Дело №2а-1176/2020
УИД16RS0041-01-2020-004408-80
Учёт 3.044
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 ноября 2020 года город Лениногорск Республики Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Ивановой С.В., при секретаре судебного заседания Федотовой Д.В., с участием прокурора Пудянева А.М., административного ответчика Заказчикову А.В. , рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лениногорского городского прокурора Республики Татарстан к Заказчикову А.В. о признании утратившим право управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Лениногорский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с административным иском к Заказчикову А.В. о признании утратившим право управления транспортными средствами.
В обоснование административного иска указывается, что на основании информации начальника УГИБДД МВД по <адрес> проведена проверка исполнения требований Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проверки установлено, что на учете у врача-нарколога ГАУЗ «Лениногорская ЦРБ» с июня 2020 года с диагнозом «психическое и поведенческое расстройство, связанное с употреблением алкоголя и опиатов, синдром зависимости средней стадии» состоит Заказчиков А.В. Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по <адрес> имеет право управления транспортными средствами на основании выданного ДД.ММ.ГГГГ водительского удостоверения серии 1602 № категории «А, В, С». Заказчиков А.В. имеет медицинское противопоказание по управлению транспортными средствами, что влечет за собой прекращение действия права на управление транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением). Наличие водительского удостоверения у Заказчикова А.В. , предоставляющее ему право управления транспортными средствами, создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, так как зависимость человека от наркотических средств влияет на его способность руководить своими действиями и может привести к расстройствам поведения.
Административный истец Лениногорский городской прокурор Республики Татарстан просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами Заказчикова А.В. до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоравлением); признать Заказчикова А.В. утратившим право управления транспортными средствами до улучшения состояния его здоровья, подтвержденного в установленном законом порядке.
В судебном заседании прокурор ФИО4 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения.
Административный ответчик Заказчиков А.В. в судебном заседании административный иск признал.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ГАУЗ «Лениногорская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили отзыв, которым в удовлетворении иска не возражали, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения сторон, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда и не сообщивших об уважительности причин своей неявки, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"), статьей 1 которого предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
В силу статьи 3 названного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно статье 8 "Конвенции о дорожном движении" (заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Одним из условий допуска лица к управлению транспортным средством согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" является отсутствие у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения согласно статье 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" заключается, в том числе, и в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 377, установлено, что управление транспортным средством категории "B", "C" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Исходя из взаимосвязанных положений пунктов 1, 3, 4 Приложения 2 к Приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" (далее Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1034н) лица, больные наркоманией, подлежат диспансерному наблюдению в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по психиатрии-наркологии.
В силу подпункта 1 пункта 12 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1034н решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличие у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии:
- подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет;
- подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лениногорской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасного дорожного движения по фактам предоставления специального права в виде права управления транспортным средством, имеющим медицинские противопоказания.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Заказчиков А.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения 16 02 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ МРЭО ГИБДД <адрес> с разрешенными категориями «А, В, С» (л.д. 9 оборот).
Из заключения врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Заказчиков А.В. состоит на диспансерном учете у нарколога с июня 2012 года с диагнозом: «психическое и поведенческое расстройство, связанное с употреблением алкоголя и опиатов, синдром зависимости средней стадии», заключение: не годен к управлению автотранспортным средством (л.д. 7).
Административный ответчик Заказчиков А.В. не представил каких-либо доказательств, опровергающих медицинские сведения о наличии у него указанного заболевания или наличие состояния стойкой ремиссии (выздоровления).
При таких обстоятельствах, с учетом наличия у административного ответчика медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, нахождение ответчика на учете по поводу имеющегося у него заболевания исключает возможность его допуска к управлению транспортными средствами, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и считает необходимым административные исковые требования удовлетворить, поскольку реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Лениногорского городского прокурора Республики Татарстан, удовлетворить.
Прекратить действие права Заказчикова А.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения 16 02 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ МРЭО ГИБДД <адрес>, категории «А, В, С», до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Взыскать с Заказчикова А.В. в доход местного бюджета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Лениногорского городского суда
Республики Татарстан Иванова С.В.
Мотивированное решение составлено 20 ноября 2020 года.
Копия верна: судья Иванова С.В.
Решение вступило в законную силу «____»_____________________2020 года
Секретарь:______________________________________________________
Подлинник данного документа подшит в деле № 2а-1176/2020, хранящемся в Лениногорском городском суде Республики Татарстан