10 апреля 2019 года г. Луга
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гражданское дело №2-387/2019
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Скопинской Л.В.
при секретаре Фадеевой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об обязании снять с кадастрового учета земельный участок. В обосновании заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области №, на заявление администрации Лужского муниципального района о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, было выдано уведомление о приостановке государственного кадастрового учета в снятии с учета земельного участка с кадастровым номером №, поскольку земельный участок имеет статус ранее «учтенный». ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Лужского муниципального района поступило заявление ФИО о прекращении права на аренду земельного участка с кадастровым номером 47:29:0725001:2, площадью 400 кв. метров, с пояснением, что указанное расторжение необходимо для возможности оформления данного земельного участка путем перераспределения с земельным участком №. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, было прекращено право на аренду земельного участка ФИО из состава земель населенных пунктов, площадью 400 кв. метров с кадастровым номером № для содержания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Лужского муниципального района Ленинградской области и ФИО., было подписано соглашение о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно, сведений из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на указанные земельные участки в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений отсутствуют данные о правообладателе указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым № с землями и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, постановлением администрации Лужского муниципального района Ленинградской области №, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Представитель администрации Лужского муниципального района Ленинградской области – ФИО., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком полномочий три года (л.д.30), в ходе судебного разбирательства на заявленных требованиях настаивала.
Ответчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», уведомленное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направило. В письменных возражениях на заявленные требования указало, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером № уточненной площадью 400 кв. метров, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование для содержание жилого дома, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим земельным законодательством, имеет статус сведений «актуальные», является учтенным объектом недвижимости. Дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. Обременения и сведения о собственнике в ЕГРН отсутствуют. Частью 7 ст.72 Закона №218-ФЗ установлен порядок снятия с кадастрового учета только для земельных участков, которым присвоен «временный» статус. Земельный участок с кадастровым номером № имеет статус кадастровых сведений «учтенный». Следовательно, снять такой земельный участок с государственного кадастрового учета не представляется возможным, кроме как по решению суда и с одновременным прекращением на него прав.
Ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, уведомленное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направило.
Третье лицо – ФИО уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился.
Представитель ФИО – ФИО в ходе судебного разбирательства указала, что согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, утвержденные решением Совета депутатов Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены предельные размеры земельных участков, максимальные и минимальные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зонах Ж1,Ж2.Ж3, минимальная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства 600 кв. метров. Площадь земельного участка с кадастровым №, составляет 400 кв. метров, что меньше минимального предельного размера на 200 кв. метров, таким образом, администрация не сможет им распорядиться, как самостоятельным объектом.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
ФИО на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1654 кв. метров, с расположенном на нём жилым домом общей площадью 44,9 кв. метров, инв. №, лит. А, расположенных по адресу: <адрес>.
Из теста иска усматривается, что истец в целях предоставления дополнительного земельного участка для обслуживания жилого дома обратился в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью 400 кв. метров.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, постановлением администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО. из земель населенных пунктов в аренду сроком на десять лет был предоставлен земельный участок площадью 400 кв. метров с кадастровым номером № для содержания жилого дома расположенного по адресу: <адрес> (л.д.54-55).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, поставлен на государственный кадастровый учет по результатам межевых работ (л.д.50-51).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Лужского муниципального района Ленинградской области и ФИО. был заключен договор аренды указанного выше земельного участка с кадастровым номером №, площадью 400 кв. метров, категорией земель: земли населенных пунктов, целевым назначением: для содержания жилого дома, сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45-49). Договор аренды был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
Постановлением администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № прекращены с момента выхода настоящего постановления право ФИО на аренду земельного участка из состава земель населенных пунктов площадью 400 кв. метров с кадастровым номером № для содержания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.42-43).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Лужского муниципального района Ленинградской области и ФИО. заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Соглашение о расторжении договора аренды зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации № (л.д.44).
Согласно сведениям из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на указанный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемых сведения о правообладателе земельного участка.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (п. 2 статьи 39.28 ЗК РФ).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности регламентирован статьей 39.29 ЗК РФ.
Так, согласно пункту 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с соответствующим заявлением.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлен запрет на образование земельных участков, которое приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушению требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пункт 9 статьи 39.29 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В частности, когда на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (пп. 3).
Поскольку между сторонами было достигнуто соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, Калашников ФИО обратился с заявлением о перераспределении земельного участка.
Постановлением администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № и получении согласия на перераспределении земель в <адрес>.
В целях перераспределения спорного земельного участка администрация Лужского муниципального района Ленинградской области обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 400 кв. метров с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению администрации о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, поскольку земельный участок имеет статус «учтенный» который может быть снят с государственного кадастрового учета по решению суда.
Согласно статье 56 Правил землепользования и застройки муниципального образования Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, утвержденных решением Совета депутатов Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены предельные размеры земельных участков, максимальные и минимальные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зонах Ж1, Ж2,Ж3, минимальная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства 600 кв. метров.
С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела площадь земельного участка с кадастровым №, составляет 400 кв. метров, что меньше минимального предельного на 200 кв. метров, что не может служить основанием для предоставления земельного участка в общем порядке, поскольку целевое назначение земельного участка будет не выдержано.
В соответствии с принципами Земельного законодательства Российской Федерации земельный участок должен использоваться эффективно в соответствии с целевым назначением. Своевременно должен опаливаться земельный налог.
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", которыми признаны утратившими силу, в том числе положения ст. ст. 16, 20, 22, 25 указанного Закона. Приказ Федеральной службы государственного регистрации кадастра и картографии от 11 марта 2010 года N П/93, в соответствии с которым ФГБУ "ФКП Росреестр" наделен полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества утратил силу с 1 января 2017 года.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующего с 01.01.2017 г. ведение Единого государственного реестра недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав относятся к компетенции органа регистрации прав, которым является Управление Росреестра по Ленинградской области.
Таким образом, уполномоченным органом по снятию с государственного кадастрового учета, спорного земельного участка, является Управление Росреестра по Ленинградской области. В связи с чем, заявленные требования истца к ответчику ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области», удовлетворению не подлежат.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, земельный участок с кадастровым номером № является ранее учтенным, снять земельный участок с кадастрового учета возможно только по решению суда.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также при отсутствии иных способов разрешения указанной коллизии с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета, не может являться препятствием для реализации истцом, принадлежащим ему прав, следовательно, заявленные требования истца к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок, удовлетворить частично.
Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для содержания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В части заявленных требований к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2019 года
Председательствующий подпись