РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Красный Яр 23 декабря 2019 г.
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Илларионовой А.М.,
с участием помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Канатовой Н.В.,
при секретаре Бекешевой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Красный Яр по адресу: ул. Советская, д.2, административное дело № 2а-813/2019 по административному исковому заявлению прокурора Красноярского района Астраханской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации муниципального образования «Ватаженский сельсовет» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района Астраханской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к административному ответчику, в обоснование требований указав, что прокуратурой в мае 2019 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере предотвращения природных (ландшафтных) пожаров, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельности администрации МО «Ватаженский сельсовет», в ходе которой выявлены нарушения законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования. В рамках проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ совместно с представителями ОНД и ПР по Красноярскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Астраханской области установлено, что в населенных пунктах <адрес> система оповещения населения о пожарах отсутствуют.
В связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Красноярский район» по непринятию мер по организации установки звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в <адрес>, возложить на администрацию МО «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать установку звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в с<адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Красноярского района Астраханской области Канатова Н.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в иске. Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Административный ответчик администрация муниципального образования «Красноярский район» о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке статей 96, 98, 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу о следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламентотребованияхпожарнойбезопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспеченияпожарнойбезопасности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности.
Статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламентотребованияхпожарнойбезопасности» гласит, первичные мерыпожарнойбезопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспеченияпожарнойбезопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятийпообеспечениюпожарнойбезопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; обеспечение беспрепятственного проездапожарнойтехники к меступожара; обеспечение связи иоповещениялюдейопожаре.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «Опожарнойбезопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мерпожарнойбезопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольнойпожарнойохраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мерпожарнойбезопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушенияпожарови противопожарным инвентарем; организация и принятие мер пооповещениюнаселения и подразделений Государственной противопожарной службыопожаре.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления поселений содержатся в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 16 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В судебном заседании установлено, что в рамках проведенной проверки прокуратурой Красноярского района Астраханской области 17.05.2019 г. совместно с представителя ОНД и ПР по Красноярскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Астраханской области установлено, что в населенных пунктах <адрес> отсутствует система оповещения населения о пожарах.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области внесено представление.
Согласно письменному сообщению администрации МО «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ. за ненадлежащее исполнение требований законодательства в сфере предотвращения природных (ландшафтных) пожаров специалист муниципального образования Сергалиева А.Д. привлечена к дисциплинарной ответственности, а также для устранения нарушений законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования финансовые средства в бюджете муниципального образования поселения не предусмотрены.
Кроме того, согласно информации из администрации МО «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области, поступившей в прокуратуру Красноярского района Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. бюджет администрации МО «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области не располагает финансовыми средствами на приобретение систем оповещения в связи с их недостаточностью.
Согласно ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациилица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов,организацийи должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган,организациюи должностное лицо. Указанные органы, организациии должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы,организациии граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими действий (бездействия).
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено доказательств подтверждающих исполнение обязанностейпо обустройствузвуковойсигнализациейдляоповещениялюдей на случайпожаранаселенных пунктов.
Невыполнение всех предусмотренных мер по противопожарной безопасности на территории <адрес> ставит под угрозу жизнь и здоровье людей проживающих, и находящихся на территории данных населенных пунктов, так как может явиться препятствием для своевременного принятия уполномоченными органами мерпотушению пожара.
Таким образом, бездействие администрации МО «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области, выразившееся в неприобретении и неустановлении средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, нарушает права местных жителей на пожарную безопасность и затрагивает право неопределенного круга лиц на получение необходимой защиты от пожара, защиту их жизни и здоровья, а также личного имущества.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Красноярского района Астраханской области подлежат удовлетворению.
Руководствуюсь статьями 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красноярского района Астраханской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Признатьбездействиеадминистрациимуниципального образования «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области по непринятию мер по организации установки звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в <адрес>.
Обязатьадминистрациюмуниципального образования «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать установкузвуковойсигнализациидляоповещения людей припожарев населенных пунктах с<адрес>.
Об исполнении решения суда сообщить в Красноярский районный суд Астраханской области и прокурору Красноярского района Астраханской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2019 г.
Судья А.М. Илларионова