Решение по делу № 2-2456/2023 от 15.05.2023

Производство № 2-2456/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2023 года                                                                                                 г. Смоленск

Промышленный районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Шиловой И.С.,

при секретаре                   Пивоваровой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 67RS0003-01-2023-002334-08) по иску Семеновой Ларисы Васильевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области о включении периодов в стаж работы и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,

УСТАНОВИЛ:

Семенова Л.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области (далее по тексту – ОСФР Смоленской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части, включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указала, что 17.08.2021 обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 01.02.2022 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения. Отказано во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 01.01.1991 по 28.10.1994 в качестве лаборанта, фельдшера-лаборанта медсанчасти №126 МЗ СССР г. Славутич Украина, из-за не получения от компетентных органов Украины в трехмесячных срок документов по запросам пенсионного фонда.

Просит признать указанный период работы подлежащим включению в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, признать право на досрочное назначение страховой пенсии, а также взыскать с ответчика понесенные почтовые расходы в размере 78 руб. 40 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

    В судебном заседании истец Семенова Л.В. и ее представитель Кочкурова Е.С. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить. Дополнительно истец пояснила, что в настоящее время продолжает работать.

Представитель ответчика ОСФР по Смоленской области – Дербанова О.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований истца, поддержав письменные возражения на исковое заявление. В возражениях указали, что 17.08.2021 Семенова Л.В. обратилась с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ. Решением от 01.02.2022 ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ из-за отсутствия права.

В связи с обнаружением ошибки в определении продолжительности специального стажа (не исключен период отпуска без сохранения заработной платы с 25.05.1999 по 31.05.1999), Управлением установления пенсии 13.06.2023 вынесено решение о внесении изменений в решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 01.02.2022

На дату обращения стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, составляет 25 лет 05 месяцев 01 день.

Период работы с 01.01.1991 по 28.10.1994 в качестве лаборанта, фельдшера-лаборанта медсанчасти №126 МЗ СССР г. Славутич Украина правомерно не включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, так как в материалы дела не представлены справки, подтверждающие трудовой (страховой) стаж истца, приобретенный на территории государств-участников соглашения, а также документы, которые компетентным органом Украины об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение, органом в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечением.

В случае включения спорного периода в специальный стаж, продолжительность специального стажа на дату обращения 17.08.2021 составит 29 лет 02 месяца 28 дней, что менее требуемых 30 лет лечебной деятельности для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 и 32 Федерального закона №400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

Часть 3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В целях реализации ст.ст. 30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с п.п.«н» п.1 Постановления №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вступивший в силу с 01.01.2015 Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста тем лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 01.01.2002 и сохранялось Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено и следует из письменных материалов дела, что 17.08.2021 Семенова Л.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 01.02.2022 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия права. На дату обращения – 17.08.2021 стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 25 лет 05 месяца 07 дней.

Указанным решением не зачтен, в том числе, период с 01.01.1991 по 28.10.1994 в качестве лаборанта, фельдшер-лаборанта медсанчасти №126 МЗ СССР г. Славутич Украина, поскольку из компетентных органов республики Украина не поступили ответы на запросы Управления в установленный трехмесячный срок.

Решением от 13.06.2023 внесены изменения в решение об отказе в установлении страховой пенсии от 01.02.2022 , в соответствии с которым пенсионным органом ошибочно включен в льготный стаж период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 25.05.1999 по 31.05.1999. Таким образом, стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 25 лет 05 месяцев 01 день.

Согласно представленной трудовой книжки серии Семенова (Покоюк) Л.В. 05.08.1987 приказом от 05.08.1987 зачислена на должность лаборанта лаборатории МСЧ №1 Славутич в Медсанотдел №126 МЗ СССР (запись №1).

Приказом от 16.05.1988 медсанотдел №126 переименован в Медико-санитарную часть №126. Приказом от 10.06.1988 Медико-санитарная часть №126 реорганизована в Центральную медико-санитарную часть №126 МЗ СССР.

С 11.08.1988 истец приказом переведена на должность фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории (запись №4).

Приказом от 09.12.1991 ЦМСЧ-126 ЗГУ МОЗ СРСР переименована в Центрально-специализированную медико-санитарную часть (ЦСМЧС) №5 МОЗ Украины г. Славутич.

С 02.01.1992 приказом переведена на должность старшего фельдшера-лаборанта этой же лаборатории (запись №6).

В соответствии с записью с 24.05.1993 приказом от 14.05.1993 переведена на должность фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории.

Приказом от 27.10.1994 уволена по собственному желанию 28.10.1994 (запись №8).

Ответчик, отказывая во включении указанных периодов, ссылается на то, что с 01.01.1991 периоды работы должны подтверждаться компетентными органами Республики Украина, а также для включения указанных периодов в специальный стаж, необходима информация о том, учитывается или учитывался при установлении досрочной страховой пенсии по старости данный период в Республике Украина.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 года. До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ законодательство РФ о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 №65-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ, Федерального закона от 01.01.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

13 марта 1992 года государствами – участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Украина, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со ст.1 Соглашения от 13.03.1992, пенсионное обеспечение граждан государств – участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства – участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст.10 Соглашения от 13.03.1992).

Частью 1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8).

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Пунктом 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ, при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ.

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ), который вступил в силу с 01.01.2002 и действовал до 01.01.2015 – даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Пунктом 2 ст.29 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, который не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила №1015).

Согласно п.5 Правил №1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил №1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 – документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил №1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 и с 01.01.2002 – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил №1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года – документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил №1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил №1015).

Пунктом 11 Правил №1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 №555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень).

Согласно п.2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 №553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (пункт 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17.11.2014 №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила №884н).

Согласно п.22 Правила №884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил №884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил №884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Украина) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В представленной истцом трудовой книжке суд не усматривает внесение неверных или не точных записей, внесенные записи не имеют дописок, исправлений, в связи, с чем трудовая книжка является документом, подтверждающим периоды работы истца, в соответствии с п. 11 Правил №1015.

Этим же пунктом предусмотрено, что при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Поскольку трудовая книжка истца, в части заявленных периодов работы, отвечает требованиям, предусмотренным правилами №1015, а периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов, то истребование дополнительных доказательств по периодам до 31.12.2001 включительно не требуется.

Таким образом, период работы истца с 01.01.1991 по 28.10.1994 осуществляемый на территории республики Украина подлежат зачету в страховой стаж.

Законодатель право на получение досрочной пенсии связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что свидетельствует о необходимости учета характера, специфики, сложности такой работы.

Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периоды работы с 01.01.1991 по 28.10.1994 в качестве лаборанта, фельдшера-лаборанта медсанчасти №126 МЗ СССР г. Славутич Украина, суд указывает следующее.

В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464

При исчислении периодов работы, указанных в подпунктах «н» п. 1 Постановления №665, - применяется постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 №464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно – профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что спора об осуществлении истцом в заявленный период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ не имеется.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о необходимость включения в специальный стаж работы истца периода с 01.01.1991 по 28.10.1994 в качестве лаборанта, фельдшера-лаборанта медсанчасти №126 МЗ СССР г. Славутич Украина.

Разрешая требования истца о назначении страховой пенсии по старости с учетом норм отложенного права, суд исходит из следующего.

По смыслу ст.39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 года №400-ФЗ (ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.

Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи и не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, которое в свою очередь регламентирует сроки назначения досрочной пенсии для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения такого права с 2019 года по 2023 год и далее.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона (части 1,2 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ).

Соответственно право на страховую пенсию возникает при достижении определенного возраста или при наличии требуемого специального стажа.

С учетом спорных периодов 30-летний специальный страховой стаж у истца имелся по состоянию на 18.05.2022, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Следовательно, днем возникновения права истца на досрочную страховую пенсию по старости является 19.05.2022 – день, следующий за днем выработки 30 лет специального стажа – осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Днем же, с которого страховая пенсия может быть установлена (назначена), является день обращения за указанной пенсией в соответствующий пенсионный орган.

Семенова Л.В. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратилась 17.08.2021.

Сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19-21 ч.1 ст.30 настоящего Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возрасти), в силу буквального содержания положений Приложения №7 к Федеральному закону №400-ФЗ, исчисляются со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Между тем, суд учитывает, что пенсия назначается со дня обращения за назначением пенсии, но не ранее чем со дня возникновения права на нее (ч.1 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ).

При возникновении права на страховую пенсию по старости в 2022 году срок назначения страховой пенсии по старости определен не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (Приложение 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»).

           Соответственно право на установление (назначение) спорной пенсии у истца возникает по достижении 30 лет специального стажа + 48 месяцев, а у ответчика соответственно обязанность по ее установлению (назначению).

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что днем возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости является 19.05.2022, а днем возникновения права на ее установление (назначение) 18.05.2022 + 48 месяцев.

Нормы ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ и Правил №884н регулируют правоотношения в части установления (назначения) пенсии, следовательно, право на досрочную страховую пенсию по старости, исходя из буквального толкования указанных норм, носит заявительный характер в части права на установление такой пенсии, и не связано с днем возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» день возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости и день возникновения права на установление такой пенсии не совпадают.

Учитывая вышеизложенное, а также установленную судом дату возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости, дату возникновения права на ее установление (назначение) с учетом четырехлетнего периода ожидания, а также дату обращения истца за ее назначением в пенсионный орган, суд полагает возможным назначить досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с учетом положений ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», с исчисление четырехлетнего периода ожидания с 19.05.2022.

Разрешая вопрос о взыскании в пользу истца расходов на оплату юридических услуг, суд указывает следующее.

Согласно ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами (абзац 8 ст. 94 ГПК РФ).

В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.

Истцом в материалы дела представлена почтовая квитанция от 11.05.2023 о направлении в адрес ответчика копии искового заявления, сумма затраченная на отправление составила 78 руб. 40 коп. (л.д. 17).

Таким образом, судом установлено, что истцом понесены почтовые расходы в размере 78 руб. 40 коп. по отправке ответчику копии искового заявления заказным письмом.

С учетом изложенного суд счел доказанным факт несения истцом почтовых расходов в заявленном размере.

Таким образом, почтовые расходы подлежат взысканию истцу с ответчика, так как их несение было необходимым и обязательным.

Также, в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина, уплаченная им при подаче искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Семеновой Ларисы Васильевны удовлетворить.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области (ИНН 6730011729, ОГРН 1026701434539) зачесть в специальный стаж работы Семеновой Ларисы Васильевны (), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы с 01.01.1991 по 28.10.1994 в качестве лаборанта, фельдшера-лаборанта медсанчасти №126 МЗ СССР г. Славутич Украина в календарном исчислении.

Признать днем возникновения права Семеновой Ларисы Васильевны () на досрочную страховую пенсию по старости 19.05.2022 и назначить досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с учетом положений ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», с исчислением четырехлетнего периода ожидания начиная с 19.05.2022.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области (ИНН 6730011729, ОГРН 1026701434539) в пользу Семеновой Ларисы Васильевны () в возмещение почтовых расходов 78 руб. 40 коп., в возврат уплаченной госпошлины 300 рублей, а всего 378 (Триста семьдесят восемь) рублей 40 коп.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                                                И.С. Шилова

2-2456/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Семенова Лариса Васильевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Судья
Шилова Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
prom.sml.sudrf.ru
15.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее