Дело №2а-368/2021 (УИД 69RS0040-02-2020-004008-55)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«16» июня 2021 года город Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе:
Председательствующего судьи Степановой Е.А.,
при секретаре Цибизовой А.А.,
с участием представителя административного истца Шураевой И.В., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика Правительства Тверской области Травкиной О.Н., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Ершова Р.В. к Правительству Тверской области о признании незаконным распоряжения Правительства Тверской области от 07.07.2020 № 543-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую», возложении обязанности принять решение о переводе земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, площадь земельного участка: 381 114 кв.м. местоположение земельного участка: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи дер.Крючково из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения,
у с т а н о в и л:
Ершов Р.В. обратился в суд с административным иском к Правительству Тверской области, в котором просил признать незаконным распоряжение Правительства Тверской области от 07.07.2020 № 543-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую», обязать административного ответчика принять решение о переводе земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, площадь земельного участка: 381 114 кв.м. местоположение земельного участка: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи дер.Крючково из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на следующие обстоятельства. Он является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером № площадью 381114 кв.м. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи дер.Крючково, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного земельного участка был заключен договор аренды, согласно которому участок был передан административным истцом (арендодателем) ООО «ПрофСтрой» (арендатору) в аренду для геологического изучения, разведки и добычи песка на участке недр, а также для осуществления иной деятельности, предусмотренной лицензией на пользование недрами (п1.7 договора аренды). До настоящего времени указанный договор не расторгнут сторонами и является действующим. 31.05.2016 Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу была зарегистрирована и выдана ООО «ПрофСтрой» лицензия ТВЕ 00395 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча кварцевых песков формовочных на участке Вески Лихославльского района Тверской области со сроком действия до 01.06.2041 года. 21.12.2018 года были зарегистрированы изменения и дополнения № 1 к лицензии, согласно которым целевое назначение и виды работ в лицензии определены как разведка и добыча кварцевых песков формовочных и строительных на участке Вески. Протоколом заседания Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу по тверской области от 25.12.2018 года № 1354/т был согласован Технический проект разработки и рекультивации месторождения кварцевых песков формовочных и строительных на участке Вески в Лихославльском районе Тверской области, которым определена последовательность выполнения работ по добыче полезных ископаемых на участке Вески, в частности, предусмотрена добыча полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером №. Согласно горноотводного акта к лицензии, выданного 26.04.2019 года Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, земельный участок с кадастровым номером № полностью входит в границы уточненного горного отвода месторождения Вески. С целью исполнения обязанности по передаче участка в аренду в соответствии с его разрешенным использованием и возможности осуществления ООО «ПрофСтрой» деятельности согласно лицензии ТВЕ 00395 ТЭ на переданном в аренду участке, 30.12.2019 Ершов Р.В. обратился в Правительство Тверской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером № из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. По результатам рассмотрения вышеуказанного ходатайства административного истца 07.07.2020 Правительством Тверской области было принято распоряжение № 543-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую». Основанием для отказа в переводе земельного участка стало установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земельного участка в составе таких земель из одной категории в другую либо запрет на такой перевод (п.1 ст.4 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»). Административный истец не согласен с принятым Правительством Тверской области распоряжением от 07.07.2020 № 543-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую», считает его незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы как собственника земельного участка. В отношении земельного участка нет установленных законом ограничений по его переводу в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. К ходатайству административного истца были приложены необходимые документы, предусмотренные ч.4 ст.2 Закона о переводе земель, а также проект рекультивации земель на участке с кадастровым номером № расположенном в Лихославльском районе Тверской области. В соответствии с Генеральным планом Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне производственного использования, то есть зон, предназначенных для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов. Таким образом, перевод земельного участка прямо соответствует документам территориального планирования и документации по планировке территории Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области.
Определениями суда, занесёнными в протоколы судебных заседаний от 11.08.2020, 10.09.2020, 30.03.2021, 25.05.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «ПрофСтрой», Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, ООО «Карьер-Вески», Муниципальное учреждение Администрация Лихославльского района.
Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещён надлежащим образом, направил в суд своего представителя на основании доверенности Шураеву И.В., которая в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Тверской области на основании доверенности Травкина О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам представленных письменных возражений на иск.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на основании доверенности Кузьменко О.Ю. в судебном заседании, полагая заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы ранее представленных административным ответчиком возражений на иск.
Представители заинтересованных лиц ООО «ПрофСтрой», Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, ООО «Карьер-Вески», Муниципального учреждения Администрации Лихославльского района, извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании положений ч.6 ст.226 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.
В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.
Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.
Из представленных в материалы дела документов следует, что оспариваемое распоряжение принято 07.07.2020 и официально опубликовано.
Рассматриваемое административное исковое заявление поступило в суд 03.08.2020, т.е. в пределах предусмотренного действующим законодательством трёхмесячного срока.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Как установлено при рассмотрении дела, подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 381 114 кв.м., расположенный по адресу: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи дер. Крючково, из категории земель земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования для ведения сельского хозяйства.
Оспариваемым распоряжением Правительства Тверской области от 07.07.2020 №543-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую» в соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 №262-рп, с учётом протокола заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 20.03.2020 №4, по результатам рассмотрения ходатайств Ершова Р.В., ООО «ПрофСтрой» о переводе принадлежащего административному истцу земельного участка из одной категории в другую, отказано в переводе вышеприведённого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для целей недропользования.
Как следует из представленного в материалы дела в копии ходатайства Ершова Р.В., он 30.12.2019 обратился в Правительство Тверской области с заявлением о переводе принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для целей недропользования.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
В п.3 ст.2 указанного Закона приведен перечень сведений, которые должны быть указаны в ходатайстве, а в п.4 этой же статьи приведен перечень документов, которые должны быть приложены к такому ходатайству.
В силу ч.4 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Тверской области от 02.08.2011 №44-ЗО «О Правительстве Тверской области» высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией, является Правительство Тверской области.
Согласно ч.15 ст.13 указанного Закона Правительство Тверской области принимает решения об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.
В соответствии со ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Тверской области в целях эффективного решения вопросов и выработки оптимальных управленческих решений в сфере земельных отношений при Правительстве Тверской области создан коллегиальный координационно-совещательный орган - Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области по земельным отношениям.
В силу пп.«ж» п.4 Положения о Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 04.10.2011 №61-пп в основные функции Комиссии входит, в том числе, рассмотрение вопросов об обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и подготовка предложений о наличии (отсутствии) предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В целях организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 №262-рп утвержден Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее - Регламент).
В силу пунктов 7 и 8 Регламента поступившие в Правительство Тверской области ходатайство и приложенные к нему документы в соответствии с резолюцией должностного лица Правительства Тверской области направляются в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство). Министерство обеспечивает проверку ходатайства и приложенных к нему документов на предмет их соответствия требованиям Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Пунктом 10 Регламента предусмотрено, что в случае отсутствия оснований для отказа в рассмотрении ходатайства Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства в целях обеспечения всестороннего рассмотрения на Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее также - Комиссия) ходатайства заинтересованного лица на предмет обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляет копии ходатайства и приложенных к нему документов рецензентам, а также иным лицам, от которых необходимо получение заключения в целях учета их мнения как специалистов в соответствующей профессиональной сфере, относящейся к вопросу, подлежащему рассмотрению на Комиссии (далее - специалисты).
В зависимости от цели перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую рецензентами выступают Министерство экономического развития Тверской области, Министерство туризма Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерство по делам территориальных образований Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерство промышленности и торговли Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Главное управление «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области.
Одновременно с совершением действий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, Министерство обеспечивает направление соответствующих запросов в адрес органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, на территории которых расположены земельные участки, испрашиваемые к переводу, а также при переводе земель или земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель дополнительно направляет запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Тверской области».
При необходимости представления дополнительных материалов по решению Комиссии Министерством запрашивается информация у иных организаций, специалистов, получение заключения от которых либо участие которых было рекомендовано на заседании Комиссии.
Согласно п.11 Регламента, Министерство в трехдневный срок со дня получения необходимых рецензий, заключений и ответов на запросы обобщает полученную и имеющуюся в его распоряжении информацию и готовит сводную рецензию по существу ходатайства.
В соответствии с п.п.18, 19 Регламента, члены Комиссии рассматривают ходатайство на предмет: 1) обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую; 2) наличия (отсутствия) предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
По результатам рассмотрения и с учетом обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую Комиссия принимает решение о наличии либо отсутствии предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
С учетом принятого решения Комиссия рекомендует Правительству Тверской области принять решение о переводе земельного участка из одной категории в другую либо решение об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.
В соответствии с п.21 Регламента, ход и результаты рассмотрения ходатайства отражаются в протоколе заседания Комиссии, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии, ответственным секретарем Комиссии, а также визируется всеми членами Комиссии, присутствующими на заседании Комиссии, и направляется в Министерство.
Согласно п.23 Регламента, после подписания протокола заседания Комиссии Министерство вносит в Правительство Тверской области проект распоряжения Правительства Тверской области о переводе либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую для принятия его в установленном порядке.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.
При отсутствии предусмотренных ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ оснований для отказа в рассмотрении ходатайств заявителя они должны были быть рассмотрены с учётом всех предусмотренных нормативными актами процедур Правительством Тверской области с принятием одного из следующих решений: акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Согласно представленной в материалы дела в копии выписки из протокола №4 заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, 20 марта 2020 состоялось, в том числе, рассмотрение вопроса о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для целей недропользования по ходатайству Ершова Р.В. и ООО «ПрофСтрой».
По вопросу, включенному в повестку дня, заслушан доклад Министра имущественных и земельных отношений Тверской области Жаркова И.С. по вопросу перевода заявленного земельного участка из одной категории в другую.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ Комиссией усмотрены основания для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую, в связи с чем Комиссия рекомендовала Правительству Тверской области принять решение об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для целей недропользования.
В дальнейшем Правительством Тверской области вынесено оспариваемое распоряжение от 07.07.2020 №543-рп со ссылкой в обоснование отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую на п.1 ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ.
В соответствии с данной нормой, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
В подтверждение обоснованности отказа в переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию административным ответчиком представлен ряд документов.
Из рецензии Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области следует, что наиболее значимым отходом, образующемся в процессе деятельности по разработке месторождения песка, является вскрышная порода, которая накапливается на внешних отвалах, после чего используется для заполнения карьерных выемок, в целях рекультивации нарушенных земель. При этом вскрышные породы имеют установленный V класс опасности. В связи с чем рекультивация нарушенных земель путем карьерных выемок возможна только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно представленной в материалы дела рецензии Главархитектуры Тверской области от 05.03.2020, в соответствии с проектом «Внесение изменений в генеральный план Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области» для спорного земельного участка запроектировано изменение функциональной зоны с производственной зоны на зону сельскохозяйственных угодий. Данный проект рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии при Правительства тверской области по земельным отношениям 29.11.2019.
В приложенных к ходатайству административным истцом документах отсутствовало положительное заключение государственной экологической экспертизы в отношении Технического проекта разработки рекультивации месторождения кварцевых песков формовочных и строительных на участке Вески в Лихославльском районе Тверской области.
Кроме того, в силу ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель; 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; 5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Наличия исключительных обстоятельств для перевода земельных участков из земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию при рассмотрении дела не установлено.
Из представленного в материалы дела проекта рекультивации следует, что при разработке карьера «Вески» будут образовываться вскрышные породы, которые будут складироваться на борта карьера.
Отходы добычи полезных ископаемых, в том числе вскрышные породы, включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242. Вскрышные породы - это горные породы, покрывающие и вмещающие полезное ископаемое, подлежащие выемке и перемещению как отвальный грунт в процессе открытых горных работ. При этом вскрышные породы имеют установленный V класс опасности.
Из подпункта 7.2 статьи 11 Закона об экологической экспертизе (в ред., действовавшей на момент обращения административного истца с ходатайством), следовало, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в частности, проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об обоснованности принятого административным ответчиком распоряжения.
Таким образом, оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным органом, в пределах его компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Поскольку необходимой, предусмотренной ч.2 ст.227 КАС РФ совокупности условий для признания незаконным оспариваемого решения не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные административным истцом судебные расходы в соответствии со статьей 111 КАС РФ возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Ершова Р.В. к Правительству Тверской области о признании незаконным распоряжения Правительства Тверской области от 07.07.2020 № 543-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую», возложении обязанности принять решение о переводе земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, площадь земельного участка: 381 114 кв.м. местоположение земельного участка: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи дер.Крючково из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Е.А. Степанова
Мотивированное решение составлено 30.06.2021.
Дело №2а-368/2021 (УИД 69RS0040-02-2020-004008-55)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«16» июня 2021 года город Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе:
Председательствующего судьи Степановой Е.А.,
при секретаре Цибизовой А.А.,
с участием представителя административного истца Шураевой И.В., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика Правительства Тверской области Травкиной О.Н., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Ершова Р.В. к Правительству Тверской области о признании незаконным распоряжения Правительства Тверской области от 07.07.2020 № 543-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую», возложении обязанности принять решение о переводе земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, площадь земельного участка: 381 114 кв.м. местоположение земельного участка: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи дер.Крючково из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения,
у с т а н о в и л:
Ершов Р.В. обратился в суд с административным иском к Правительству Тверской области, в котором просил признать незаконным распоряжение Правительства Тверской области от 07.07.2020 № 543-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую», обязать административного ответчика принять решение о переводе земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, площадь земельного участка: 381 114 кв.м. местоположение земельного участка: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи дер.Крючково из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на следующие обстоятельства. Он является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером № площадью 381114 кв.м. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи дер.Крючково, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного земельного участка был заключен договор аренды, согласно которому участок был передан административным истцом (арендодателем) ООО «ПрофСтрой» (арендатору) в аренду для геологического изучения, разведки и добычи песка на участке недр, а также для осуществления иной деятельности, предусмотренной лицензией на пользование недрами (п1.7 договора аренды). До настоящего времени указанный договор не расторгнут сторонами и является действующим. 31.05.2016 Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу была зарегистрирована и выдана ООО «ПрофСтрой» лицензия ТВЕ 00395 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча кварцевых песков формовочных на участке Вески Лихославльского района Тверской области со сроком действия до 01.06.2041 года. 21.12.2018 года были зарегистрированы изменения и дополнения № 1 к лицензии, согласно которым целевое назначение и виды работ в лицензии определены как разведка и добыча кварцевых песков формовочных и строительных на участке Вески. Протоколом заседания Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу по тверской области от 25.12.2018 года № 1354/т был согласован Технический проект разработки и рекультивации месторождения кварцевых песков формовочных и строительных на участке Вески в Лихославльском районе Тверской области, которым определена последовательность выполнения работ по добыче полезных ископаемых на участке Вески, в частности, предусмотрена добыча полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером №. Согласно горноотводного акта к лицензии, выданного 26.04.2019 года Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, земельный участок с кадастровым номером № полностью входит в границы уточненного горного отвода месторождения Вески. С целью исполнения обязанности по передаче участка в аренду в соответствии с его разрешенным использованием и возможности осуществления ООО «ПрофСтрой» деятельности согласно лицензии ТВЕ 00395 ТЭ на переданном в аренду участке, 30.12.2019 Ершов Р.В. обратился в Правительство Тверской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером № из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. По результатам рассмотрения вышеуказанного ходатайства административного истца 07.07.2020 Правительством Тверской области было принято распоряжение № 543-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую». Основанием для отказа в переводе земельного участка стало установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земельного участка в составе таких земель из одной категории в другую либо запрет на такой перевод (п.1 ст.4 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»). Административный истец не согласен с принятым Правительством Тверской области распоряжением от 07.07.2020 № 543-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую», считает его незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы как собственника земельного участка. В отношении земельного участка нет установленных законом ограничений по его переводу в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. К ходатайству административного истца были приложены необходимые документы, предусмотренные ч.4 ст.2 Закона о переводе земель, а также проект рекультивации земель на участке с кадастровым номером № расположенном в Лихославльском районе Тверской области. В соответствии с Генеральным планом Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне производственного использования, то есть зон, предназначенных для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов. Таким образом, перевод земельного участка прямо соответствует документам территориального планирования и документации по планировке территории Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области.
Определениями суда, занесёнными в протоколы судебных заседаний от 11.08.2020, 10.09.2020, 30.03.2021, 25.05.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «ПрофСтрой», Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, ООО «Карьер-Вески», Муниципальное учреждение Администрация Лихославльского района.
Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещён надлежащим образом, направил в суд своего представителя на основании доверенности Шураеву И.В., которая в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Тверской области на основании доверенности Травкина О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам представленных письменных возражений на иск.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на основании доверенности Кузьменко О.Ю. в судебном заседании, полагая заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы ранее представленных административным ответчиком возражений на иск.
Представители заинтересованных лиц ООО «ПрофСтрой», Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, ООО «Карьер-Вески», Муниципального учреждения Администрации Лихославльского района, извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании положений ч.6 ст.226 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.
В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.
Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.
Из представленных в материалы дела документов следует, что оспариваемое распоряжение принято 07.07.2020 и официально опубликовано.
Рассматриваемое административное исковое заявление поступило в суд 03.08.2020, т.е. в пределах предусмотренного действующим законодательством трёхмесячного срока.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Как установлено при рассмотрении дела, подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 381 114 кв.м., расположенный по адресу: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи дер. Крючково, из категории земель земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования для ведения сельского хозяйства.
Оспариваемым распоряжением Правительства Тверской области от 07.07.2020 №543-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую» в соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 №262-рп, с учётом протокола заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 20.03.2020 №4, по результатам рассмотрения ходатайств Ершова Р.В., ООО «ПрофСтрой» о переводе принадлежащего административному истцу земельного участка из одной категории в другую, отказано в переводе вышеприведённого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для целей недропользования.
Как следует из представленного в материалы дела в копии ходатайства Ершова Р.В., он 30.12.2019 обратился в Правительство Тверской области с заявлением о переводе принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для целей недропользования.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
В п.3 ст.2 указанного Закона приведен перечень сведений, которые должны быть указаны в ходатайстве, а в п.4 этой же статьи приведен перечень документов, которые должны быть приложены к такому ходатайству.
В силу ч.4 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Тверской области от 02.08.2011 №44-ЗО «О Правительстве Тверской области» высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией, является Правительство Тверской области.
Согласно ч.15 ст.13 указанного Закона Правительство Тверской области принимает решения об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.
В соответствии со ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Тверской области в целях эффективного решения вопросов и выработки оптимальных управленческих решений в сфере земельных отношений при Правительстве Тверской области создан коллегиальный координационно-совещательный орган - Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области по земельным отношениям.
В силу пп.«ж» п.4 Положения о Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 04.10.2011 №61-пп в основные функции Комиссии входит, в том числе, рассмотрение вопросов об обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и подготовка предложений о наличии (отсутствии) предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В целях организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 №262-рп утвержден Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее - Регламент).
В силу пунктов 7 и 8 Регламента поступившие в Правительство Тверской области ходатайство и приложенные к нему документы в соответствии с резолюцией должностного лица Правительства Тверской области направляются в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство). Министерство обеспечивает проверку ходатайства и приложенных к нему документов на предмет их соответствия требованиям Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Пунктом 10 Регламента предусмотрено, что в случае отсутствия оснований для отказа в рассмотрении ходатайства Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства в целях обеспечения всестороннего рассмотрения на Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее также - Комиссия) ходатайства заинтересованного лица на предмет обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляет копии ходатайства и приложенных к нему документов рецензентам, а также иным лицам, от которых необходимо получение заключения в целях учета их мнения как специалистов в соответствующей профессиональной сфере, относящейся к вопросу, подлежащему рассмотрению на Комиссии (далее - специалисты).
В зависимости от цели перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую рецензентами выступают Министерство экономического развития Тверской области, Министерство туризма Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерство по делам территориальных образований Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерство промышленности и торговли Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Главное управление «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области.
Одновременно с совершением действий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, Министерство обеспечивает направление соответствующих запросов в адрес органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, на территории которых расположены земельные участки, испрашиваемые к переводу, а также при переводе земель или земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель дополнительно направляет запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Тверской области».
При необходимости представления дополнительных материалов по решению Комиссии Министерством запрашивается информация у иных организаций, специалистов, получение заключения от которых либо участие которых было рекомендовано на заседании Комиссии.
Согласно п.11 Регламента, Министерство в трехдневный срок со дня получения необходимых рецензий, заключений и ответов на запросы обобщает полученную и имеющуюся в его распоряжении информацию и готовит сводную рецензию по существу ходатайства.
В соответствии с п.п.18, 19 Регламента, члены Комиссии рассматривают ходатайство на предмет: 1) обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую; 2) наличия (отсутствия) предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
По результатам рассмотрения и с учетом обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую Комиссия принимает решение о наличии либо отсутствии предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
С учетом принятого решения Комиссия рекомендует Правительству Тверской области принять решение о переводе земельного участка из одной категории в другую либо решение об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.
В соответствии с п.21 Регламента, ход и результаты рассмотрения ходатайства отражаются в протоколе заседания Комиссии, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии, ответственным секретарем Комиссии, а также визируется всеми членами Комиссии, присутствующими на заседании Комиссии, и направляется в Министерство.
Согласно п.23 Регламента, после подписания протокола заседания Комиссии Министерство вносит в Правительство Тверской области проект распоряжения Правительства Тверской области о переводе либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую для принятия его в установленном порядке.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.
При отсутствии предусмотренных ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ оснований для отказа в рассмотрении ходатайств заявителя они должны были быть рассмотрены с учётом всех предусмотренных нормативными актами процедур Правительством Тверской области с принятием одного из следующих решений: акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Согласно представленной в материалы дела в копии выписки из протокола №4 заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, 20 марта 2020 состоялось, в том числе, рассмотрение вопроса о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для целей недропользования по ходатайству Ершова Р.В. и ООО «ПрофСтрой».
По вопросу, включенному в повестку дня, заслушан доклад Министра имущественных и земельных отношений Тверской области Жаркова И.С. по вопросу перевода заявленного земельного участка из одной категории в другую.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ Комиссией усмотрены основания для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую, в связи с чем Комиссия рекомендовала Правительству Тверской области принять решение об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для целей недропользования.
В дальнейшем Правительством Тверской области вынесено оспариваемое распоряжение от 07.07.2020 №543-рп со ссылкой в обоснование отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую на п.1 ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ.
В соответствии с данной нормой, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
В подтверждение обоснованности отказа в переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию административным ответчиком представлен ряд документов.
Из рецензии Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области следует, что наиболее значимым отходом, образующемся в процессе деятельности по разработке месторождения песка, является вскрышная порода, которая накапливается на внешних отвалах, после чего используется для заполнения карьерных выемок, в целях рекультивации нарушенных земель. При этом вскрышные породы имеют установленный V класс опасности. В связи с чем рекультивация нарушенных земель путем карьерных выемок возможна только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно представленной в материалы дела рецензии Главархитектуры Тверской области от 05.03.2020, в соответствии с проектом «Внесение изменений в генеральный план Вескинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области» для спорного земельного участка запроектировано изменение функциональной зоны с производственной зоны на зону сельскохозяйственных угодий. Данный проект рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии при Правительства тверской области по земельным отношениям 29.11.2019.
В приложенных к ходатайству административным истцом документах отсутствовало положительное заключение государственной экологической экспертизы в отношении Технического проекта разработки рекультивации месторождения кварцевых песков формовочных и строительных на участке Вески в Лихославльском районе Тверской области.
Кроме того, в силу ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель; 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; 5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Наличия исключительных обстоятельств для перевода земельных участков из земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию при рассмотрении дела не установлено.
Из представленного в материалы дела проекта рекультивации следует, что при разработке карьера «Вески» будут образовываться вскрышные породы, которые будут складироваться на борта карьера.
Отходы добычи полезных ископаемых, в том числе вскрышные породы, включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242. Вскрышные породы - это горные породы, покрывающие и вмещающие полезное ископаемое, подлежащие выемке и перемещению как отвальный грунт в процессе открытых горных работ. При этом вскрышные породы имеют установленный V класс опасности.
Из подпункта 7.2 статьи 11 Закона об экологической экспертизе (в ред., действовавшей на момент обращения административного истца с ходатайством), следовало, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в частности, проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об обоснованности принятого административным ответчиком распоряжения.
Таким образом, оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным органом, в пределах его компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Поскольку необходимой, предусмотренной ч.2 ст.227 КАС РФ совокупности условий для признания незаконным оспариваемого решения не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные административным истцом судебные расходы в соответствии со статьей 111 КАС РФ возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Ершова Р.В. к Правительству Тверской области о признании незаконным распоряжения Правительства Тверской области от 07.07.2020 № 543-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую», возложении обязанности принять решение о переводе земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, площадь земельного участка: 381 114 кв.м. местоположение земельного участка: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи дер.Крючково из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Е.А. Степанова
Мотивированное решение составлено 30.06.2021.