Материал № 12-12-2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
п.г.т. Ижморский 3 июля 2019г.
Судья Ижморского районного суда Кемеровской области Алтынбаева Н.А.
Рассмотрев жалобу администрации Святославского сельского поселения на постановление об административном правонарушении № 1ОМСУ/03/19/01 от 03.04.2019 старшего инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В., которым администрация Святославского сельского поселения признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 1ОМСУ/03/19/01 от 03.04.2019 старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В. администрация Святославского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Администрация Святославского сельского поселения в лице законного представителя - главы Святославского сельского поселения Фурмана В.Э., действующего на основании решения избирательной комиссии № 45 от 14.09.2015 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление. Считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку о времени и месте рассмотрения дела он как законный представитель не был уведомлен.
Просит отменить постановление по делу об административном правонарушении № 1ОМСУ/03/19/01 от 03.04.2019 старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В.
Законный представитель администрации Святославского сельского поселения – глава Святославского сельского поселения Фурман В.Э. в судебном заседании указал, что уведомление о дне рассмотрения пришло одновременно с постановлением по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, об уведомлении по электронной почте он не знал. По существу дела пояснил, что администрации поселения нет полномочий по сбору и утилизации отходов, и он не обязан их учитывать. Осуществляет эту функцию потому, что специализированная организация отсутствует.
Должностное лицо Логинова А.В. в судебное заседание не явилась, уведомлена посредством электронной почты.
Суд, заслушав законного представителя администрации Святославского сельского поселения, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Доводы подателя жалобы о не извещении о дате и месте рассмотрения дела опровергаются материалами дела. Определение о назначении рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГ, направлено не только почтой России, но и по адресу электронной почты (имеется отметка о прочтении) ДД.ММ.ГГГГ, что не противоречит части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело правомерно рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя, извещенного надлежащим образом.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 1ОМСУ/03/01 от 20.03.2019, из которого следует, что в результате деятельности администрации в ДД.ММ.ГГГГ годах образовывались следующие виды отходов: мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам (код по ФККО 7 33 100 00 00 0), смет с прочих территорий предприятий, организаций (Код по ФККО 7 33 390 00 00 0).
Данные отходы временно накапливаются администрацией в контейнере, далее вывозятся самостоятельно автомобилями ГАЗ-САЗ 3507, КАМАЗ 55111 на свалку в <адрес> и размещаются администрацией на указанной свалке с помощью трактора МТЗ-80.
Учет отходов не ведется, сведения о количестве образовавшихся за ДД.ММ.ГГГГ год, истекший период ДД.ММ.ГГГГ отходов отсутствуют.
При осуществлении образования и накопления отходов администрацией не выполнены следующие мероприятия:
Отходы: мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам (Код по ФККО 7 33 100 00 00 0), смет с прочих территорий предприятий, организаций (Код по ФККО 7 33 390 00 00 0) в ДД.ММ.ГГГГ не отнесены к конкретному классу опасности.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный ст. 20 настоящего федерального закона не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Приказом Минприроды РФ от 05.12.2014 № 541 определен порядок отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности.
В 2018 году у администрации отсутствовал проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции, действовавшей до 05.01.2019 в частях 2,4 которых было указано, что применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В 2018 году администрацией не осуществлялся учет отходов по форме федерального статистического наблюдения 2-тп (отходы). На ДД.ММ.ГГГГ данная отчетность не представлена в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области. Так же в ДД.ММ.ГГГГ года не велся учет образовавшихся, переданных другим лицам и полученных от других лиц отходов в порядке определенном Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, что является нарушением следующих норм.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 утверждена форма федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления 2-тп (отходы). Данная форма представляется в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте РФ – Управление Росприроднадзора по Кемеровской области в срок – 1 февраля после отчетного периода.
В соответствии с п. 2 Указаний по заполнению формы, установленных приказом № 529, форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты).
На ДД.ММ.ГГГГ форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2018 год администрацией в Управление Роспироднадзора по Кемеровской области не представлена.
Так же Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 определен Порядок учета в области обращения с отходами. Данным порядком установлено: п. 5-7: учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу.
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Таким образом, за 1 квартал 2018 года данные учета отходов должны быть обобщены администрацией не позднее 10.04.2018, за 2 квартал 2018 – не позднее 10.07.2018, за 3 квартал 2018 – не позднее 10.10.2018, за 4 квартал 2018 – не позднее 10.01.2019, однако, учет отходов за установленные сроки не ведется.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № № установлено, что на территории Святославского сельского поселения под ТБО отведены специальные участки, часть из которых эксплуатируется круглый год, а часть только в летнее время. В результате деятельности администрации в ДД.ММ.ГГГГ годах образовывались следующие виды отходов: мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам (код по ФККО 7 33 100 00 00 0), смет с прочих территорий предприятий, организаций (Код по ФККО 7 33 390 00 00 0). Администрацией в указанный период осуществлялось образование собственных отходов, а так же следующие виды обращения с отходами: сбор, транспортирование, и размещение на свалке в <адрес>. При этом не выполнены требования ст. 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Доказательства получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении и оценены должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Росстата от 10 августа 2017 N 529 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты).
Действия администрации Святославского сельского поселения не представившего в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора отчетность федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2018 год, квалифицированы административным органом по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства, подлежащего применению.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностное лицо пришло к выводу, что администрация Святославского сельского поселения имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении администрации Святославского сельского поселения не допущено. При назначении наказания должностным лицом учтены смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного наказания.
Согласно ч. 2.3., 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из фактических обстоятельств дела наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, не отвечает требованиям соразмерности, поэтому исходя из ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом финансового положения администрации, являющейся юридическим лицом финансируемым из районного бюджета, учитывая, что негативные последствия правонарушения отсутствуют, штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, - до 50000 рублей.
С учетом изложенного, постановление об административном правонарушении № 1ОМСУ/03/19/03 от 03.04.2019 старшего инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В., которым администрация Святославского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подлежат изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах постановление об административном правонарушении № 1ОМСУ/03/19/01 от 03.04.2019 старшего инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В., которым администрация Святославского сельского поселения признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подлежит изменению в части назначенного административного наказания.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление об административном правонарушении об административном правонарушении № 1ОМСУ/03/19/01 от 03.04.2019 старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В., которым администрация Святославского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ изменить, снизив размер назначенного наказания со 100000 рублей до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 десяти суток со дня получения копии решения.
Судья Алтынбаева Н.А.