, заболевшими новой коронавирусной инфекцией, с кем он контактировал, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в судах первой и апелляционной инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения судов двух инстанций и получили правильную правовую оценку судом апелляционной инстанции на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства, и не опровергаются доводами кассационной жалобы.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании данной оценки. Однако в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришел суд апелляционной инстанции, не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое судебное постановление принято с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи