Дело № 2-116/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре Обухович Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 21 февраля 2018 года гражданское дело по иску ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Вологодской области к ГУ РК «ЦЗН Княжпогостского района» о признании незаконным и отменить решение от 18.08.2017 года № 0712, 18.09.2017 года № 0795, 18.10.2017 года № 0898,
установил:
ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Вологодской области обратилась в суд с иском к ГУ РК «ЦЗН Княжпогостского района» о признании незаконным и отменить решение от 18.08.2017 года № 0712, 18.09.2017 года № 0795, 18.10.2017 года № 0898.
В обосновании иска указано, что 18 октября 2017 года в адрес ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Вологодской области поступили два заявления от гражданки Люосевой Людмилы Николаевны о выплате среднемесячной заработной платы за период трудоустройства в течение 4-го, 5-го месяцев со дня увольнения (аналогичное заявление о выплате среднемесячной заработной платы за период трудоустройства в течении 6-го месяца со дня увольнения было получено административным истцом 09 ноября 2017 года). Люосева Л.И, была уволена из ФКУ ДПО МУЦ УФСИН России по Республике Коми (в настоящее время переименовано в ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Вологодской области) по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (по сокращению штатов) 17 апреля 2017 года. К предоставленным Люосевой Л.Н. вышеупомянутым заявлениям были приложены решения ГУ РК «ЦЗН Княжпогостского района» от 18 августа 2017 года № 0712, от 18 сентября 2017 года № 0795, от 18 октября 2017 года № 0898 о сохранении за Люосевой Л.Н. среднемесячной заработной платы за период трудоустройства в течении 4-го, 5-го, 6-го месяцев со дня увольнения соответственно. ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Вологодской области полагает, что данные решения ГУ РК «ЦЗН Княжпогостского района» являются незаконными, поскольку в оспариваемых решениях в нарушение требований ст. 318 ТК РФ не указано, в чем заключается исключительность случая в отношении Люосевой Л.Н., поскольку последняя не приобрела статус безработной, имеет постоянный доход в виде пенсии и социально защищена государством, в Центре занятости населения состоит на учете в качестве ищущей работу на общих основаниях.
Представитель ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Вологодской области – Морозов С.А., Тонких М.Ф. в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы, указанные в иске.
Представитель ГУ РК «ЦЗН Княжпогостского района» в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве указано о согласии с заявленными требованиями.
Третье лицо Люосева Л.Н. в судебное заседание не явилась, судебная повестка направлена по адресу указанному в иске, судебное извещение возвращено с отметкой по истечении срока хранения.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте суда.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек имеет право на разбирательство его дела в суде в разумный срок.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату. Судебное извещение направляется по адресу указанному лицом, участвующих в деле, или его представителем.
С учетом анализа вышеуказанных норм, неполучение судебных повесток в отделении почтовой связи по извещениям работника почтовой связи, оставленным ответчику суд расценивает как злоупотребление своими правами, отказ от получения судебной повестки, что в силу ч. 2 ст. 117 ГПК РФ означает надлежащее извещение стороны о времени и месте судебного заседания.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии неявившегося представителя ответчика и третьего лица.
Суд, выслушав представителей истца, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Люосева Л.Н. работала в ФКУ ДПО МУЦ УФСИН России по Республике Коми главным бухгалтером бухгалтерии, расположенной в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми - в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Приказом ФКУ ДПО МУЦ УФСИН России по Республике Коми от 07 апреля 2017 г. Люосева Л.Н. уволена с работы 17 апреля 2017 г. по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением штата работников организации).
25 апреля 2017 г. Люосева Л.Н. обратилась в ГУ РК «ЦЗН Княжпогостского района» с заявлениями о содействии в поиске подходящей работы.
В течение шести месяцев Люосева Л.Н. регулярно, раз в месяц, обращалась в ГУ РК «ЦЗН Княжпогостского района» за сведениями о наличии вакансий, однако не была трудоустроена.
18 августа 2017 г., 18 сентября 2017 г. и 18 октября 2017 г., были приняты решения № 0712, 0795, 0898 о сохранении за Люосевой Л.Н. средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Согласно карточке персонального учета Люосевой Л.Н. ГУ РК «ЦЗН Княжпогостского района» от 25.04.2017 года № 1150003/1711, Люосева Л.Н. является пенсионером.
К юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй статьи 318 Кодекса, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В определении от 29 ноября 2012 г. № 2214-О «По жалобе государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук» на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
При установленных обстоятельствах Люосева Л.Н. в месячный срок после увольнения обратилась в соответствующий орган службы занятости населения, была не трудоустроена в течение трех месяцев со дня увольнения, однако при принятии ответчиком оспариваемых решений не установлены наличие исключительных случаев, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Вологодской области к ГУ РК «ЦЗН Княжпогостского района» о признании незаконным и отменить решение от 18.08.2017 года № 0712, 18.09.2017 года № 0795, 18.10.2017 года № 0898 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Вологодской области к ГУ РК «ЦЗН Княжпогостского района» о признании незаконным и отменить решение от 18.08.2017 года № 0712, 18.09.2017 года № 0795, 18.10.2017 года № 0898 удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения – 28 февраля 2018 года в 16 час. 30 мин., путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд.
Судья О.Н. Мишина