№5-713/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(полный текст)
г. Севастополь 14 сентября 2020 года
Вводная и резолютивная части постановления оглашены 11.09.2020.
Судья Гагаринского районного уда города Севастополя Крылло П.В. (г.Севастополь, <адрес>), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - <данные изъяты> - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, замужней, временно не работающей, зарегистрированной и проживающей по адресу: город Севастополь, <адрес>А, <адрес>,
по ч.3 ст.18.15 КоАП Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Из протокола № от 10.07.2020, следует, 10.07.2020 в 10 часов 30 минут по адресу: город Севастополь, <адрес>, установлен факт нарушения со стороны, должностного лица <данные изъяты> сроков подачи уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о расторжении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, а именно <данные изъяты> расторгло трудовой договор 12.05.2020 с гражданкой Украины ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однако уведомление о расторжении трудового договора ФИО1, которая на момент подачи уведомления находилась на должности руководителя отдела кадров <данные изъяты> в обязанности которой входила подача указанного выше уведомления, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции предоставила 04.06.2020, тем самым должностное лицо – руководитель отдела кадров <данные изъяты> ФИО1 нарушила п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании ФИО1 признала вину и показала, что соответствующее уведомление несвоевременно поступило в миграционное подразделение МВД, так как ею первоначально было своевременно направлено уведомление, но спустя некоторое время оно было возвращено, якобы по причине отсутствия в уведомлении какой-то части, хотя она отправляла уведомление в полном объеме. Так как, в тот период действовал режим повышенной готовности из-за «Ковид-19», работники организации работали удаленно, поэтому повторно уведомление направлено в миграционное подразделение позже положенного срока.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебном заседании в судебное заседание не явилось. Сотрудник полиции, явившийся в судебное заседание без доверенности на представление интересов УВМ УМВД России по г. Севастополю, не был допущен в качестве представителя органа, составившего протокол об административном правонарушении, но последнему предоставлена возможность присутствия в открытом судебном заседании при рассмотрении дела. Данное обстоятельством признано судом не препятствующим рассмотрению дела по существу.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно ст.2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие или бездействие, за совершение которого административным законодательством установлена ответственность.
В силу ч.1 ст.2.2 Кодекса РФ об АП административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступление таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Возражения от участников судебного заседания по подсудности рассмотрения настоящего дела не поступило.
Суд, выслушав привлекаемое должностное лицо, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Объективная сторона вмененного правонарушения характеризуется действиями, выражающимися как в неуведомлении уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора, так и в нарушении установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти.
Субъектом правонарушения по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ является физическое, должностное или юридическое лицо, выступающее в качестве работодателя.
Субъективной стороной правонарушения по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц является не принятие данным лицом всех мер, необходимых для обеспечения соблюдения требований, предъявляемых к работодателям, привлекающим к трудовой деятельности иностранных граждан.
Согласно примечанию к названной норме под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч.3 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя
В соответствии с п.4.7 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции
В силу абзаца 1 пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом ФМС России от 08 декабря 2014 N 640 "О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" утверждены формы и порядок уведомления ФМС России об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Подать данные уведомления работодатели (заказчики работ, услуг) должны в территориальный орган ФМС России того субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения (прекращения) трудового (гражданско-правового) договора. Уведомления могут быть направлены на бумажном носителе либо поданы в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (например, через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)). (пункт 6).
Пояснения должностного лица о своевременном направлении соответствующего уведомления в судебном заседании подтверждаются приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО2 от 12.05.2020 и чеком ФГУП «Почта Крыма» с описью от 13.05.2020.
Таким образом, должностное лицо ФИО1 исполнило возложенную на нее обязанность в установленный законом срок.
Судом исследованы все материалы дела, в том числе, протокол № об административном правонарушении от 10.07.2020, определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22.06.2020, служебная записка ведущего специалиста-эксперта ОВТМ УВМ УМВД России по г. Севастополю ФИО4 от 04.06.2020, уведомление о прекращении трудового договора, выписка из ЕГРЮЛ, письменные объяснения ФИО5 от 09.07.2020, определение об истребовании дополнительных необходимых материалов по делу об административном правонарушении от 23.06.2020, копия приказа о прекращении трудового договора с работником № от 12.05.2020 года, копия заявления ФИО2 об увольнении от 12.05.2020, копия приказа № от 22.06.2018 года о принятии работника на работу, копия приказа № от 28.02.2020 года о переводе работника на другую работу, копия дополнительного соглашения от 28.02.2020, копия трудового договора № от 22.06.2020, копия должностной инструкции № руководителя отдела кадров от 30.08.2019, копия должностной инструкцией <данные изъяты>, копия приказа № от 01.09.2016 года о приеме работника на работу, копия приказа № от 30.08.2019 о переводе работника на другую работу, копия приказа № от 30.08.2019 года, копия письменных объяснений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам исследования материалов дела установлено, достоверные сведения о нарушении должностным лицом <данные изъяты>» ФИО1 порядка и сроков уведомления миграционного подразделения о прекращении трудового договора с иностранным гражданином в представленных материалах отсутствуют.
Боле того согласно Указу Губернатора города Севастополя о введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности от 17.03.2020 №14-УГ, на территории города Севастополя с 22:00 17.03.2020 на территории города Севастополя введен режим повышенной готовности. При этом граждан включительно до 30.05.2020 обязаны были не покидать место проживания (пребывания), за исключением особых случаев: (в ред. Указа Губернатора города Севастополя от 30.04.2020), таких как, обращения за экстренной или неотложной медицинской помощью и иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту (от места) осуществления деятельности, которая не приостановлена; осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Севастополя, в случае если такая деятельность не приостановлена; следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим Указом или иными нормативными правовыми актами; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания); выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях должностного лица <данные изъяты> ФИО1 нарушений положений, предусмотренных Федеральным Законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Орган, составивший протокол об административном правонарушении, обязан доказать вину привлекаемого лица, чего нельзя сказать по рассматриваемому делу.
Признание вины должностным лицом не является при исследованных обстоятельствах основанием для привлечения его к административной ответственности, так как судом все исследованные доказательства оцениваются в совокупности и ни одно доказательство не имеет преимущества перед остальными доказательствами. Признание вины должностным лицом суд воспринимает как результат ошибочного субъективного толкования требований закона.
Согласно ч.1 ст.28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым прекратить в отношении должностного лица <данные изъяты> ФИО1 производство по делу об административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.10, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица <данные изъяты> ФИО1 - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд, через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья П.В. Крылло