Судья Ахметова Э.В.                                          УИД 86RS0007-01-2022-004825-77

       Дело № 33-1147/2023 (№ 2-3303/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск                            21 февраля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи        Дука Е.А.

судей         Башковой Ю.А., Блиновской Е.О.

при секретаре                                  Щербина О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования видеоконференц-связи гражданское дело по иску Сейферт Дениса Игоревича, Сейферт Алены Владимировны к Департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска о понуждении заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения,

по апелляционной жалобе Департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения истцов Сейферт Д.И., Сейферт А.В., их представителя Лысенко В.Р., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Сейферт Д.И., Сейферт А.В. обратились в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости – (адрес), (адрес) по (адрес) в (адрес), с условием мены на равнозначное благоустроенное жилое помещение в общую долевую собственность по ? доли, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В обоснование иска указали, что вышеназванное жилое помещение приобретено истцами в период брака, и является их общей совместной собственностью. Распоряжением администрации города Нефтеюганска от 4 апреля 2014 года N 67-р вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г. Нефтеюганска от 27 июня 2022 N 1248-п принято решение об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд. Истцы не согласны на получение выкупной стоимости, поскольку считают, что вправе претендовать на предоставление иного равнозначного жилого помещения (л.д. 4-5, 34).

Определением суда от 10 октября 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрации города Нефтеюганска (л.д. 26).

Судом постановлено решение, которым на администрацию в лице Департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска возложена обязанность заключить соглашение (договор) о предоставлении в долевую собственность Сейферт Д.И., Сейферт А.В. благоустроенного равнозначного жилого помещения без доплаты, общей площадью не менее 42,6 кв.м, находящегося в черте (адрес), отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям (адрес) на условиях мены.

В апелляционной жалобе представитель Департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска Сабанин Е.В. просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку вопрос о предоставлении жилого помещения на условиях мены без доплаты на обсуждение сторон не выносился, и в мотивировочной части решения суда ссылки на законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения о предоставлении жилого помещения на условиях мены без доплаты отсутствуют. Полагает, что истцы не вправе требовать предоставления жилого помещения по договору мены без доплаты, поскольку приобрели жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу. Считает ошибочным вывод суда об определении долевой собственности супругов, поскольку в материалы дела не представлено нотариального соглашения о разделе общего имущества, брачного договора либо решения суда, определяющих долевую собственность между Сейферт Д.И. и Сейферт А.В. Кроме того, суд по собственной инициативе изменил статус третьего лица Сейферт А.В., привлеченной в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на истца, и необоснованно возложил на ответчика обязанность по заключению соглашения (договора) о предоставлении жилого помещения в долевую собственность Сейферт А.В.

Истцами Сейферт Д.И., Сейферт А.В. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу.

Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (часть 1 статьи 327, часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив их и доводы возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Сейферт Д.И. является собственником квартиры по адресу: (адрес), (адрес), (адрес), общей площадью 42,6 кв.м. Данное жилое помещение приобретено на основании договора купли-продажи от 11 апреля 2017 года, является совместно нажитым имуществом супругов Сейферт, доли супругов не определены. Переход права собственности зарегистрирован 27 апреля 2017 года (л.д. 10, 21, 31, 34).

Распоряжением администрации города Нефтеюганска от 4 апреля 2014 года N 67-р вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 52).

Требование Департамента ЖКХ администрации города Нефтеюганска о сносе дома собственниками помещений не исполнено (л.д. 54).

Постановлением администрации города Нефтеюганска от 27 июня 2022 года N 1248-п принято решение об изъятии земельного участка по указанному адресу и расположенных на нем объектов недвижимого имущества. Размер возмещения за изымаемый земельный участок и жилое помещение, включая убытки, определен на основании отчета об определении размера возмещения N 788/22 от 25 июля 2022 года и составил 4086020 руб. (л.д. 55-56, 57).

7 сентября 2022 года Департаментом муниципального имущества администрации города Нефтеюганска Сейферт Д.И. вручены проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимого имущества, отчёт об оценке и выписки из ЕГРН (л.д. 59).

8 сентября 2022 года Сейферт Д.И. обратился с заявлением в Департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска об отказе от получения выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение и желании заключить договор мены (л.д. 11)

Письмом от 13 сентября 2022 года Департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска сообщил Сейферт Д.И., что он имеет право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимости приобретения такого жилого помещения, в данном случае – 1400000 руб., поскольку изымаемое жилое помещение приобретено после признания дома аварийным и подлежащим сносу (л.д. 16-17).

Соглашение о мене между сторонами не достигнуто.

Указанный дом включен в адресную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства ХМАО - Югры N 104-п от 1 апреля 2019 года, под №238, со сроком расселения до                31 декабря 2022 года.

Дом также включен в адресную программу города Нефтеюганска по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную постановлением администрации города Нефтеюганска от 30 апреля 2019 года        N 228-п.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 6, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и исходил из того, что жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Соответственно, истцам принадлежит право выбора способа обеспечения их жилищных прав. От получения возмещения за изымаемое жилое помещение Сейферт Д.И. отказался.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

(адрес) (адрес) по (адрес) включен в адресную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением Правительства ХМАО - Югры от 01.04.2019 N 104-п, которая в любой ее редакции не предусматривала возмещение стоимости жилых помещений за счет средств собственников жилых помещений по городу Нефтеюганску, что следует из указанных в данном Постановлении источников финансирования программы.

В соответствии с пунктом 2.1 вышеназванной адресной программы органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рекомендовано в срок до 1 мая 2019 года утвердить аналогичные муниципальные программы и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.

В соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 01.04.2019 N 104-п постановлением администрации города Нефтеюганска от 30 апреля 2019 года N 228-п утверждена адресная программа города Нефтеюганска по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в которой средства собственников помещений также не предусмотрены в качестве источника финансирования программы.

При таком положении вывод суда о предоставлении истцам другого равнозначного жилого помещения на условиях мены без возмещения разницы в стоимости жилых помещений является правильным, так как ни региональной, ни муниципальной программами, в рамках которых производится расселение из аварийного жилищного фонда, не предусмотрено использование средств собственников жилых помещений.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 г.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Поскольку жилое помещение приобретено Сейферт Д.И. на основании договора купли-продажи квартиры от 11 апреля 2017 года (л.д. 21), то правовое регулирование, действующее с 28 декабря 2019 года, в данном случае не применяется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований в части предоставления жилого помещения на условиях мены без доплаты и не мотивировал свои выводы в данной части, не могут быть признаны состоятельными.

Как указано ранее, ни региональной, ни муниципальной программами не предусмотрено использование средств собственников жилых помещений, в связи с чем вывод суда о предоставлении другого жилого помещения на условиях мены без возмещения разницы в стоимости жилых помещений является правильным.

Действительно, в исковом заявлении и уточнении к нему, истцами не заявлено о предоставлении другого жилого помещения на условиях мены без доплаты.

Вместе с тем, на указанное обстоятельство, имеющее значение для разрешения настоящего спора, ссылалась представитель истцов в судебном заседании 10 ноября 2022 года (л.д. 66-67). Представитель ответчика, участвующий в том же судебном заседании, каких-либо возражений в данной части не представил, настаивая на том, что реализация жилищных прав истцов возможна только путем выплаты выкупной стоимости в размере 1400000 руб.

Доводы о том, что истцы не вправе требовать предоставления жилого помещения по договору мены без доплаты, поскольку приобрели жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу, основаны на ошибочном толковании норм материального права и отклоняются по мотивам, приведенным выше.

Дополнения в положения раздела 5 адресной программы, принятые постановлением Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2019 N 507-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 апреля 2019 года N 104-п "Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", не могут повлиять на результат разрешения спора, поскольку и в этом случае источником финансирования программных мероприятий являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета автономного округа и бюджетов муниципальных образований автономного округа.

По той же причине подлежат отклонению ссылки ответчика на Порядок формирования, управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Нефтеюганска, утвержденный решением Думы города Нефтеюганска от 08.06.2022 N 166-VII.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд по собственной инициативе изменил статус третьего лица Сейферт А.В. на истца, опровергаются исковым заявлением, подписанным Сейферт А.В. (л.д. 34), и не влекут отмену правильного по существу решения по формальным соображениям (часть 6 статьи 330 ГПК РФ).

Заключение соглашения о предоставлении в долевую собственность супругов Сейферт Д.И., Сейферт А.В. другого равнозначного жилого помещения не противоречит пункту 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). При этом речь о разделе совместно нажитого имущества в виде квартиры в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в данном случае не идет.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения. Обстоятельства, которые были бы способны привести к иному результату разрешения спора, но не были исследованы и проверены судом, в апелляционной жалобе не приведены.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 1 марта 2023 года.

Председательствующий судья                      Дука Е.А.

Судьи:                                           Башкова Ю.А.

    Блиновская Е.О.

33-1147/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Сейферт Алена Владимировна
Сейферт Денис Игоревич
Ответчики
Департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска
администрация г. Нефтеюганска
Другие
Лысенко Венера Римовна
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Дука Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
27.01.2023Передача дела судье
21.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2023Передано в экспедицию
21.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее