Дело № 2-3424/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2017 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кныш Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Темурян Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького» к Государственному казенному учреждению города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» о признании незаконным решения,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" (далее - АО "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького ") обратилось в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» (далее - ЦЗН г. Севастополя) о признании незаконным решения о сохранении Котову А.Н. средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения.
В обоснование заявленных требований указано, что Котов А.Н. работал АО "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" в должности слесарь дежурный и по ремонту оборудования 5 разряда.
Приказом АО "Балаклавское рудоуправление им. ФИО2" от ДД.ММ.ГГГГ N 3/56 Котов А.Н. был уволен с работы по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата работников организации, с Котовым А.Н. был своевременно произведен расчет при увольнении, выплачены все причитающиеся суммы в день увольнения, выплачено выходное пособие, а также последующие выплаты среднего месячного заработка в течение двух месяцев на период трудоустройства.
Решением ЦЗН г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 1800015/1710 за Котовым А.Н. признано право на сохранение средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения.
Указанное решение АО "Балаклавское рудоуправление им. ФИО2" считает незаконным, ссылаясь на ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации и правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2214-О, поскольку орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующих выплат, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могли бы быть признаны исключительными.
По мнению АО "Балаклавское рудоуправление им. ФИО2" при принятии решения не было учтено то обстоятельство, что Котов является пенсионером, получающим пенсию по старости, не может быть признан безработным и за ним не может сохраниться средний месячный заработок в течение 3 месяца со дня увольнения, так как он уже социально защищен посредством назначения пенсии.
АО "Балаклавское рудоуправление им. ФИО2" просило признать незаконным и отменить решение ЦЗН города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 1800015/1710 о сохранении Котову А.Н. средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения, возложить на ЦЗН города Севастополя обязанность по возмещению заявителю судебных расходов в размере 6 000 руб.
Представитель истца по доверенности Хавкина М.А. требования иска поддержала по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ЦЗН города Севастополя по доверенности Литвиненко-Минко А.В. в суде заявленные требования не признала.
Третье лицо Котов А.Н. и его представитель по доверенности Гутман В.М. в судебном заседании возражали относительно требований иска.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В соответствии с п. 2 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Перечень исключительных случаев законодателем не установлен, тем самым в каждом конкретном случае отнесение тех или иных обстоятельств к таковым находится в компетенции органа службы занятости населения и направлено на обеспечение работника средствами существования, которых он лишился в связи с утраченной возможностью трудиться по не зависящим от него причинам. Указанное законоположение предполагает, что именно служба занятости обладает всей информацией, связанной с трудоустройством уволенного работника, его профессиональными навыками, рынком труда в данной местности.
При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрении.
Данные выводы согласуются с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2214-О, согласно которой орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, вышеуказанное не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Из анализа указанных норм права следует, что сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения является исключением из общего правила и может быть принято только при соблюдении определенных условий: во-первых, работником должен быть соблюден установленный срок обращения в орган службы занятости населения; во-вторых, у последнего действительно отсутствует возможность для трудоустройства безработного.
В судебном заседании установлено, что Котов А.Н. работал в АО "Балаклавское рудоуправление им. ФИО2» слесарем дежурным и по ремонту оборудования 5 разряда.
Приказом АО "Балаклавское рудоуправление им. ФИО2" ДД.ММ.ГГГГ N 3/56 Котов А.Н. был уволен с работы ДД.ММ.ГГГГ по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата работников организации.
ДД.ММ.ГГГГ Котов А.Н. обратился в ЦЗН города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по поиску работы.
Также установлено, что Котов А.Н. является получателем трудовой пенсии по старости, является инвали<адрес> группы с детства, ему противопоказан тяжелый физический труд, противопоказана длительная ходьба, вредные или опасные условия труда по тяжести.
ДД.ММ.ГГГГ Котов Н.Н. обратился в ЦЗН города Севастополя за оказанием содействия в поиске подходяще работы, 25.04. 2017 г. ему было выдано направление на работу в ГУПС «Севэлектроавтотранс им. ФИО7» слесарем по ремонту автомобилей, но его кандидатура была отклонена работодателем по медицинским показаниям.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Котов А.Н. обращался в ЦЗН за предоставлением государственной услуги по информированию о положении на рынке труда.
По обращению Котова А.Н. ЦЗН города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ принято решение N 1800015/1710 о сохранении за ним средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца об отмене решения ЦЗН города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 1800015/1710 о сохранении Котову А.Н. средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения, исходя из того, что Котов А.Н. уволен по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ, в течение установленного срока со дня увольнения он обратился в орган службы занятости и не был трудоустроен по причине отсутствия подходящей для него работы. Сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником за третий месяц со дня увольнения зависит от того, обратился ли работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости и был ли им трудоустроен. Каких-либо ограничений права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства (в порядке исключения) в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости в отношении работников пенсионного возраста действующее законодательство не содержит.
Доводы истца о том, что Котову А.Н. ЦЗН было выдано направление для трудоустройства, суд находит несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что трудоустройство Котова А.Н. не состоялось ввиду отказа работодателя по состоянию здоровью, таким образом, установлено, что были исчерпаны все усилия со стороны безработного и ЦЗН, что суд расценивает как исключительный случай.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Акционерного общества «Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького» к Государственному казенному учреждению города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» о признании незаконным решения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.Н.Кныш