Судья: Вялых Н.В. (Дело № 2-663-2023) Дело № 33-1682-2024 г.
УИД 46RS0030-01-2023-000701-24
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 апреля 2024 года г. Курск
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
Председательствующего Апалькова А.М.,
Судей Букреевой Е.В. Черниковой Е.Н.
При секретаре Логиновой П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Фатьянова Алексея Юрьевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Курска о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска на решение Кировского районного суда г.Курска от 06 июля 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Фатьянова Алексея Юрьевича – удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска заключить с Фатьяновым Алексеем Юрьевичем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: <данные изъяты> по выкупной цене 3659,58 рублей.»
Заслушав доклад судьи Букреевой Е.В., объяснения представителей ответчика по доверенности Озеровой И.В. и Масаловой Е.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Фатьянов А.Ю. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Курска о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка, указывая, что он с 2018 года является членом ТСН ДНТ «Полевая» (<данные изъяты>), в 2019 году ему был предоставлен земельный участок условный №, с кадастровым номером №, площадью 753 кв.м., по адресу: <адрес>., который был сформирован из земельного участка с кадастровым номером № площадью 155000 кв.м., который был предоставлен ТСН ДНТ «Полевая» в аренду на основании Договора аренды № земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ), из категория земель: <данные изъяты>. 19.12.2022 года он обратился в комитет по управлению имуществом г. Курска с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов по кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 753 кв.м., кадастровая стоимость которого 3659,58 рублей. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска отказал ему в предоставлении участка со ссылкой на п.1 и п.14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ. С данным отказом не согласен. Просит понудить комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска заключить с ним договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 753 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: <данные изъяты> по выкупной цене 3659,58 рублей, равной стоимости на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска просит решение суда в части установления выкупной цены отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 22 ноября 2023 года решение Кировского районного суда г. Курска от 06 июля 2023 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба комитета по управлению имуществом г. Курска- без удовлетворения.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 22 ноября 2023 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда.
Истец в судебное заседание при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в личной собственности землю, условия и порядок пользования землей определяются на основании Федерального закона.
В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров или иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Статья 15 Земельного кодекса РФ, так же предусматривает собственность на земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абзац 2 пункта 1 статьи 421ГК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Таким законом является Земельный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов приведены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, в силу подпункта 6 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом установлено, что постановлением Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № площадью 155000 кв.м. предоставлен ТСН ДНТ «Полевая».
На основании постановления Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ № между земельным комитетом города Курска и ТСН ДНТ «Полевая» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 155000 кв.м.
Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного площадью 47 117 кв.м, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 155000 кв.м., с сохранением исходного участка в измененных границах. В результате чего, площадь предоставленного ТСН ДНТ «Полевая» земельного участка с кадастровым номером № уменьшена и составила 101 023 кв.м.
Распоряжением Администрации Железнодорожного округа города Курска от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) утвержден проект межевания и проект планировки территории в районе <адрес> ТСН ДНТ «Полевая». Территория ТСН ДНТ «Полевая» размежевана, земельные участки, возникшие в результате межевания по утвержденному проекту планировки, поставлены на кадастровый учет с сохранением характеристик исходного участка «Категория земель: <данные изъяты>.
На дату обращения истца в суд земельный участок с кадастровым номером № имел площадь 101 023 кв.м., относился к категории: <данные изъяты>.
На дату вынесения решения судом земельный участок с кадастровым номером № стоит на кадастровом учете, имеет площадь 99 550 кв. м., относится к категории: <данные изъяты>.
Уменьшение площади исходного земельного участка обусловлено исключением площадей земельных участков, предоставленных членам ТСН ДНТ «Полевая» на праве аренды, которые зарегистрированы уполномоченным органом в установленном порядке.
Решением Курского городского собрания от ДД.ММ.ГГГГ № изменен вид разрешенного использования исходного земельного участка и территориальной зоны <данные изъяты>
Из материалов дела следует, что Фатьянов А.Ю. является членом ТСН ДНТ «Полевая» и ему предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 753 кв.м..
ДД.ММ.ГГГГ Фатьянов А.Ю. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска с заявлением, в котором просит предоставить садовый земельный участок с кадастровым номером №, площадью 753 кв.м., в собственность путем заключения договора купли-продажи без проведения торгов в соответствии с пп.3 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска отказал Фатьянову А.Ю. в предоставлении участка со ссылкой на п.1 и п.14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, согласно которым основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов являются обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь статьями 35, 39.2, 39.3, 39.4, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришел к выводу о том, что отказ ответчика в предоставлении земельного участка истцу является незаконным. В связи с чем, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и установлении выкупной цены земельного участка в размере 3659,58 руб.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в случае, если при оказании государственной или муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта недвижимости либо принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка (если в соответствии с законом для установления публичного сервитута не требуется заключение соглашения), размер платы или цена, за исключением цены предмета торгов, проводимых в целях заключения указанных договоров, определяется исходя из величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, применяется кадастровая стоимость этого объекта недвижимости, действующая по состоянию на дату подачи в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления заявления (ходатайства) о предоставлении такой государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 18 вышеуказанного закона для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права при оказании муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора купли-продажи земельного участка его цена определяется исходя из величины его кадастровой стоимости, действующей по состоянию на дату подачи в уполномоченный орган местного самоуправления заявления (ходатайства) о предоставлении такой муниципальной услуги. При этом кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность ДД.ММ.ГГГГ.
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска обратился в ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем решением ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости - 329460,09 руб.
Учитывая положения пункта 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость в отношении спорного земельного участка в размере 329460,09 руб. действует с ДД.ММ.ГГГГ.
Положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в данном случае должны применяться в совокупности с нормами пункта 6 части 2, пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", которые являются специальными по отношению к Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, поскольку они устанавливают какая и с какого момента применяется стоимость объекта недвижимости именно для случаев заключения договора купли-продажи находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, оснований для возложения на комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска обязанности заключить договор купли –продажи спорного земельного участка по выкупной цене в размере 3659,58 руб. у суда первой инстанции не имелось.
Следовательно, решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Кировского районного суда г. Курска от 06 июля 2023 года отменить. Принять по делу новое решение, которым
Фатьянову Алексею Юрьевичу в удовлетворении иска к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Курска о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: