Решение по делу № 3а-91/2020 от 20.01.2020

10OS0000-01-2020-000012-96

№ 3а-91/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 марта 2020 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В.,с участием представителя административного истцаГудковой Е.В., представителя административного ответчика государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» Тойвонен Р.Ю.,рассмотрев в открытом судебномзаседанииадминистративное дело по административному исковому заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Сырьевая Артель» об оспаривании результатов определениякадастровой стоимости земельных участков,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сырьевая Артель» (далее -ООО «Сырьевая Артель», Общество)обратилось в суд с административным иском по тем основаниям, чтоявляется собственникомземельного участка с кадастровым номером (...)

По состоянию на 06 ноября 2019 г. кадастровая стоимость земельных участков установлена в размере 3948327руб.13 коп.и31262854 руб. 25 коп. соответственно.

По инициативе административного истца независимый оценщик индивидуальный предприниматель Д. А.О. подготовил отчет №(...) от 13 декабря 2019 г. об оценке рыночной стоимости земельных участков, согласно которому рыночная стоимость земельных участков, указанных выше, определена в размере 1352000 руб. и 8512000 руб. соответственно.

Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение уплачиваемого им земельного налога, в связи с чемпросит установить кадастровую стоимость земельных участковс кадастровыми номерами (...) в размере их рыночной стоимости.

Также заявлены требования о возложении на административного ответчика обязанностивнести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.

В судебном заседании представитель административного истца поддержалаадминистративные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения административного иска, полагая, что представленный отчет не может быть принят в качестве доказательства по делу, поскольку составлен с нарушениями федерального законодательства.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в представленных отзывах замечаний к отчету не содержится.

Выслушав явившихся лиц,изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, чтоООО «Сырьевая Артель» на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером (...), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 февраля 2020 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пунктам 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Налогоплательщиками налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, ООО «Сырьевая Артель», являясь в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельных участков исходя из их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате государственной кадастровой оценки в целях реализации Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) иФедерального закона от 03 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее - Федеральный закон №237-ФЗ), согласно положениям которых актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Результаты кадастровой оценки утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и используются преимущественно для целей налогообложения, а также для расчета арендной платы и выкупной цены земельных участков.

Государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами (...) был осуществлен 06 ноября 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании заявления о государственном кадастровом учете от 08октября 2018 г., межевого плана.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами (...) была определена государственным бюджетным учреждениемРеспублики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» в рамках исполнения ст. 16 Федерального закона №237-ФЗи составила 3948327 руб. 13 коп.и 31262854 руб. 25 коп. соответственно по состоянию на 06 ноября 2019 г.

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.

Учитывая, что административный истец с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости обратился20 января 2020 г., в случае удовлетворения административного иска кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2020 г.

Согласно статье 11 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Сведения о кадастровой оценке земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11 ноября 2019 г., то есть административный истецобратился в суд с административный иском без пропуска установленного Федеральный законом №237-ФЗ срока.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от22 октября 2010 г. № 508).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 22Федерального закона №237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами (...) определена в размере 1352000 руб. и 8512000 руб. соответственно по состоянию на 06 ноября 2019 г. на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков №(...) от 13 декабря 2019 г., выполненного независимым оценщиком индивидуальным предпринимателем Д..О.

По смыслу статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ отчет, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, является основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельных участков, письменные дополнения оценщика Дунцова А.О., изучив мнения лиц, участвующих в деле, отраженные в отзывах, а также учитывая то, что фактически отчет об оценке административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорен, ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суд признает его достоверным и отвечающим требованиям действующего законодательства, соглашаясь с рыночной стоимостью земельных участков в размере 1352000 руб. и 8512000 руб.соответственно.

На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем в удовлетворении требований о возложении на административного ответчика обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной необходимо отказать.

В случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 4 статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ).

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявлениеобщества с ограниченной ответственностью «Сырьевая Артель» удовлетворить частично.

Установить по состоянию на 06 ноября 2019 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), в размере его рыночной стоимости, равной 1352000 руб. на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить по состоянию на 06 ноября 2019 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), в размере его рыночной стоимости, равной 8512000 руб.на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 января 2020 г.

В удовлетворении остальных административных исковых требований – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 12марта 2020 г.

3а-91/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Сырьевая Артель"
Ответчики
ГБУ РК "Центр государственной кадастровой оценки"
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РК"
Управление Росреестра по РК
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Кудряшова Елена Павловна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
20.01.2020Регистрация административного искового заявления
20.01.2020Передача материалов судье
20.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2020Судебное заседание
12.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2020Дело оформлено
11.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее