Решение по делу № 8а-71/2019 [88а-44/2019] от 07.10.2019

№88а-44/2019

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

        Санкт Петербург                                                                     30 октября 2019 года

          Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

          председательствующего Широковой Е.А.,

          судей Мальцевой Е.Г., Зеленского А.М.,

          рассмотрела в судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Мефодовской Елизаветы Константиновны на апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22 июля 2019 года (дело №33а-15002/2019) по административному исковому заявлению Мефодовской Е.К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности.

      Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцевой Е.Г., объяснения представителя административного истца Мефодовской Е.К. – Овчинникова А.Н., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Корниловой Е.С., судебная коллегия

установила:

      решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 26 марта 2019 года административное исковое заявление Мефодовской Е.К. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу удовлетворено. Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу №78/057/009/2018-75 в государственной регистрации права общей долевой собственности Мефодовской Е.К. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

        На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности Мефодовской Е.К. на 7/30 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

        С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в пользу Мефодовской Е.К. взысканы расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей, расходы по оплате нотариальных услуг 1 770 рублей, расходы по оплате услуг представителя 30 000 рублей, всего взыскано 32 070 рублей.

       Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 22 июля 2019 года вышеуказанное решение отменено. Мефодовской Е.К. отказано в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения №78/057/009/2018-75 об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , возложении обязанности провести требуемую регистрацию, взыскании судебных расходов. Мефодовской Е.К. отказано в удовлетворении ходатайства о взыскании судебных расходов в связи с рассмотрением спора судом апелляционной инстанции.

       В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Мефодовская Е.К. со ссылкой на существенное нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение принципа единства правоприменительной практики просит об отмене апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда от 22 июля 2019 года, решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 26 марта 2019 года оставить в силе. Указывает на то, что представленные ею в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу после приостановления государственной регистрации права документы, а именно договор от 15 октября 1931 года, решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2008 года были достаточны для регистрации права собственности на земельный участок в силу абзаца 3 пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений судом апелляционной инстанции при проверке решения суда первой инстанции не допущено.

        Как следует из материалов дела по договору от 15 октября 1931 года к Барашковой Е.В. перешло право собственности на домовладение по адресу: <адрес> (л.д.10), наследником указанного имущества после смерти Барашковой Е.В. стала бабушка административного истца Барашкова Л.А.

         Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 28 февраля 1994 года наследниками после умершей Барашковой Л.А. стали в равных долях Барашков В.Г. и Шемеровская Т.Г. на имущество в виде 7/15 доли двухэтажного с мансардой жилого бревенчатого дома полезной площади 217,7 кв.м, в том числе жилой площади 163,2 кв.м, с надворными постройками и сооружениями, находящимися по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке 1993 кв.м, принадлежащих наследодателю на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного 18 сентября 1976 года и договора купли-продажи от 11 июля 1989 года (л.д.12,13).

        В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Шемерской Т.Г принадлежало 7/30 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 216,8 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Курортный район, г.Сестрорецк, ул.Малая Ленинградская, д.10, литера А, иными участниками общей долевой собственности указаны Барашков В.Г. (доля в праве – 7/30), Поляков А.Д (1/15), Спиридонова Е.Р. (4/15) (л.д.24-25).

        На основании соглашения о разделении долей от 09 сентября 2014 года, а затем по договору дарения от 28 октября 2015 года право собственности на 7/30 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом перешло Мефодовской Е.К. (л.д.26-32).

        04 августа 2018 года Мефодовская Е.К. обратилась к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

       14 августа 2018 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу принято решение о приостановлении государственной регистрации права №78/057/009/2018-75.

      14 ноября 2018 года Мефодовской Е.К. отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок со ссылкой на часть 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с непредоставлением необходимых для этого документов.

          Суд первой инстанции, признавая незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в государственной регистрации права, исходил из достаточности представленных Мефодовской Е.К. документов для такой регистрации.

          При рассмотрении апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу судебной коллегией установлено, что административным истцом не представлены документы, подтверждающие право гражданина на земельный участок, так же отсутствовали основания для регистрации земельного участка как ранее учтенного.

Нормам материального права такой вывод не противоречит.

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ осуществляется на основании статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 1 названной статьи государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

Частями 2,3 той же статьи определено, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:

1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок (часть 2).

Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 3).

         Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в данном пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность (абзацы первый и третий).

Приведенные законоположения право на получение земельного участка в собственность бесплатно обуславливают наличием права постоянного (бессрочного) пользования данным участком.

После приостановления государственной регистрации права на земельный участок Мефодовской Е.К. были представлены договор от 15 октября 1931 года, по которому к Барашковой Е.В. перешло право собственности на домовладение по адресу: Ленинградская область, г.Сестрорецк, ул.Малая Ленинградская, д.10, а так же решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 16 сентября 2008 года о порядке пользования земельным участком по вышеуказанному адресу собственниками жилого дома

Между тем на государственную регистрацию административным истцом не было представлено документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного жилого дома на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса РФ (30 октября 2001 года), право собственности, на который заявлено к регистрации, что исключало проведение государственной регистрации.

Обжалуемое апелляционное определение основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.

Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на иное толкование правовых положений, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судебной коллегии в постановленном апелляционном определении, сводятся к оспариванию обоснованности выводов судебной коллегии об установленных фактических обстоятельствах, и в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мефодовской Е.К. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                        Широкова Е.А.

Судьи                                                                                                      Мальцева Е.Г.

                                                                                                                 Зеленский А.М.

8а-71/2019 [88а-44/2019]

Категория:
Гражданские
Истцы
Мефедовская Елизавета Константиновна
Ответчики
Управление Росреестра по Санкт-Петербургу
Другие
Маркова Ольга Владимировна
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Спиридонова Елена Рудольфовна
Графова Нина Тимофеевна
Поляков Алексей Дмитриевич
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
30.10.2019Судебное заседание
30.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее