Копия
12-100/2024
УИД 63RS0045-01-2023-011817-85
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
14 марта 2024г. г. Самара
Судья Промышленного районного суда г. Самары Мамакина В.С., рассмотрев жалобу Кузьминой ФИО3 на постановление административной комиссии Промышленного внутригородского района городского округа Самары № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.4.18 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД от 01.11.2007 года в отношении Кузьминой ФИО4,
УСТАНОВИЛ
Постановлением Административной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина Г.В. подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.4.18 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» №115-ГД от 01.11.2007г.
Не согласившись с данным постановлением, Кузьмина Г.В. обратилась в Промышленный районный суд г. Самары с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование доводов указывает, что участок местности у д.1 по ул.Солнечной, где был припаркован автомобиль, не является озелененной территорией.
В судебном заседании Кузьмина Г.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнила, что на рассмотрение дела она не вызывалась, в связи с чем, не имела возможности представить доказательства своей невиновности.
Представитель административной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара в судебное заседание не явился. Извещены надлежаще. Представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и отзыв на жалобу, в котором возражали против ее удовлетворения.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.3 Правилами благоустройства территории г.о.Самара и территории внутригородских районов г.о.Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019г. №444, физические лица и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории городского округа.
В соответствии с ч.4 ст.31 указанных выше Правил, на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения, категорически запрещается размещать транспортные средства.
Статьей 4.18 п.2.1 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных нарушениях на территории Самарской области» установлена ответственность за размещение транспортных средств на газоне или иной озелененной или рекреационной территории, размещение транспортных средств на которой ограничено правилами благоустройства территории муниципального образования, кроме действий, предусмотренных пунктом 2.2 настоящей статьи.
Координацию и организацию деятельности по реализации Правил осуществляют Администрация городского округа Самара, уполномоченные отраслевые (функциональные) органы Администрации городского округа Самара, администрации внутригородских районов в соответствии с компетенцией (ч.3 ст.1 Правил №444 от 08.08.2019г.).
Согласно п.41 ст.2 Правил благоустройства территории г.о.Самара и территории внутригородских районов г.о.Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019г. №444, озелененная территория общего пользования - территория, используемая для рекреации всего населения городского округа (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары и тому подобное).
Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт размещения транспортного средства с гос.номером <данные изъяты> на озелененной территории в районе <адрес> в <адрес> в нарушение требований ч.4 ст.31 главы 7 Правил благоустройства территории г.о.Самара и территории внутригородских районов г.о.Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019г. №444.
Согласно карточки учета транспортного средства, автомобиль с гос.номером № принадлежит Кузьминой Г.В.
По данному факту в отношении Кузьминой Г.В. административной комиссией Промышленного внутригородского района г.о.Самара составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за нарушение ч.2.1 ст.4.18 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об административных нарушениях на территории Самарской области» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Вместе с тем, с вынесенным постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Пересмотр постановлений по делу об административном правонарушении, предусмотренный главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является одной из стадий производства по делу об административном правонарушении.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 26.2 и ст. 28.2 КоАП РФ является одним из доказательств по делу и основным процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение.
Следовательно, признание данного процессуального документа недопустимым доказательством по делу исключает возможность установления события административного правонарушения и влечет вывод о недоказанности вины такого лица в совершении вмененного ему административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Системный анализ положений ст. 25.1 и 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Из п. 1 ст. 20 ГК РФ следует, что местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если был соблюден порядок вручения почтовых отправлений.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен должностным лицом в отсутствие Кузьминой Г.В., вместе с тем, доказательств надлежащего извещения Кузьминой Г.В. на составление протокола представлено не было.
Административным органом представлены сведения об извещении привлекаемого к административной ответственности лица посредством направления почтового уведомления по адресу: <адрес>. Вместе с тем, по данному адресу Кузьмина Г.В. не зарегистрирована и не проживает. Данных об извещении Кузьминой Г.В. по адресу регистрации и фактического проживания <адрес> не представлено.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении от 13.12.2023г. были допущены существенные нарушения, в связи с чем, согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не может рассматриваться в качестве доказательств совершения административного правонарушения, вменяемого Кузьминой Г.В. по настоящему делу.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Доказательств извещения Кузьминой Г.В. о дате и времени рассмотрения дела по месту фактического проживания и регистрации также не имеется.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
Ввиду вышеуказанных обстоятельств, постановление административной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ
Жалобу Кузьминой ФИО5 – удовлетворить частично.
Постановление административной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 4.18 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» № 115-ГД от 01 ноября 2007г. в отношении Кузьминой ФИО6 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение десяти дней с момента получения или вручения его копии.
Судья (подпись) В.С.Мамакина