Решение по делу № 7р-49/2018 от 25.01.2018

Судья Емельянова Е.Б. дело № 7р-49

Р Е Ш Е Н И Е

г. Йошкар-Ола 8 февраля 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,

при секретаре Романове Р.Е.,

рассмотрев дело по жалобе Мирончука В.В., <...> работающего директором ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», <...>

на решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 1 декабря 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл от 12 сентября 2017 года № <...> Мирончуку В.В. назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере одиннадцати тысяч рублей.

Решением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 1 декабря 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Мирончука В.В. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Мирончук В.В. просит отменить вышеуказанные акты, прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что национальный парк «Марий Чодра» не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку рассматриваемые территории охранных зон ЛЭП в кварталах 67 и 68 <...> участкового лесничества находятся в зоне действия соглашения от 6 февраля 2013 года № <...> об установлении частного сервитута земельного участка, заключенного между <...> в Республике Марий Эл и ОАО <...>, в соответствии с которым ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах на данных участках лежит на ОАО <...> - собственнике линии электропередачи, расположенной на лесном участке ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра». Национальный парк заблаговременно уведомил руководство ОАО <...> о необходимости выполнения обязанностей, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах, однако соответствующих мер данное лицо не приняло.

Выслушав объяснения Мирончука В.В., поддержавшего жалобу и пояснившего, что вся заготовленная древесина в конце 2015 года была вывезена, уборка была произведена одновременно с заготовкой древесины, на момент осмотра данные лесные участки не являлись лесосеками, а являлись вырубками, лесосека входит в зону ответственности сетевой организации, национальный парк не является субъектом административного правонарушения; объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Модина В.Е., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, административный материал № <...>, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров.

В силу частей 1, 3 статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила), устанавливающие единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

В соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно подпункту «б» пункта 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.

В силу пункта 19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (пункт 20 Правил).

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, материалов административного производства № <...>, 15 августа 2017 года в результате планового (рейдового) осмотра, обследования, проведенного на основании приказа и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл № 227-п от 10 августа 2017 года, на территории ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» выявлено нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно на лесном участке в Яльчинском участковом лесничестве под линией ЛЭП, проходящей вдоль просеки между кварталами 67 и 68 <...> участкового лесничества, обнаружены неубранные после проведения работ по расширению охранной зоны ЛЭП порубочные остатки, вершинки и стволы срубленных деревьев, 1-метровые сортименты дровяной древесины, собранные в кучи. Все неубранные порубочные остатки на протяжении 1 км располагаются в непосредственной близости к лесному массиву; в северной части делянки кучи с порубочными остатками примыкают к стволам деревьев. При этом опашка места рубки минерализованной полосой на период пожароопасного сезона не производилась.

В результате административного расследования было установлено, что сплошная рубка в целях расширения охранной зоны ЛЭП велась на основании лесной декларации от 1 апреля 2015 года, эти работы выполнило ООО <...> на основании договора подряда от 1 декабря 2015 года № <...>, заключенного с ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», со сроком действия до 16 марта 2016 года. Данный договор от имени заказчика был подписан Мирончуком В.В.

11 марта 2016 года государственные инспекторы ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» производили осмотр мест рубок на данной делянке, в ходе которого выявили нарушения природоохранного законодательства, а именно: не убраны порубочные остатки на площади 0,6 га в 67 квартале и 0,75 га в 68 квартале. Об этом составлены акты осмотра мест рубок. ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» не приняло мер по устранению выявленного лесонарушения, не проконтролировало проведение подрядчиком очистки мест рубок одновременно с заготовкой древесины при расширении охранной зоны ЛЭП на особо охраняемой природной территории федерального значения в кварталах 67, 68 Яльчинского участкового лесничества, тем самым допустило нарушение статьи 42 ЗК РФ, части 1 статьи 51 ЛК РФ, пункта 16, подпункта «б» пункта 17, пунктов 19, 20 Правил.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 августа 2010 года № 560-лс Мирончук В.В. назначен на должность директора ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра».

В соответствии с трудовым договором, заключенным с Мирончуком В.В. 9 августа 2010 года, директор обязуется обеспечивать содержание в надлежащем состоянии находящегося в оперативном управлении учреждения движимого и недвижимого имущества (пункт 3.1.7).

Событие, состав административного правонарушения, вина Мирончука В.В. в его совершении подтверждаются совокупностью следующих доказательств: акт планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков от 15 августа 2017 года № <...>, фототаблица, договор подряда от 1 декабря 2015 года № <...>, акт передачи лесных насаждений от 1 декабря 2015 года, акты выполненных работ по состоянию на 29 февраля 2016 года, акты осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 11 марта 2017 года, протокол об административном правонарушении от 5 сентября 2017 года № <...>.

Доводы жалобы и объяснения Мирончука В.В., данные при рассмотрении дела в суде второй инстанции, о ненадлежащем субъекте вмененного административного правонарушения являются несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Положениями статьи 16 указанного закона предусмотрено, что управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования (части 1, 2).

Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования наряду с правом собственности относится к вещным правам.

В соответствии со статьей 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 274 ГК РФ обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Как следует из выписки из ЕГРП от 28 сентября 2016 года, земельный участок с кадастровым номером <...> предоставлен ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» в постоянное (бессрочное) пользование.

Наличие соглашения от 6 февраля 2013 года об установлении частного сервитута земельного участка, предоставленного ОАО <...> договора подряда от 1 декабря 2015 года, заключенного между ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» и ООО <...> на выполнение работ по расширению охранной зоны ЛЭП на территории <...> участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», решения Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 27 ноября 2013 года, которым на ОАО <...> возложена обязанность привести в соответствие с установленными нормами ширину просеки охранных зон линий электропередач, а также договора поставки лесопродукции от 1 декабря 2015 года № <...>, заключенного между ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» и ООО <...>, не свидетельствуют о том, что Мирончук В.В., как должностное лицо, руководитель учреждения, не является субъектом вмененного административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, нарушения Правил пожарной безопасности в лесах допущены при проведении работ по рубке лесных насаждений, заказчиком которых являлось ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра».

В связи с этим доводы жалобы о том, что обязанность по расширению охранной зоны ЛЭП и соблюдению правил пожарной безопасности на данной территории, прилегающей к лесу, решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 27 ноября 2013 года была возложена на ОАО <...>, общество 24 марта 2017 года уведомлялось национальным парком о необходимости проведения работ по расчистке просек воздушных ЛЭП, и ссылка на дополнение Правил пожарной безопасности в лесах пунктом 9.1 не имеют правового значения.

Будучи заказчиком работ по расширению охранной зоны ЛЭП, выполненных ООО <...> в 2015 году по договору подряда, являясь руководителем юридического лица, осуществляющего права собственника лесного участка, директор ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончук В.В. был обязан проверять ход и качество работ, выполняемых подрядчиком, требовать устранения недостатков выполненных работ, чтобы обеспечить соблюдение Правил пожарной безопасности в лесах.

Доводы жалобы о том, что лесной участок, в отношении которого был установлен сервитут в пользу ОАО <...>, следует рассматривать не как участок лесосеки, а как территорию, прилегающую к лесопарковой зоне ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», не основаны на материалах и обстоятельствах дела.

Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения.

Дело рассмотрено должностным лицом, судьей суда первой инстанции с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях. При производстве по делу порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности, принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не были нарушены.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется, жалоба оставляется без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 1 декабря 2017 года, которым оставлено в силе постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл от 12 сентября 2017 года № <...>, оставить без изменения, жалобу Мирончука В.В. - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Г.В. Попов

7р-49/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
Мирончук В.В.
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Попов Герман Витальевич
Статьи

8.32

Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
25.01.2018Материалы переданы в производство судье
08.02.2018Судебное заседание
08.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее