Кировский районный суд г. Махачкалы
Судья Абдулгамидва А.Ч.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2017 г. по делу N 33-1329/2017, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Гончарова И.А.,
судей – Хираева Ш.М., Хаваева А.Г.,
при секретаре – Агарагимовой М.Х.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. административное дело по апелляционной жалобе представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД Рамазанова С.М. на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 23 декабря 2016 года по делу по административному исковому заявлению представителя по доверенности Абдуллаевой А.А. в интересах Мусаевой Х.М. к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД о признании действий незаконными и возложения обязанности осуществить кадастровый учет земельного участка,
установила:
Абдуллаева А.А. в интересах Мусаевой Х.М. обратилась в суд с административным исковых заявлением к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД о признании действий незаконными и возложения обязанности осуществить кадастровый учет земельного участка, указывая, что Мусаевой Х.М. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: РД, г. Махачкала, с/т <адрес> общей площадью 600 кв.м, на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого владения за № № от <дата> Имеется выписка из протокола комиссии по распределению садовых участков Администрации и профсоюзного комитета ДагНИИСХ о принятии ее в члены с/т «Пластик» и закреплении за ней земельного участка от <дата> №.
14.09.2016 г. она обратилась в кадастровый орган с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, что подтверждается распиской за №.
19.09.2016 г. получила решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на три месяца, в связи с тем, что представленное свидетельство на право пожизненно наследуемого владения 31.08.2000 г. не имеет юридической силы, так как Указом Президента РФ от 25.01.1999 года № 112 выдача государственных актов на право пожизненно наследуемого владения землей прекращается со дня начала выдача свидетельств о государственной регистрации прав. Кроме того, в решении указано, что необходимо подать заявление на внесение в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Считает данное решение незаконным и необоснованным, просит его отменить и обязать ответчика осуществить кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, с/т <адрес>, общей площадью 600 кв.м.
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы от 23 декабря 2016 года исковые требования Мусаевой Х.М. удовлетворены, судом постановлено: «Административное исковое заявление представителя Абдуллаевой А.А. в интересах Мусаевой Х.М. к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД о признании действий незаконными, обязании осуществления кадастрового учета земельного участка - удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД от <дата> за № № о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД совершить действия по проведению государственного кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала с\т <адрес>.»
На указанное решение представителем филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД Рамазановым С.М. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Рамазанов С.М. указывает, что решение филиала от <дата> за № является обоснованным, поскольку согласно п. 3 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости от 24.07.2007 №221-ФЗ в ГКН наряду с другими сведениями вносятся и сведения об описании местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений если объектом недвижимости является земельный участок.
Кроме того согласно п. 14 Закона «О Земле» РД действовавшего на тот период (утратил силу в 2003 году) земельные участки предоставлялись путем отвода (акт выноса, либо описание). В представленных истцом документах отсутствовал документ об отводе, т.е. акт выноса границ земельного участка в натуре, что являлось неотъемлемой частью при предоставлении земельных участков гражданам органами местного самоуправления на тот период, либо описание на оборотной стороне свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения.
Дело рассмотрено согласно статье 150 КАС РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству РД № на право постоянного владения, пожизненного наследуемого владения на землю от <дата>, выданного Махачкалинским Горкомземом, оно выдано Мусаевой Х. на участок № в с/т <адрес> г. Махачкала, площадью 600 кв.м, предоставленного на основании постановления Администрации г. Махачкалы от <дата> для садоводства.
Согласно решению от <дата> за № филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД, на основании рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от <дата>, межевого плана от <дата>, осуществление кадастрового учета было приостановлено, со ссылкой на п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, в связи с тем, что: «- представленное свидетельство на право собственности владения на землю от <дата> не имеет юридической силы, так как Указом Президента РФ от 25.01.1999 г. за № 112 «О признании утратившими силу и об изменении некоторых актом Президента РФ», выдача свидетельств на право собственности на землю было прекращено со дня выдачи свидетельств о государственной регистрации прав. Начало осуществления выдачи свидетельств о государственной регистрации прав в РД - <дата> Просим Вас предоставить указанное в свидетельстве постановление Администрации г. Махачкала № от <дата>. Согласно имеющимся на данный объект недвижимости документам, необходимо подать заявление на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, после чего сформировать межевой план на уточнение местоположения границ земельного участка».
В силу ч. 1 ст. 26 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, осуществление кадастрового учета приостанавливается, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимости имуществе...иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре, государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в ПСН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре, предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего ФЗ сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего ФЗ, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего ФЗ, осуществляются, если иное не установлено настоящим ФЗ, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим ФЗ для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.(ч.2 ст. 16)
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее -ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно ч. 3 вышеуказанной нормы, сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего ФЗ запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим ФЗ, в срок, установленный статьей 17 настоящего ФЗ для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего ФЗ), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 ФЗ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", пункте 2 статьи 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости (часть 7).
Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что они не ограничивают перечень правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, учитываемых при внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости. Перечень документов на основании которых принимается решение о внесении сведений в реестр о ранее учтенном земельном участке, установлен п.21 названного Порядка.
Согласно п. 21 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. за № 42 «Об утверждении порядка ведения Государственного кадастра недвижимости» (в ред. Приказа за № 121 от 12.03.2014г.), решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов: свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения"; государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" <*>; свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"; документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета; иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Согласно Указу Президента РФ, от 25.01.1999 № 112 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента РФ», следует, что выдача свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей прекращается со дня начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав.
До начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав применяется ранее установленный порядок выдачи свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей.
Согласно п. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.
На основании вышеуказанных норм закона судом правильно установлено, что представленное свидетельство от 31.08.2000 г., выдано Мусаевой X. до 25.10.2001 г., то есть вступления в силу Земельного кодекса РФ, следовательно, оно является надлежащим правоустанавливающим документом, имеющим юридическую силу.
Таким образом, из вышеприведенного следует, что истец, для постановки на кадастровый учет земельного участка, обратился в кадастровый орган с надлежащими правоустанавливающими документами, имелись все необходимые сведения о размере, местоположении, назначении земельного участка, в связи с чем оснований для приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости ответчиком, предусмотренных Законом о кадастре, не имелось.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, не содержат фактов, которые не были проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на законность и обоснованность принятого судом решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан,
определила:
Решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 23 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД Рамазанова С.М. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи