Решение по делу № 33-3347/2023 от 02.08.2023

                                                                                         46RS0030-01-2023-001187-21

                                                                                                     №2-1982/16-2023

                                                                                                     № 33-3347/2023

Судья Костина К.А.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                                                                                5 сентября 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе председательствующего судьи Стародубова Ю.И.,

    судей Щербаковой Н.В., Лавриковой М.В.,

    при секретаре Медведевой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального административного округа г. Курска в интересах Говоровой Ю.С. к Администрации города Курска об обеспечении жилым помещением для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее с апелляционными жалобами ответчика Администрации г. Курска и третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, на решение Ленинского районного суда г. Курска от 18 мая 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора Центрального административного округа г.Курска в интересах Говоровой Ю.С. к Администрации города Курска удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Курска предоставить Говоровой Ю.С. (паспорт <данные изъяты>,выдан <данные изъяты>) <данные изъяты> года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Курска за счет субвенций, выделяемых из бюджета Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр муниципального имущества г.Курска, и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Центрального административного округа г. Курска в интересах Говоровой Ю.С. обратился с иском к Администрации г. Курска об обеспечении жилым помещением для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на то, что прокуратурой Центрального административного округа г. Курска по обращению Говоровой Ю.С. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. В ходе проверки установлено, что Говорова Ю.С. <данные изъяты>, относящаяся к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенная в сводный Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, имеющая право на предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», до настоящего времени таким жильем не обеспечена. Говорова Ю.С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.03.2020 года, выданного после смерти ее матери Говоровой Ларисы Александровны, является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения, расположенного по адресу: г. <данные изъяты>, общей площадью 12,3 кв.м. Собственником другой <данные изъяты> доли является ее брат - Соболев А.Г. Согласно Акту обследования жилищно-бытовых условий Говоровой Ю.С. от 16.03.2022 года в данном жилом помещении по адресу: г. <данные изъяты> проживает Соболев А.Г., 30.07.1993 г.р., в связи с чем, на долю Говоровой Ю.С. приходится 6,15 кв.м., что является меньше учетной нормы площади, принятой в городе Ростове-на-Дону согласно решению Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.04.2006 года № 124 «О регулировании жилищных отношений г. Ростова-на-Дону». Распоряжением администрации Первомайского района г. Ростов-на-Дону от 01.04.2022 года № <данные изъяты> установлен факт невозможности проживания Говоровой Ю.С. в ранее занимаемом жилом помещении. В настоящее время Говорова Ю.С., 18.03.2003 года рождения, зарегистрирована и проживает по адресу: г. Курск, пр-кт. В. Клыкова, д. 4, кв. 78, общей площадью 55,9 кв.м. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Мальцевой Н.А. и Мальцеву А.С. (двоюродный брат заявителя). Согласно справке ООО «УК Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова» по вышеуказанному адресу зарегистрировано 4 человека: Мальцев А.С., Мальцева Н.А., Мальцева Д.А., в том числе и Говорова Ю.С., при этом последняя не является членом семьи собственника жилого помещения. Иных объектов недвижимости в собственности у Говоровой Ю.С. не имеется, по договору социального найма ей жилье не предоставлялось, возможности самостоятельно приобрести жилье Говорова Ю.С. не имеет. Говорова Ю.С. в настоящее время является студенткой 2 курса ГО АУ ВО Курской области «Курская Академия государственной муниципальной службы», не работает, источника дохода не имеет, относится к социально незащищенной категории дети-сироты. Просит обязать Администрацию г. Курска предоставить Говоровой Ю.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда на территории г. Курска не ниже норм, установленных в субъекте Российской Федерации за счет денежных средств, предоставляемых бюджету г. Курска на реализацию ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за счет средств субвенций, выделяемых из бюджета Курской области.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация г. Курска просит отменить решение Ленинского районного суда г. Курска от 18.05.2023 года как незаконное, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей апелляционной жалобы указала, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам, в соответствии со списком, с учетом даты наступления права на обеспечение жилым помещением, а во всех остальных случаях жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений, либо ограничений дискриминационного характера. Говорова Ю.С. по достижении 18-летнего возраста включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и будет обеспечена жилым помещением согласно сформированному списку, с учетом даты наступления права на обеспечение жилым помещением. В связи с чем, выводы суда о необеспечении Говоровой Ю.С. жилым помещением в день совершеннолетия, необоснованные. На ответчика администрацию г. Курска судом возложено совершить определенные обязанности, однако при отсутствии незаконного действия, бездействия или решения оснований для возложения на ответчика какой-либо обязанности, не имеется, поскольку ими не принималось каких-либо решений, затрагивающих права истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее исковое заявление. Отсутствие требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными, истец не может заявлять требование об обязании ответчика совершить определенные действия. Суд не принял во внимание, что финансовые средства на 2023 год муниципальному образованию «Город Курск» в форме субвенций на обеспечение Говоровой Ю.С. не предусмотрены. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 ода № 159-ФЗ, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, однако судом не привлечено к участию в деле в качестве соответчика Министерство социального обеспечения, материнства и детства Курской области, которое в соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 21.12.2021 года № 1410-па является главным распорядителем бюджетных средств Курской области на предоставление субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при осуществлении отдельных государственных полномочий по однократному предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Ссылаясь на ст. 124 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ, полагают, что при предъявлении требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов, необходимо иметь ввиду, что данные требования вытекают из административных и иных публичных правоотношений, в связи с чем, требования истца подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

В апелляционной жалобе третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска просит отменить решение суда как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей апелляционной жалобы, указывают, что суд не привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство социального обеспечения, материнства и детства Курской области, которое в соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 21.12.2021 года № 1410-па является главным распорядителем бюджетных средств Курской области на предоставление субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при осуществлении отдельных государственных полномочий по однократному предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Администрация города Курска в 2022 году в рамках реализации переданного государственного полномочия обязана была обеспечить 186 человек, в 2023 году, в рамках реализации переданного государственного полномочия, обязана была обеспечить 210 человек. Согласно Закону Курской области от 19.12.2022 года № 145-ЗКО «Об областном бюджете на 2023 года и на плановый период 2024 и 2025 годов», решению Курского городского Собрания от 29.11.2022 года № 9-7-рс «О бюджете города Курска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» бюджету муниципального образования «город Курск» в 2023 году планируется предоставить субвенцию на осуществление отдельного государственного полномочия вразмере 201 113 572 руб., непосредственно на приобретение жилых помещений – 197 781 450 руб. С учетом методики расчета, установленной ст. 6 Закона № 77-ЗКО, предоставленная бюджету муниципального образования «Город Курск» субвенция достаточна для приобретения 60 жилых помещений. Говорова Ю.С. значится в муниципальном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденному приказом Комитета социальной защиты населения города Курска под номером 69. Следовательно, представленная в 2023 году субвенция из бюджета Курской области на осуществление отдельного государственного полномочия в соответствии с Законом № 77-ЗКО рассчитана на приобретение и предоставление 60 жилых помещений, соответственно, обеспечение жилыми помещениями свыше 60-ти помещений лиц указанной категории в текущем году не обеспечено финансированием. Для реализации полномочий по предоставлению такой категории людей жилых помещений Курской областью выделяются финансовые средства исходя из ряда показателей, в том числе численности детей-сирот, имеющих право на дополнительные гарантии. Однако, суд не принял во внимание, что финансовые средства на 2023 год муниципальному образованию «Город Курск» в форме субвенций на обеспечение Говоровой Ю.С. не предусмотрены. В связи с чем, полагают, что решение суда является не законным и не обоснованным, подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность решения суда проверена судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах представителя ответчика Администрации г. Курска и третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска.

В заседание судебной коллегии истец Говорова Ю.С., представитель ответчика администрации г. Курска, представители третьих лиц Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, Комитета социальной защиты населения г. Курска, МКУ «Городской жилищный фонд», Министерства социального обеспечения Курской области, администрации ЦАО г. Курска, администрации г. Ростова-на-Дону, не явились по неизвестной причине, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела провести в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, письменные возражения прокурора ЦАО г. Курска, объяснения прокурора гражданско-судебного отдела Прокуратуры Курской области – Белых В.А. возражавшей против доводов апелляционных жалоб ответчика и третьего лица, полагавшей решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст. 1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебной коллегией таких нарушений по данному делу не установлено.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст.123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.

Частью 3 ст.40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектовРоссийской Федерации.

Согласно ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям граждан, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ (введена Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лицами из числа детей - сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, впорядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 указанного Закона (п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Пунктом 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения (Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2018 г. №41-КГ18-17).

Согласно п. 1 Постановления Губернатора Курской области от 18.11.2013 № 506-пг «Вопросы предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», Министерство социального обеспечения, материнства и детства Курской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Курской области по формированию сводного списка по Курской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), и по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - уполномоченный орган).

Постановлением Администрации г. Курска от 31.05.2022 года N 316 "О наделении органов опеки и попечительства над несовершеннолетними полномочиями по реализации постановления Администрации Курской области от 16.03.2022 N 239-па" определены уполномоченными органами местного самоуправления по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), исключению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 16.03.2022 N 239-па "Об отдельных вопросах формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка и включения в список при перемене места жительства" на территории муниципального образования "Город Курск": 1.1 администрации Железнодорожного, Сеймского, Центрального округов города Курска в соответствии с местом жительства указанных лиц в части: принятия заявлений о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; рассмотрения заявлений; направление с использованием межведомственного информационного взаимодействия запросов о предоставлении документов (содержащихся в них сведений) в органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления, в распоряжении которых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Курской области, муниципальными правовыми актами находятся документы, необходимые для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случаях, если указанные документы не предоставлены законными представителями детей-сирот, детьми-сиротами, в случае приобретения полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия, лицами из числа детей-сирот, лицами, которые достигли возраста 23 лет, законными представителями недееспособных или ограниченных в дееспособности лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, по собственной инициативе; принятия решений: о включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Список; об отказе во включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Список; об исключении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из Списка;формирования учетных дел на каждого гражданина, в отношении которого рассматривается заявление о включении в Список; 1.2. комитет социальной защиты населения города Курска в части ведения и утверждения муниципального Списка на основании решений, принятых администрациями округов города Курска.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Говорова Ю.С.,<данные изъяты>, уроженка п. <данные изъяты>, ее матерью является <данные изъяты>, которая умерла <данные изъяты> года, отцом является <данные изъяты>, который умер <данные изъяты> года.

Распоряжением администрации Первомайского района Ростова-на-Дону от <данные изъяты> года № <данные изъяты> над <данные изъяты>, была назначена предварительная опека, опекун - <данные изъяты>, проживающая по адресу: <данные изъяты>.

Постановлением Администрации Курского района Курской от 17.01.2020 года № 52 «Об установлении попечительства над несовершеннолетней Говоровой Ю.С., установлено попечительство, попечитель - <данные изъяты>

Говорова Ю.С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <данные изъяты> года серии <данные изъяты>, выданного после смерти ее матери Говоровой Л.А., является собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: г. <данные изъяты> ул<данные изъяты>, д. <данные изъяты>, кв. <данные изъяты>, общей площадью 12,3 кв.м. Собственником другой <данные изъяты> доли является Соболев А.Г. (брат Говоровой Ю.С.).

Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий Говоровой Ю.С. от 16.03.2022 года в вышеуказанном жилом помещении проживает Соболев А.Г., в связи с чем на долю Говоровой Ю.С. приходится 6,15 кв.м., что является меньше учетной нормы площади, принятой в городе <данные изъяты> согласно решению Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.04.2006 года № 124 «О регулировании жилищных отношений г. Ростова-на-Дону». Распоряжением администрации Первомайского района г. Ростов-на-Дону от 01.04.2022 года № 59.26-324-А установлен факт невозможности проживания Говоровой Ю.С., в ранее занимаемом жилом помещении.

В настоящее время Говорова Ю.С. зарегистрирована и проживает по адресу: г. <данные изъяты>, пр. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Мальцевой Н.А. и Мальцеву А.С. (двоюродный брат заявителя). Согласно справке ООО «УК Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова» по вышеуказанному адресу зарегистрировано 4 человека: Мальцев А.С., Мальцева Н.А., Мальцева Д.А., Говорова Ю.С., которая не является членом семьи собственника помещения.

На основании распоряжения администрации Центрального округа г. Курска от 24.06.2022 года № 599-р Говорова Ю.С. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат однократному обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Курска, утвержденный приказом комитета социальной защиты населения г. Курска от 29.12.2022 года № 1270.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что возникшее субъективное право Говоровой Ю.С., связанное с однократным предоставлением благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не реализовано. Говорова Ю.С. включена в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения; при этомжилых помещений на праве собственности не имеет. Иных объектов недвижимости в собственности Говоровой Ю.С. не имеется, по договору социального найма жилье последней не предоставлялось, возможности самостоятельно приобрести жилье Говорова Ю.С. не имеет.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что Говорова Ю.С. имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска не ниже норм, установленных в субъекте Российской Федерации за счет денежных средств, предоставляемых бюджету г. Курск на реализацию ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», за счет средств субвенций, поступающей из бюджета Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр муниципального имущества Курской области, и заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

Поскольку с 01.01.2022 года Законом Курской области от 20.08.2021 года №77-ЗКО органы местного самоуправления Курской области наделены полномочиями на предоставление благоустроенных жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, суд пришел к правильному выводу, что обязанность по обеспечению жильем Говоровой Ю.С. в настоящее время лежит именно на Администрации г. Курска.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

С учетом представленных доказательств в их совокупности, суд правильно пришел к выводу, о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, поскольку она не имеет в собственности жилья, до настоящего времени не обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированно жилого помещения, иных объектов недвижимости в собственности Говоровой Ю.С. не имеется, по договору социального найма жилье последней не предоставлялось, возможности самостоятельно приобрести жилье Говорова Ю.С. не имеет. При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения. Таким образом, отсутствие в 2023 году субвенций на реализацию ответчиком полномочий по предоставлению Говоровой Ю.С. жилого помещения не может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Действующее законодательство, возлагая обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, не ставит в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.

В силу ч. 2 Постановления Администрации Курской области от 21.12.2021 года N 1410-па "О порядке предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курской области на осуществление отдельного государственного полномочия по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" главным распорядителем средств областного бюджета на предоставление субвенций является комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области (далее - Комитет).

Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Комитету на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Таким образом, права и интересы Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области решением Ленинского районного суда г. Курска от 18.05.2023 года не разрешены и не затрагиваются. Спора по вопросу предоставления субвенций не имеется.    В связи с чем, оснований для привлечения его к участию в деле и отмене решения суда не имеется.

Доводы администрации г. Курска о том, что дело должно быть рассмотрено по правилам КАС РФ не основаны на нормах действующего законодательства. Основными критериями определения порядка рассмотрения спора в гражданском либо административном порядке являются субъектный состав и характер спора, применяемые в совокупности. В данном случае оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, с учетом толкования части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, поскольку возникшие спорные правоотношения не связанны с осуществлением ответчиком полномочий как органа публичной власти, а вытекают из жилищных правоотношений.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального права, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их неправильными суд апелляционной инстанции не усматривает.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционные жалобы ответчика администрации г. Курска и третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 18 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Администрации г. Курска и третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска- без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и на него может быть подана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий

Судьи:

33-3347/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Говорова Юлия Сергеевна
заместитель прокурора Центрального административного округа г. Курска
Ответчики
Администрация города Курска
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска
Другие
Комитет социальной защиты населения г. Курска
Министерство социального обеспечения Курской области
МКУ Городской жилищный фонд Администрации г. Курска
Администрация г.Ростова-на-Дону
Администрация Центрального округа города Курска
Суд
Курский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.krs.sudrf.ru
03.08.2023Передача дела судье
05.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2023Передано в экспедицию
05.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее