Решение по делу № 2-347/2023 от 09.03.2023

64RS0022-01-2023-000309-10

Дело № 2- 347/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2023 год г. Маркс

Марксовский городской суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Мурго М.П.,

при секретаре Погониной И.А.,

с участием представителя истца Агапитовой Е.А.,

представителя ответчика Никишиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, МУП «Тепло» о сохранении жилого помещения в реконструированном виде,

установил:

ФИО1 обратилась с иском к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области (далее – администрация ММР), МУП «Тепло» о сохранении жилого помещения в реконструированном виде. В обоснование заявленных требований указывает, что в принадлежащей ей квартире по адресу: <адрес> апреле 2014 года она произвела переустройство, а именно установила индивидуальное газовое отопление, при этом 08 апреля 2014 года в установленном порядке произвела отключение принадлежащей ей квартиры от сети теплоснабжения МУП «Тепло», тем самым расторгла с этим предприятием договор на поставку в квартиру тепловой энергии. Переустройство производилось согласно рабочего проекта, выполненного ООО «Архстройпроект» от 2014 года, содержащего необходимые согласования соответствующих органов и представленного в орган местного самоуправления (администрация ММР) при подаче заявления о переустройстве жилого помещения. Согласно акта ООО «Хозяин» от 08 апреля 2014 года, принадлежащая ей квартира отключена от центральной системы теплоснабжения. В связи с отключением квартиры от системы центрального теплоснабжения, 04 сентября 2014 года ею в адрес МУП «Тепло» было представлено заявление о расторжении договора теплоснабжения в одностороннем порядке. Индивидуальный источник отопления, установленный в принадлежащем истцу жилом помещении отапливает соответственно эту квартиру и в данном случае согласования с собственниками помещений в многоквартирном доме переустройства системы отопления в отдельной квартире не требуется. Применительно к многоквартирному жилому дому <адрес>, в котором располагается квартира истца , имеется протокол собрания собственников жилых помещений от 2014 года, выражающий 100% согласие на переустройство (перепланировку) квартиры истца. Уведомлением администрации ММР от 01 сентября 2021 года истцу было отказано в согласовании переустройства, в связи с тем, что проект переустройства не соответствует требованиям законодательства РФ. Ссылаясь на положения ст.ст. 1, 17, 25, 29 ЖК РФ, полагает, что установленный в принадлежащем ей жилом помещении индивидуальный источник отопления – котел MASTER GAS-SEOUL16, тип котла С12, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, и его наличие не влияет на надлежащее функционирование системы теплоснабжения, не создает угрозу безопасности жизни и здоровью граждан. По указанным основаниям просит сохранить жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, в переустроенном (переоборудованном) виде с установленным индивидуальным отоплением - индивидуальным источником отопления – котлом MASTER GAS-SEOUL16 (тип котла С12 размерами 645/400/200 мм.).

Истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие, обеспечив участие представителя.

Представитель истца Агапитова Е.А., действующая на основании доверенности от 17 августа 2022 года сроком на пять лет, в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в иске.

     Представитель ответчика МУП «Тепло» Никишина О.В., действующая на основании доверенности от 29 августа 2022 года сроком на один год, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Представитель ответчика администрации ММР Семерикова С.Н., действующая на основании доверенности от 14 сентября 2022 года сроком на один год, в судебное заседание не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 11, 12 ГК РФ защите подлежит нарушенное право.

В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно п. 3 ст. 10 ГК РФ при осуществлении гражданских прав разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В ходе рассмотрения заявленных требований, судом установлено, что истец ФИО1 является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 53,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 64-АВ от 27 августа 2009года (л.д. 13), выпиской ЕГРН.

Указанный жилой дом является многоквартирным, подключен к сетям централизованного теплоснабжения, отапливается от централизованной котельной МУП «Тепло» № 9, имеет закрытую систему теплоснабжения, что подтверждается представленной план-схемой, постановлением администрации ММР от 06 ноября 2015 года № 1876 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Маркс», постановлением администрации ММР от 12 августа 2019 года № 1411 «Об актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования г. Маркс на 2019 год» и никем из участников процесса не оспаривалось.

        Объяснениями представителя истца установлено, что в апреле 2014 года в <адрес> истцом были произведены работы по отключению от внутридомовой отопительной системы в связи с установкой прибора индивидуального газового отопления. Переустройство производилось согласно рабочего проекта, выполненного ООО «Архстройпроект» от 2014 года, содержащего необходимые согласования соответствующих органов и представленного в орган местного самоуправления.

        Согласно представленного акта ООО «Хозяин» от 08 апреля 2014 года, составленным нач. участка Богачевым Н.Н. с участием собственника ФИО1 внутриквартирная система отопления жилого помещения по адресу: <адрес> отключена от внутридомовой отопительной системы. Батареи от стояков отопления отключены, стояки закольцованы, в связи с установкой индивидуального отопления (л.д.36).

        Из текста искового заявления, объяснений представителя истца в судебном заседании следует, что 04 сентября 2014 года истец ФИО1 направила в адрес ответчика МУП «Тепло» заявление о расторжении договора теплоснабжения в одностороннем порядке в связи с отключением квартиры от общедомовой системы отопления.

        06 августа 2021 года истец обратилась в администрацию ММР за получением разрешения на проведение переустройства в принадлежащей ей квартире по адресу: <адрес> (л.д. 37-38).

        Уведомлением администрации ММР от 01 сентября 2021 года ФИО1 отказано в согласовании переустройства помещения в многоквартирном доме, в связи с не соответствием проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства Российской Федерации (л.д. 39).

        Указанное постановление истцом в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ не оспаривалось.

        Указывая, на отсутствие необходимости согласования переустройства системы отопления отдельно взятой квартиры в связи с установкой индивидуального отопления с собственниками помещений в многоквартирном доме, наличие протокола собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого <адрес> от 2014 года, подтверждающий 100% согласие жильцов на переустройство (перепланировку) <адрес>, принадлежащей истцу, а также, что проведенное переустройство не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, и его наличие не влияет на надлежащее функционирование системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома, не создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, истец обратился за защитой нарушенного права.

С указанными доводами истца, включая отсутствие в принадлежащем ей жилом помещении системы отопления и использование для обогрева иных ресурсов отопления – газа, согласиться нельзя, исходя из следующего.

В силу положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение должно использоваться для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены этим Кодексом.

Нормой ст. 25 ЖК РФ установлено, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (часть 1).

В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для получения разрешения заинтересованное лицо представляет заявление с приложением документов, указанных в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. В составе таких документов, в частности предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.

По результатам рассмотрения заявления орган местного самоуправления принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения.

Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен ч. 1 ст. 27 ЖК РФ.

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных ч. 15 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которой запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Исходя из смысла названной нормы Федерального закона, запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащаяся в ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17 ноября 2011 года № 1514-О-О, от 25 января 2012 года № 199-О-О, от 21 марта 2013 года № 457-О, от 17 июля 2014 года № 1681-О и другие).

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Аналогичные разъяснения даны в письме Минстроя России от 15 октября 2014 года № 22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах».

Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» в 2015 году постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 06 ноября 2015 года №1876 была утверждена Схема теплоснабжения муниципального образования «Город Маркс» до 2028 года и размещена на официальном сайте администрации Марксовского муниципального района Саратовской области.

В 2019 году постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 12 августа 2019 года №1411 проведена актуализация данной Схемы теплоснабжения, раздел 4 Схемы дополнен пунктом 4.10 следующего содержания: «Определение условий организации индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления. Требуется разъяснить порядок перевода отдельных квартир в существующих многоквартирных домах на теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов на газовом топливе, вызванных планируемым выводом из эксплуатации некоторых источников тепловой энергии(котельных) и строительством нового жилого фонда.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (ст. 14, п. 15) [1] запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием в индивидуальных квартирах источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам централизованного теплоснабжения. В качестве исключения, при изменении схемы теплоснабжения (решение об изменении схемы теплоснабжения принимается органами местного самоуправления), допускается перевод всего многоквартирного дома на 100% использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с отключением всего дома от системы централизованного отопления». Возможность перевода отдельных жилых помещение в многоквартирных домах на индивидуальное отопление данной схемой не предусмотрена.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, расположенных в г.Марксе Саратовской области и подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность

В данной схеме теплоснабжения не предусмотрены условия перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартир в многоквартирном <адрес>, находящегося в зоне действия источников централизованного теплоснабжения.

Сведений о внесении изменений в указанную схему теплоснабжения в отношении реконструкции системы теплоснабжения многоквартирного дома как в администрации ММР, так и МУП «Тепло» не имеется и в материалы дела не представлено.

Решение о реконструкции всего жилого дома, в том числе путем его отключения от централизованной системы отопления, собственниками помещений многоквартирного не принималось.

Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2 указанного Закона); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

Наличие в квартире, собственником которой является истец собственной системы индивидуального отопления с 2014 года не исключает использование внутридомовой системы отопления.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены разрешительные документы на демонтаж системы отопления, повлекшие соответствующее изменение тепловой нагрузки, приходящейся на многоквартирный дом (приказ Минрегиона России от 28 декабря 2009 года № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок»), и технических документов, основанных на факте переустройства, произведенного в установленном законодательством порядке, среди которых: разрешение уполномоченного органа на переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления; проектная документация на переоборудование; доказательства, подтверждающие соответствие произведенного переоборудования нормативным требованиям и требованиям проектной документации; акт приемочной комиссии органа местного самоуправления произведенного переоборудования (перехода на индивидуальное газовое отопление); доказательства согласования завершения переустройства и перепланировки жилого помещения; сведения об отключении квартиры по адресу: <адрес> от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом; сведения о реконструкции многоквартирного дома; технический паспорт квартиры по указанному выше адресу с внесенными изменениями о переустройстве.

Демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, трубопроводов и т.п.), теплоотдача которых достаточна для поддержания в помещении нормативной температуры воздуха, позволяют собственнику (владельцу) не применять автономную систему отопления. В результате, такой собственник (владелец) ставится в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Поскольку плата за отопление вносится совокупно без разделения на плату в помещении и плату на общедомовые нужды, собственники, демонтировавшие систему отопления на законных основаниях с оформлением соответствующих разрешительных документов, как правило, не подлежат освобождению от оплаты той ее части, которая приходится на общедомовые нужды.

Иное, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.

С учетом изложенного позиция истца о произведенном переустройстве жилого помещения в части перехода на автономную систему отопления и, как следствие, возможности сохранения в переустроенном (переоборудованном) виде с установленным индивидуальным отоплением, нельзя признать законной и обоснованной.

Возможность перевода на индивидуальное отопление отдельно взятого жилого помещения в многоквартирном доме путем отключения от централизованной системы отопления и установки индивидуального источника тепловой энергии, схемой теплоснабжения муниципального образования «Город Маркс» до 2028 года, не предусмотрена, в связи с чем, законные основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, МУП «Тепло» о сохранении жилого помещения в реконструированном виде,

- отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Марксовский городской суд Саратовской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья М.П. Мурго

2-347/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Евтушенко Галина Алексеевна
Ответчики
Администрция Марксовского муниципального района С аратовской области
ООО МУП"Тепло"
Суд
Марксовский городской суд Саратовской области
Судья
Мурго М.П.
Дело на сайте суда
marksovsky.sar.sudrf.ru
09.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2023Передача материалов судье
15.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Подготовка дела (собеседование)
04.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
04.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее