УИД 05RS0031-01-2020-013840-40
Судья Багандов Ш.Б.
Дело № 33-5790-20г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 22 декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Хираева Ш.М.,
судей Зайнудиновой Ш.М. и Антоновой Г.М.,
при секретаре судебного заседания Муртузалиеве Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации ГОсВД «город Махачкала» на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 22 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования М. С. М. удовлетворить.
Признать за М. С. М. <дата> г.р., право собственности на земельный участок площадью 204 кв.м., расположенный по адресу: г.Махачкала, <адрес>, в силу приобретательной давности»
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., судебная коллегия
установила:
М. С.М. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа «город Махачкала» о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании постановления <адрес> г. Махачкалы о регистрации самовольного домостроения за № от <дата> за ней зарегистрировано домостроение по адресу: г. Махачкала, <адрес>, литер «А», состоящее из комнат №, 3, 4, кухни №, ванной туалета №, коридора №, сарай литер «Г» наружным размером 2,0 х 1,2 м. <адрес> - 54,1 кв.м., в том числе жилой - 42,1 кв.м, как самовольное с правом прописки первых членов семьи.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 25.12.2013 г. (дело № 2-3075/13г.) исковые требования удовлетворены, признано право собственности на самовольно возведенное домостроение, общей полезной площадью 54,1 кв.м., в том числе жилой 42,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Махачкала, <адрес> (решение вступило в законную силу 27.01.2014 г.).
После чего, на основании вышеуказанного решения Ленинского районного суда г. Махачкалы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан было зарегистрировано право собственности и получено свидетельство о государственной регистрации права от 18.03.2014 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.03.2014 г. сделана запись регистрации № 05-05-01/516/2014-916.
Так как вышеуказанное домовладение было построено еще в 1980 году, она обратилась в Бюро технической инвентаризации с заявлением об изготовлении технического паспорта с внесением земельного участка площадью 203,4 кв.м., на котором расположено домовладение.
В 2017 году обратилась в Управление по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для дальнейшего закрепления земельного участка за собой.
6 октября 2017 года было получено распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории за № ЗО7О-СРЗУ в котором указано: утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории со следующими характеристиками: кадастровый квартал - 05:40:000057; площадь - 204,0 кв.м.; адрес (местоположение) - Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, №; вид разрешенного использования (код) - для индивидуального жилищного строительства (2.1); категория земель - земли населенных пунктов.
Имея на руках правоустанавливающие документы на домовладение и распоряжение об утверждении схемы земельного участка, она неоднократно обращалась в Администрацию города Махачкалы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположено домовладение, принадлежащее ей на праве собственности.
Она владеет земельным участком площадью 204,0 кв.м., расположенным по адресу: г. Махачкала, <адрес> момента постройки домовладения, то есть с 1980 года (уже 40 лет), ни от кого не скрывает свои права на земельный участок, владение осуществляется непрерывно и добросовестно, земельный участок из моего владения никогда не выбывал. За все время пользования и владения земельным участком всегда оплачивала и до сих пор оплачиваю земельный налог и все коммунальные платежи своевременно и добросовестно.
Просила суд признать за ней право собственности на земельный участок площадью 204 кв.м., расположенный по адресу: г. Махачкала, <адрес>, в силу приобретательной давности.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД «город Махачкала» поставлен вопрос об отмене решения, указывая на нарушение судом норм материального права по следующим основаниям:
Управлением по земельным ресурсам и землеустройству Администрации города Махачкалы истцу в письменном виде было официально отказано в предоставлении муниципальной услуги предоставление земельного участка в собственность.
В настоящее время отказ Управления по земельным ресурсам и землеустройству Администрации города Махачкалы не обжалован.
Признание права собственности на земельный участок в порядке гражданского судопроизводства является неправомерным. Так как отказ администрации города Махачкалы никем не обжалован, в связи с чем выходит, что при действующем отказе, суд фактически необоснованно подменяет функции местного самоуправления, что недопустимо, учитывая, что именно органы местного самоуправления осуществляют контроль и надзор за соблюдением на территории города Махачкалы земельного законодательства.
Таким образом, оспариваемый земельный участок подлежит выкупу у администрации города Махачкалы.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации <адрес> г. Махачкалы от 07.06.1995 № 412 за истицей зарегистрировано домостроение по адресу: г. Махачкала, <адрес>, литер «А», состоящее из комнат №, 3, 4, кухни №, ванной туалета №, коридора №, сарай литер «Г» наружным размером 2,0 х 1,2 м. <адрес> - 54,1 кв.м., в том числе жилой - 42,1 кв.м., как самовольное, с правом прописки первых членов семьи.
На основании указанного постановления на указанное домостроение открыта домовая книга, в которой указаны лица, зарегистрированные в домостроении по месту жительства.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> за истицей признано право собственности на указанное домостроение.
Судом установлено, что домостроение возведено еще в 1980 году, в 1994 году получен технический паспорт.
Распоряжением Управления по земельным ресурсам и землеустройству города от 06.10.2017 № 3070-СРЗУ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории со следующими характеристиками: кадастровый квартал - 05:40:000057; площадь - 204,0 кв.м.; адрес (местоположение) - Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, №; вид разрешенного использования (код) - для индивидуального жилищного строительства (2.1); категория земель - земли населенных пунктов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действовавшего на момент принятия указанного решения исполкома, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, а также из действий граждан и организаций, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из административных актов, в том числе - для государственных, кооперативных и других общественных организаций - из актов планирования.
Согласно § 1 Инструкции "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР" от 21.02.1968 года N 83 в целях учета принадлежности строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся ведут по установленным формам реестры (Приложения 1, 2, 3 и 4) и производят регистрацию строений:
а) на праве государственной собственности, находящихся в ведении местных Советов;
б) на праве государственной собственности, находящихся в ведении государственных учреждений, организаций и предприятий;
в) кооперативных и других общественных организаций;
г) жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
Постановлением Совета Министров Дагестанской АССР от 24.06.1987 года № 137 принято предложение Министерства жилищно-коммунального хозяйства ДАССР, Госстроя ДАССР и Махачкалинского горисполкома о соответствующем оформлении за гражданами земельных участков и регистрации индивидуальных домостроений на территории г. Махачкалы, на которые своевременно не были оформлены необходимые документы.
Указанным постановлением поручено рассмотреть эти вопросы в каждом случае индивидуально, на комиссиях райисполкомов г. Махачкалы, а также принять строжайшие меры к недопущению должностными лицами и служащими соответствующих районных, городских служб злоупотреблений при проведении этой работы и что им предусматривалось сохранение самовольных построек, оформление за гражданами земельных участков и регистрацию индивидуальных домостроений на территории г.Махачкалы.
Жилой дом истицы построен до принятия постановления Совета Министров Дагестанской АССР №137 «О мерах по упорядочению нарушений, допущенных при строительстве индивидуальных домов в г. Махачкале» и подпадает под его действие.
Учитывая, что администрацией Ленинского района г. Махачкалы постановлением № 412 от 07.06.1995 разрешено проживание и прописка истицы и членов ее семьи в самовольно построенном жилом доме, а также учитывая положения постановления Совета Министров Дагестанской АССР от 24.07.1987 № 137 "О мерах по упорядочению нарушений, допущенных при строительстве индивидуальных домов в г.Махачкале", следует, что с 1995 года возведенное истицей домостроение фактически было легализовано.
Исходя из изложенного, суд признал, что с 1995 года истица добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным земельным участком как своим собственным недвижимым имуществом.
С выводами суда судебная коллегия согласиться не может, т.к. они противоречат смыслу положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Таким образом, приобретательная давность является одним из оснований приобретения права собственности на имущество, а защита данного права осуществляется в судебном порядке путем признания права.
Приобретение права собственности в силу приобретательной давности возможно в связи с давностным владением имуществом, у которого нет надлежащего собственника, либо он есть, но не проявляет к своему имуществу никакого интереса, не вступает в юридически значимые действия по поводу владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу прямого указания закона, а именно положений п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, а также п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
На основании ст. 11 Федерального закона РФ от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой гражданского кодекса Российской Федерации" действие ст. 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
На основании пунктов 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату и бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в перечне оснований, по которым гражданин вправе приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, такое основание, как приобретательная давность, не предусмотрено.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
Доказательств того, что земельный участок, на который претендует истец, являлся бесхозяйным и что он был предоставлен ей в установленном законом порядке, истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 22 сентября 2020 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований М. С. М. о признании за М. С. М. права собственности на земельный участок площадью 204 кв.м., расположенный по адресу: г.Махачкала, <адрес>, в силу приобретательной давности - отказать.
Председательствующий:
Судьи: