Дело 2-№ ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ. г. Тамбов Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Витлицкой И.С. при помощнике судьи Дубинкиной О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова В. А. к администрации Тамбовского района Тамбовской области, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилой дом, УСТАНОВИЛ: Петров В.А. обратился в суд с иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилой дом общей площадью 206,1 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, указав в обоснование заявленных исковых требований о том, что является собственником земельного участка по указанному выше адресу. В 2004 году на основании Постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ он получил разрешение строительство жилого дома по указанному выше адресу. В 2015 году жилой дом им был возведен. При обращении в межмуниципальный отдел по г Котовску и Тамбовскому району Управления Росреестра по Тамбовской области о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении возведенного жилого дома было отказано, так как здание располагается в пределах зон с особыми условиями использования территорий: запретная зона военного объекта войсковой части. Данная запретная зона была установлена Приказом Минобороны от ДД.ММ.ГГГГ. Строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке было завершено в 2015 году, т.е. до установления охранной зоны. Он принял все меры к легализации спорного домовладения, которое возведено с соблюдением строительных, градостроительных, противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также не нарушает права и охраняемые законом интересы других граждан. Во внесудебном порядке, по указанным выше основаниям, он лишен возможности получения правоустанавливающих документов на данный жилой дом. Истец Петров В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Обеспечил в суд явку своего представителя по доверенности Торбунову С.Ю., которая в судебном заседании исковые требования истца поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала также, что объект индивидуального жилищного строительства построен на земельном участке, соответствующем виду объекта, в границах принадлежащего истцу земельного участка, разрешенное использование которого Представитель ответчика администрация Тамбовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление. Ответчик – представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из письменных возражений представленных в адрес суда следует, что поскольку земельный участок на котором истцом возведено спорное строение входит в зону с особыми условиями использования территории, то в удовлетворении исковых требований Петрову В.А. следует отказать (л.д.100). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Согласно представленного заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие, оставил разрешение вопроса на усмотрение суда. На основании протокольного определения одноименного судьи, по заявлению представителя истца, с учетом письменных пояснений предоставленных представителем Департамента военного имущества из которых следует, что согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Положению о Департаменте, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации», Департамент является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, не является юридическим лицом и не обладает процессуальной правоспособностью, предусмотренной ст. 36 ГПК РФ было прекращено производство по иску Петрова В. А. к Департаменту военного имущества, в связи с отказом представителя истца от требований к данному ответчику.. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Гриднев А. М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно имеющего в материалах дела заявления, не возражал против расположения жилого дома Петрова В.А. на расстоянии менее 3 метров от его земельного участка, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Поскольку материалы дела содержат сведения об уведомлении ответчиков, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не заявлено, суд признает ответчиков извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей, в порядке заочного производства. Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации). Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (п.п. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно п. 5 ч.1 ст.104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: обеспечение обороны страны и безопасности государства. В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (ч.2). В соответствии с п. 10 ст. 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов. Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регламентируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 405 (далее Положение). Пунктом 2 Положения установлено, что запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. В соответствии с п. 10 Положения на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его. На территории зоны охраняемого военного объекта строительство объектов капитального строительства, осуществляются исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект. На территории зоны охраняемого военного объекта не допускается ликвидация дорог и переправ, а также осушение и отведение русел рек (п.11). На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. На территории специальной зоны ведение хозяйственной деятельности, строительство объектов капитального строительства, проживание и (или) нахождение физических лиц осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект (п.12.1). Отчуждение объектов недвижимого имущества, расположенных на территории запретной зоны, специальной зоны и создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.14). Судом установлено, что за Петровым В.А. на основании договора купли продажи жилого строения от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1700 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, земли населенных пунктов, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, для индивидуальной жилой застройки, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11). На основании Постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ Петрову В.А. разрешено строительство жилого дома в р.<адрес> на земельном участке площадью 0,17га, находящийся у него в собственности (л.д.14). Из технического плана здания изготовленного кадастровым инженером Хорошиловым Ю.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что общая площадь указанного выше жилого дома составляет 206,1 кв.м., год завершения строительства объекта недвижимости -2015 год. (л.д.15). Спорное домовладение возведено истцом на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером №, что усматривается из плана границ данного земельного участка, изготовленного кадастровым инженером Очкуренко А.А. (л.д.30). |