УИД: №
№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хуснутдинова А.И.,
при секретаре судебного заседания Муратовой Д.Ф..
при участии старшего помощника прокурора Файзрахманова Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный аграрный университет» к Булатовой Г. Х., Яруллиной Г. Г., Яруллину Р. И., Ереминой Г. Г., Мустафину И. М. о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
ФГБОУ ВО «Казанский государственный аграрный университет» обратилась в суд с иском к ответчикам о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета из жилого помещения-секция №, комната №,4 в общежитии № расположенном по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения, а так же взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
В обоснование иска указав, что на основании Распоряжения Казанской государственной сельскохозяйственной академии ныне ФГБОУ ВО «Казанский государственный аграрный университет» от ДД.ММ.ГГГГ. Булатовой Г.Х. с семьей было предоставлено жилое помещение комнаты №,4 в общежитии №, расположенного по адресу: РТ, <адрес> На момент выдачи указанного выше распоряжения ответчик не являлся сотрудником ФГБОУ ВО Казанского ГАУ и в настоящее время не является сотрудником университета. Согласно выписки из домовой книги совместно с ответчиком проживают и прописаны члены ее семьи в составе 4-х человек: Яруллина Г.Г., Яруллин Р.И., Еремина Г.Г., Мустафин И.М. Срок, на который было предоставлено для проживания жилое помещение в общежитии, истек, ответчик и члены его семьи в настоящее время, к перечню лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, не относятся, оснований для удержания жилой площади в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, не имеется, то ответчик и совместно проживающие с ним члены семьи подлежат выселению с данной площади без предоставления другого жилого помещения. Спорная жилая площадь находится в государственной собственности, передана и находится в оперативном управлении истца, имеет статус специализированного жилого фонда и относится к категории общежития, что подтверждается следующими правоустанавливающими документами: свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ. серия №. Истец <адрес>. направил уведомление и предложил ответчику и членам его семьи в срок до ДД.ММ.ГГГГ добровольно освободить служебное жилое помещение – секция №, комнаты №,4 в общежитии №, однако ответчик отказался подписать данное уведомление. До настоящего времени жилое помещение – комнаты №,4 в общежитии № ответчиком и членами его семьи не освобождены, что послужило основанием для обращения с исковым заявлением в суд.
На основании изложенного, истец обратился с иском по вышеуказанной формулировке.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ судом принято уточнение исковых требований.
Представитель истца заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Булатовой Г.Х. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, заявил о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Соответчики в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения явившихся сторон, заключение прокурора, полагавшего о необоснованности исковых требований, исследовав и оценив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Право на жилище неотчуждаемо, принадлежит каждому от рождения и гарантировано статьей 40 Конституции РФ. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 3 (часть 4) ЖК Российской Федерации, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Из п.1 ст. 35 ЖК РФ следует, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Судом установлено, что ответчик Булатова Г.Х. работала в структурном подразделении истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в должности главного бухгалтера, что подтверждается копией трудовой книжки, уволена по собственному желанию. Таким образом, ответчик на ДД.ММ.ГГГГ проработала у истца более 10 лет и проживала в общежитии вместе с несовершеннолетними детьми, не вступая в брачные отношения.
В связи с заключением брака ДД.ММ.ГГГГ ответчику присвоена фамилия Булатова, девичья фамилия – Самигуллина. Супруг ответчика - Булатов Г. Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти III КБ №.
На основании распоряжения ректора КГСА № от ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен договор служебного найма, по условиям которого истец предоставил ответчику и его членам семьи комнату в общежитии на период действия трудового договора ответчика. Также распоряжением ректора КГСА № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику выделена бытовка в общежитии на 3 этаже.
Согласно выписки из домовой книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, Ферма-2 <адрес>, секция 7, <адрес>,4 зарегистрированными значатся: Яруллина Г.Г. (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ, Еремина Г.Г. (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ, Мустафин И.М. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ, Яруллин Р.И. (внук) с ДД.ММ.ГГГГ, Булатова Г.Х. (как сотрудник учхоза КГСХА) с ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, ответчик Булатова Г.Х. была вселена в спорное жилое помещение на законных основаниях.
Ответчик с семьей в составе 4 человек ДД.ММ.ГГГГ принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных условиях в качестве многодетной семьи с номером очереди – 5639, что подтверждается выпиской из постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Конституционное право граждан на жилище, как отмечается в преамбуле к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия", при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также гарантировала право на жилище.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов зависят от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, т.е. не исключается необходимость учета особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел (Постановления от 21.04.2003 N 6-П, от 08.06.2010 N 13-П и Определение от 03.11.2006 N 455-О).
К требованиям истца представитель ответчика просил применить срок исковой давности.
Здание общежития № расположенное по адресу: <адрес> основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Российской Федерации по Республике Татарстан №-р от ДД.ММ.ГГГГ передано в оперативное управление ФГБОУ ВО «Казанский государственный аграрный университет», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из записей, имеющихся в трудовой книжке Булатовой Г.Х., ответчик с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности главного бухгалтера на основании Протокола №-К от ДД.ММ.ГГГГ заседанием правления колхоза. ДД.ММ.ГГГГ Булатова Г.Х. уволена по собственному желанию на основании ст. 80 ТК РФ.
Таким образом, о факте того, что ответчик Булатова Г.Х. не состоит в трудовых отношениях ни с Колхозом имени Кирова, ни с ФГБОУ ВО «Казанский государственный аграрный университет» истцу было известно более трех лет назад.
Однако, несмотря на это, мер для выселения ответчиков, истец не предпринимал.
Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Учитывая то, что истец обратился с исковыми требованиями о выселении из общежития и снятия с регистрационного учета, одним из оснований которого указывает на отсутствие трудовых отношений ответчиков с ФГБОУ ВО «Казанский государственный аграрный университет», по истечении срока исковой давности, с учетом заявления ответчиков о применении срока исковой давности, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о выселении ответчиков из спорного жилого помещения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный аграрный университет» к Булатовой Г. Х., Яруллиной Г. Г., Яруллину Р. И., Ереминой Г. Г., Мустафину И. М. о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г. Казани в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2022 года.
Судья Хуснутдинова А.И.