Решение по делу № 2а-1125/2021 от 05.04.2021

Дело № 2а-1125/2021

УИД 21RS0022-01-2021-001187-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2021 года                               город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Петрухиной О. А.,

при секретаре судебного заседания Ефимовой К. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора гор. Новочебоксарск Чувашской Республики о признании информации, размещенной на Интернет-странице, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Заместитель прокурора гор. Новочебоксарска Чувашской Республики, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на Интернет-странице https://100medspravok.net, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Требования административного иска мотивированы тем, что прокуратурой города была проведена проверка интернет-ресурсов, содержащих информацию о дистанционной продаже в сети «Интернет» медицинских справок на предмет соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «О информации, информационных технологиях и о защите информации» в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Проверкой был выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://100medspravok.netинформации, доступной для неограниченного круга лиц, о продаже за определенную плату водительских медицинских справок для ГИБДД, а также иных медицинских справок с доставкой и без прохождения врачей.

В судебном заседании помощник прокурора гор. Новочебоксарск Воеводина У. А. требования административного искового заявления поддержала в полном объёме по изложенным в нем доводам, вновь приведя их суду.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в письменном отзыве на иск представителя указывается на обоснованность требований прокурора.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2.2 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет-провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В силу ст. 3 указанного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Вместе с тем, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Закона).

Исходя из содержания ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Так, судом установлено, что 31 марта 2021 года прокуратурой гор. Новочебоксарск Чувашской Республики в ходе проведенной проверки в сети «Интернет» был выявлен сайт https://100medspravok.net, на котором содержится информация о продаже медицинских справок без осмотра врачами для получения водительских удостоверений, дающих право на управление транспортными средствами.

По результатам проверки была составлен акт от 31 марта 2021 года, в котором указано, что вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует.

Данные обстоятельства объективно подтверждены скриншотами вышеуказанной страницы, которые были произведены в ходе осмотра вышеприведенной страницы сайта.

Распечаткой скриншота страницы с указанного сайта подтверждается, что на нём размещена информация о продаже медицинской справки на оружие без прохождения специалистов.

На момент проверки вышеуказанный Интернет ресурс в Единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесен, установить информацию о владельце сайта, местонахождении владельца домена не представляется возможным.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Ст. 24 ФЗ № 196-ФЗ определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В силу ч. 1 ст. 23 ФЗ № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами; внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.

Ч. 7 ст. 23 ФЗ № 196-ФЗ предусмотрено, что обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).

         Ч. 8 ст. 23 ФЗ № 196-ФЗ установлено, что по результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами изготавливается в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшей его медицинской организации, а другой выдается водителю транспортного средства (кандидату в водители транспортного средства).

В соответствии с ч. 9 ст. 23 ФЗ № 196-ФЗ в случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, водитель транспортного средства направляется на необходимые обследование и лечение, а при подтверждении наличия заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, - на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. На время проведения необходимых обследования, лечения и внеочередного обязательного медицинского освидетельствования действие ранее выданного водителю транспортного средства медицинского заключения приостанавливается, а в случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством указанное медицинское заключение аннулируется, о чем уведомляются соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

На основании с.2 ст. 25 ФЗ « 196-ФЗ право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

В ч. 1 ст. 26 ФЗ № 196-ФЗ определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами, К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (Кандидатов в водители транспортных средств), утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 июня 2015 г. № 344н.

        В силу п. 2 указанного приказа Порядка медицинское освидетельствование проводится с целью определения наличия (отсутствия) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством в соответствии с перечнями медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1604.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что обследование врачом-психиатром осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства), проходящего медицинское освидетельствование (далее - свидетельствуемый), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по «психиатрии» и «психиатрическому освидетельствованию».

Обследование врачом-психиатром-наркологом, включая определение наличия психоактивных веществ в моче, а также качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови, осуществляются в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности.

         Пунктом 9 Порядка установлено, что медицинские заключения по результатам обследований врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом, а также по результатам исследований, проведенных в соответствии с подпунктами 8, 9 пункта 6 настоящего Порядка, оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений».

           В силу п. 11 Порядка установлено, что результаты проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и обследований (включая сведения об установлении (прекращении) диспансерного наблюдения по поводу заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством, заключения врачей-специалистов), инструментального и лабораторных исследований, а также обоснованный вывод о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами вносятся в Медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма № 025/у).

Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» установлено, что российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного ст. 26 ФЗ «О безопасности дородного движения» возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные п. 9 настоящих правил.

При этом в случае подтверждения наличие у водителя транспортного средства ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в новое российское национальное водительское удостоверение вносятся отметки, подтверждающие наличие права управления тех категорий и подкатегорий транспортных средств, которые определены медицинским заключением.

Нахождение в открытом доступе сети «Интернет» информации о приобретении за определенную плату медицинских справок для предоставления в органы ГИБДД без прохождения медицинского освидетельствования врачами, в том числе, узкими специалистами, нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг.

Таким образом, правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными Постановлением правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» установлено, что выдача водительского удостоверения возможна только в строго установленном порядке, после обучения в автошколе, успешного прохождения лицом соответствующих экзаменов и при отсутствии медицинских противопоказаний.

Ст. 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, в том числе - водительских удостоверений, а также за использование заведомо подложного документа.

Суд в полной мере соглашается с позицией прокурора о том, что выявленные нарушения действующего законодательства, содержащие информацию о приобретении медицинской справки для получения водительского удостоверения без прохождения медицинского осмотра ущемляют права неопределенного круга лиц, поскольку способствуют совершению правонарушений и преступлений в указанной сфере, определить количество которых не представляется возможным.

Факт размещения на интернет-ресурсе информации о продаже медицинских справок для предоставления в органы ГИБДД в полной мере подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Таким образом, в силу положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, размещенная на интернет-странице https://100medspravok.net, относится к информации, запрещенной для распространения на территории Российской Федерации.

С учетом изложенного, доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.

Учитывая, что вышеуказанный Интернет-сайт не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайта в сети «Интернет», а установить его владельца не представляется возможным, суд считает требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (введена Федеральным законом от 28.07.2012 г. № 139-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно части 2 той же статьи в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие указанную информацию.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ).

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать информацию, размещенную на интернет-ресурсе https://100medspravok.net информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению путем его направления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.

Судья                                                  О. А. Петрухина

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2021 года.

2а-1125/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Новочебоксарск
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике
Суд
Новочебоксарский городской суд Чувашии
Судья
Петрухина О.А.
Дело на странице суда
novocheboksarsky.chv.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация административного искового заявления
05.04.2021Передача материалов судье
06.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2021Судебное заседание
06.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2021Дело оформлено
01.06.2021Дело передано в архив
29.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее