Дело №2а-339/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Бойко Т.А.
административного истца Барадонова Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Барадонова Н.Н. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя об обязании предоставить участок, поставить на учет, -
установил:
Барадонов Н.Н. обратился с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, просит обязать ответчика предоставить земельный участок в первоочередном порядке в Гагаринском районе в «бухте Омега» или «бухта Казачья». Требования мотивированы тем, что истец имеет статус «инвалид Отечественной войны», имеет право на соответствующие льготы, при этом ему отказано в предоставлении участка, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Впоследствии административным истцом неоднократно уточнялись исковые требования.
Согласно последней редакции требований от 25 января 2021 года, истец просит обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям поставить его на учет, включить в реестр, записать в очередь с первоочередным правом на предоставление земельного участка размером до 0,10 га для садоводства в собственность бесплатно в границах «бухты Омега» г. Севастополя.
Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что он просит предоставить ему земельный участок в районе бухты Омега, поскольку этот район ему нравится. Конкретный участок указать не может, поскольку обязанность вести учет свободных участков и предлагать их истцу лежит на ответчике. Административный истец также указал, что в своих требованиях руководствуется Конституцией РФ и ЗС №269-ЗС в редакции 2016 года, из которой впоследствии при внесении изменений необоснованно убрали категорию лиц - инвалиды войны, следовательно, истца необоснованно лишили права на получение участка. Внесенные в ЗС №269-ЗС изменения не соответствуют Конституции РФ. В соответствии с какими-либо административными регламентами к ответчику истец не обращался, писал заявления, на которые получал необоснованные ответы.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, заслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что истцом имеет статус инвалид второй группы и имеет право на льготы, установленные для инвалидов Отечественной войны, а также имеет право на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
03 июля 2020 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно для садоводства, как лицу, имеющему статус «Ветеран боевых действий».
Впоследствии, после обращения с настоящим иском в суд, истец также обратился с заявлением о постановке на учет для получения данного земельного участка, предоставлении участка в районе бухты Омега.
Частью 1 ст. 25 ЗК РФ определено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч.1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. Положения настоящей главы применяются к отношениям, связанным с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке; 3) земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков; 4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием; 5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации; 6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно; 7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; 8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; 9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»; 11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: в частности, садового или огородного земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества; земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39. 19 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 19 ст. 34 19 Федерального закона № 171-ФЗ («О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), предоставление земельных участков указанным гражданам осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, вправе обеспечить подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно указанным гражданам при отсутствии заявления заинтересованного лица.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 ФЗ №5-ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в частности, данные лица имеют преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков.
Данным нормативным актом предусмотрено право на первоочередное приобретение садовых участков, но не устанавливает обязанность органов местного самоуправления предоставить данный участок бесплатно, как не устанавливает обязанность соответствующего органа осуществлять поиск участка для заявителя.
Также следует отметить, что законодательством г. Севастополя не предусмотрено предоставление земельного участка для ведения садоводства бесплатно ветеранам боевых действий.
Истец ссылается на ЗС №269-ЗС, по его мнению, предоставляющий ему право получить участок.
Условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, порядок постановки отдельных категорий граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, основания снятия граждан с данного учета, а также предельные размеры земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан в собственность бесплатно устанавливаются Законом Севастополя от 27 июля 2016 № 269-ЗС «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно».
Статьей 2 ЗС №269-ЗС определено, что в собственность бесплатно отдельным категориям граждан могут быть предоставлены однократно земельные участки с видом разрешенного пользования «для индивидуального жилищного строительства».
Статьей 3 ЗС №269-ЗС не предусмотрено право ветеранов боевых действий на получение бесплатно в собственность участка.
Кроме того, указанный выше закон не регулирует правоотношения по получению участка в собственность для ведения садоводства.
Что касается доводов Барадонова Н.Н. о противоречии Закона Севастополя №269-ЗС Конституции Российской Федерации, ФЗ №5-ФЗ, а именно, внесении изменений в данный закон после его принятия в 2016 года и исключения определенных категорий льготников, суд данные доводы не принимает, поскольку проверка нормативного правового акта субъекта Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Частью 3 ст. 22 ФЗ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2.7 ст. 3 ФЗ № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Порядок предоставления земельных участков в г. Севастополе установлен распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19 января 2017 года № 549-РДЗ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь»
Таким образом, поскольку истец не является членом садового товарищества, не обращался в установленном порядке с заявлением о предоставлении участка, законодательством г. Севастополя не предусмотрено ведение учета граждан для получения участка для садоводства, а также не предусмотрена обязанность осуществления поиска участком для заинтересованных лиц, оснований для удовлетворения требований истца об обязании поставить на учет, включить в реестр и предоставить участок бесплатно не имеется.
Следует отметить, что административным ответчиком даны ответы истцу с разъяснением порядка обращения в компетентный орган для предоставления участка, а также разъяснялось, что требования истца о предоставлении участка в собственность и постановки на учет в соответствии с ЗС №269-ЗС возможно только в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», а не для «ведения садоводства».
Требований о признании незаконными решений Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя заявлено не было.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
решил:
Исковые требования Барадонова Н.Н. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя об обязании предоставить участок, поставить на учет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен 18 февраля 2021 года.
Председательствующий (подпись) И.Г.Блейз
Копия верна судья