РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
22 октября 2019 г. г. Белёв Тульской области
Белёвский районный СЃСѓРґ Тульской области РІ составе: председательствующего Тетеричева Р“.Р.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Афониной Н.Н.
СЃ участием Рё.Рѕ. РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Белёвского района Серегиной Р•.Р.
представителя ответчика ФКУ РР¦-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области Рё третьего лица УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области Тишиной Р•.Рђ.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело в„– 2-249/2019 РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Белёвского района Тульской области РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 45 ГПК Р Р¤ Рє федеральному казенному учреждению "Рсправительный центр в„– 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний РїРѕ Тульской области" Рѕ понуждении Рє устранению нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Белёвского района обратился РІ СЃСѓРґ РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц СЃ исковым заявлением Рє ФКУ РР¦-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области, сославшись РЅР° следующее.
Проведенной прокуратурой района проверки выявлены нарушения правил пожарной безопасности:
-в коридоре контрольно-пропускного пункта отсутствует АПС;
- в части коридора на пути эвакуации световое табло, обозначающее выход, находится не в работоспособном состоянии;
- на эвакуационных выходах из контрольно-пропускного пункта отсутствуют световые табло, обозначающие выход;
- не обеспечена системой пожарной сигнализации подача светозвукового сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
- не проведена огнезащитная обработка чердачных помещений административного здания, контрольно-пропускного пункта, комнаты свиданий;
- не проведено эксплуатационное испытание наружной эвакуационной лестницы;
- наружная эвакуационная лестница смонтирована с нарушениями действующих норм.
Ранее 17 мая 2019 Рі. прокуратурой Тульской области, РІ том числе РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выявленными нарушениями, РІ адрес РІСЂРёРѕ начальника УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области внесено представление, которое рассмотрено, РЅРѕ вышеуказанные нарушения РЅРµ устранены.
ФКУ РР¦-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области РІ соответствии СЃ Уставом имеет самостоятельный баланс, источником его финансирования являются средства федерального бюджета. РџСЂРё недостаточности Сѓ центра денежных средств ответственность РїРѕ его обязательствам несут ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области. Таким образом, устранение указанных нарушений должно быть произведено ответчиком Р·Р° счет собственных средств, Р° РїСЂРё РёС… недостаточности – Р·Р° счет средств, выделяемых УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области.
Уточнив в связи с добровольным устранением ответчиком в ходе рассмотрения дела части выявленных нарушений исковые требования (л.д. 57), просит возложить на ответчика в срок не позднее 01 января 2020 г. устранить нарушения требований пожарной безопасности на объектах, расположенных по адресу: Тульская область, г. Белёв, пл. Пролетарская, д. 1:
- обеспечить возможность подачи системой пожарной сигнализации светозвукового сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
- провести огнезащитную обработку чердачных помещений административного здания, контрольно-пропускного пункта, комнаты свиданий, жилого корпуса;
- провести эксплуатационное испытание наружной эвакуационной лестницы;
- привести наружную эвакуационную лестницу в соответствии с требованиями п. 4.2 ГОСТ РТехника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний.
Р’ судебном заседании Рё.Рѕ. РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Белёвского района Серегина Р•.Р. уточненные исковые требования поддержала Рё просила РёС… удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ РР¦-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области, РѕРЅР° Р¶Рµ представитель третьего лица УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области, Тишина Р•.Рђ. возражений РїРѕ существу исковых требований РѕР± устранении нарушений требований пожарной безопасности РЅРµ выразила. Пояснила, что работы РїРѕ огнезащитной обработке чердачных помещений Р±СѓРґСѓС‚ проведены РІ рамках заключенного государственного контракта. Для выполнения остальных требований необходимо выделение дополнительных бюджетных средств Рё соблюдение требований законодательство РїСЂРё заключении контракта РЅР° выполнение этих работ, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем просила предоставить СЃСЂРѕРє РґРѕ 01 июля 2020 Рі.
Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно Уставу ФКУ РР¦-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области (далее – Центр) является учреждением уголовно-исполнительной системы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, исполняющим уголовное наказание РІ РІРёРґРµ принудительных работ, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным РІ его учредительных документах, Рё несет связанные СЃ этой деятельностью обязанности. (Рї. 1.1)
Собственником имущества Центра является Российская Федерация РІ лице ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё, полномочия собственника РІ отношении федерального имущества, переданного Центру РЅР° праве оперативного управления, осуществляет ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РІ соответствии законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. (Рї. 1.2)
Центр является федеральным государственным казенным учреждением. (п. 1.6)
В соответствии с п. 2.4.1 Устава для достижения целей деятельности Центра, он обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в Центре, а также безопасность лиц, находящихся на его территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на личную безопасность.
РџРёСЃСЊРјРѕРј в„– 2610-2-1-10 главным управлением РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области РІ адрес РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Тульской области направлен (13 мая 2019 Рі. прокуратурой Тульской области получен) перечень нарушений, выявленных РІ результате проведения учреждений ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области. (Р».Рґ. 7-11)
Р’ указанном перечне РїРѕРґ порядковым номером 11 РІ пунктах 1-16 отмечены наименования выявленных РІ ФКУ РР¦-1 Рі. Белев нарушений требований пожарной безопасности.
17 мая 2019 Рі. заместителем РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Тульской области РІ адрес УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Тульской области внесено представление РѕР± устранении нарушений требований пожарной безопасности РІ деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, РІ котором указывается РЅР° существенные нарушения требований пожарной безопасности, РІ том числе РІ РР¦-1. (Р».Рґ. 12-14)
19 РёСЋРЅСЏ 2019 Рі. УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области сообщило заместителю РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Тульской области информацию Рѕ результатах рассмотрения представления (Р».Рґ. 15-24), РІ которой сообщается РѕР± устранении 7 пунктов выявленных РІ РР¦-1 нарушений Рё Рѕ том, что устранение оставшихся недостатков будет осуществляться РїРѕ мере финансирования. (Р».Рґ. 24)
РџРѕ информации РћРќР” Рё РџР РїРѕ Белевскому району ГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области РїРѕ состоянию РЅР° 14 августа 2019 Рі. РІ ФКУ РР¦-1 РЅРµ устранены нарушения требований пожарной безопасности, отраженные РІ 10 пунктах перечня РѕС‚ 29 октября 2019 Рі.
Ответчиком представлены сведения об устранении части нарушений требований пожарной безопасности и о принятии мер по устранению других нарушений. (л.д. 53, 54)
РџРѕ информации РћРќР” Рё РџР РїРѕ Белевскому району ГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области РїРѕ состоянию РЅР° 08 сентября 2019 Рі. РІ ФКУ РР¦-1 РЅРµ устранены ранее установленные нарушения требований пожарной безопасности:
- не обеспечена системой пожарной сигнализации подача светозвукового сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, ст. 83);
- не проведена огнезащитная обработка чердачных помещений административного здания, контрольно-пропускного пункта, комнаты свиданий. ППРв РФ п. 24;
- не проведено эксплуатационное испытание наружной эвакуационной лестницы (ППРв РФ п. 24);
- наружная эвакуационная лестница смонтирована с нарушениями действующих норм (не соответствует ширина и высота ступеней и ограждений) ППРв РФ п. 24.
Рти нарушения требований пожарной безопасности указаны РІ Рї.Рї. 9, 10, 11 Рё 12 перечня нарушений, выявленных РІ результате проведения учреждений ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области Рё направленных 29 октября 2019 ГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ Тульской области. (Р».Рґ. 9-11)
Таким образом, установленные РІ С…РѕРґРµ проведенной ГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области проверки учреждений ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области нарушения требований пожарной безопасности РІ ФКУ РР¦-1, отраженные РІ перечне, являющемся приложением в„–1 Рє РїРёСЃСЊРјСѓ ГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области в„– 2610-2-1-10, РґРѕ настоящего времени РІ полном объеме РЅРµ устранены.
Представителем ответчика это обстоятельство не оспаривается.
Представленные ответчиком сведения о том, что заключенным государственным контрактом от 14 октября 2019 г. предусмотрено огнезащитное покрытие деревянных конструкций не свидетельствует о выполнении этих работ, поскольку согласно приложению № 4 к государственному контракту срок выполнение этих работ 16-27 октября 2019 г.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального закона.
Частью 7 ст. 83 того же Федерального закона от "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 32 того же Федерального закона здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов, относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.2.
Согласно п. 21 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
Пунктом 24 Правил противопожарного режима в РФ установлено, что руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие.
В соответствии с п. 4.2 "ГОСТ Р53254-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 № 25-ст, основные размеры лестничных маршей, прямоугольных площадок и ограждений к ним, вертикальных лестниц и ограждений к ним, ограждений кровли и размеры между элементами их конструкций должны соответствовать значениям, приведенным в таблицах и на рисунках (приложение А-Г). При этом для эвакуационных лестниц должны соблюдаться следующие размеры: ширина ступени - не менее 0,25 м; высота ограждений маршей и площадок - не менее 1,2 м; ширина лестниц - не менее 0,9 м.
Невыполнение ответчиком приведенных выше требований пожарной безопасности Рё РЅРµ устранение выявленных нарушений нарушает право неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, отбывающих наказание РІ ФКУ РР¦-1, сотрудников данного учреждения, РЅР° личную безопасность, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° подлежат удовлетворению
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого это решение должно быть исполнено.
Суд считает необходимым обязать ответчика в срок до 01 января 2020 г. провести огнезащитную обработку чердачных помещений административного здания, контрольно-пропускного пункта, комнаты свиданий и жилого корпуса.
Вместе с тем, суд считает, что для приведения системы пожарной сигнализации в соответствие с требованиями ч. 7 ст. 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и наружной эвакуационной лестницы в соответствии с требованиями п. 24 Правил противопожарного режима в РФ и ГОСТ Р53254-2009, потребует большего времени, чем до 01 января 2020 г., так как для этого необходимо выделение бюджетных средств, не заложенных на 2019 г., и выполнение требований федерального законодательства при заключении государственного контракта на выполнение этих работ.
С учетом этого суд соглашается с доводами представителя ответчика и третьего лица и считает возможным обязать ответчика устранить данные нарушения в срок до 01 июля 2020 г.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Белёвского района Тульской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать федеральное казенное учреждение "Рсправительный центр в„– 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний РїРѕ Тульской области" устранить нарушения требований пожарной безопасности РЅР° объектах, расположенных РїРѕ адресу: Тульская область, Рі. Белёв, РїР». Пролетарская, Рґ. 1:
в срок до 01 января 2020 г. провести огнезащитную обработку чердачных помещений административного здания, контрольно-пропускного пункта, комнаты свиданий и жилого корпуса;
в срок до 01 июля 2020 г.:
- обеспечить возможность подачи системой пожарной сигнализации светозвукового сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
- привести наружную эвакуационную лестницу в соответствии с требованиями п. 4.2 "ГОСТ Р53254-2009 Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний";
- провести эксплуатационное испытание наружной эвакуационной лестницы.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Белёвский районный суд Тульской области.
Председательствующий Р“.Р.Тетеричев
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 25 октября 2019 г.