Дело № 2-10/2017
Решение
Именем Российской Федерации
село Ельники Республики Мордовия 24 января 2017 года
Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Л.Н. Сабировой,
с участием истца Смагина А.И.,
представителя истца – адвоката Коллегии адвокатов «Республиканская юридическая защита» Адвокатской палаты Республики Мордовия Н.В. Семелева, действующей на основании ордера № 4 от 09 января 2017 года,
представителя ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Аверкиной С.В., действующей на основании доверенности от 09 января 2017 года,
при секретаре Кукушкиной Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смагина А.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с особыми условиями труда,
у с т а н о в и л:
Смагин А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с особыми условиями труда, указав, что решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 13 от 19 декабря 2016 года ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в виду того, что на момент обращения отсутствует требуемый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. При этом в специальный стаж ему не засчитаны периоды: с 29.05.1979 по 03.05.1980 – работа в Ельниковском МСО в должности мастера сельского строительства, с 17.05.1980 по 05.06.1992 – работа в должности мастера в Ельниковском участке «Ремстройжилбыт», так как списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» указанные должности не предусмотрены.
Ссылаясь на положения пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подпункта «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537, Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, истец просит признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 13 от 19 декабря 2016 года, обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия включить ему в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда в календарном исчислении периоды:
- с 29.05.1979 по 03.05.1980 – работу в Ельниковском МСО в должности мастера сельского строительства;
- с 17.05.1980 по 05.06.1992 – работу в должности мастера в Ельниковском участке «Ремстройжилбыт»;
обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 08.12.2016.
В судебном заседании истец Смагин А.И. от исковых требований в части включения ему в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов: с 17.05.1980 по 31.12.1981, с 01.05.1982 по 30.09.1982, с 01.11.1987 по 30.11.1987, с 01.11.1989 по 31.12.1989, с 01.09.1990 по 30.09.1990, с 01.01.1992 по 05.06.1992 отказался, просил прекратить производство по делу в данной части, производство по делу в данной части прекращено отдельным определением.
В остальной части Смагин А.И. и его представитель Семелев Н.В., действующий по ордеру № 4 от 09 января 2017 года (л.д. 43) исковые требования поддержали и уточнили, что просят обязать ответчика засчитать Смагину А.И. в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда периоды его работы:
в должности мастера сельского строительства в Ельниковской МСО «Строитель» с 29.05.1979 по 03.05.1980;
в должности мастера в Ельниковском участке «Ремстройжилбыт» с 01.01.1982 по 30.04.1982, с 01.10.1982 по 31.10.1987, с 01.12.1987 по 31.10.1989, с 01.01.1990 по 31.08.1990, с 01.10.1990 по 31.12.1991,
просили уточненные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, отменить оспариваемое решение ответчика не полностью, а в оспариваемой части, обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с 08.12.2016.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия» Аверкина С.В., действующая по доверенности от 09 января 2017 года, исковые требования Смагина А.И. не признала по основанию, приведенному в соответствующем решении начальника ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.12.2016. При этом факт работы Смагина А.И. в спорные периоды в строительной организации в должности мастера ответчиком не оспаривается.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Смагина А.И., с учетом их уточнения, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Судом установлено, что 08.12.2016 Смагин А.И. обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда, приложив к заявлению все необходимые документы (л.д. 30-32, 54-59).
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 13 от 19.12.2016 Смагину А.И. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в виду того, что на момент обращения за назначением пенсии отсутствует требуемый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (л.д. 8, 46).
При этом, как следует из указанного решения ответчика, а также из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 19.12.2016 (л.д. 47-48), объяснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, в специальный стаж работы истца не включены периоды с 29.05.1979 по 03.05.1980 – работа в должности мастера сельского строительства, с 17.05.1980 по 05.06.1992 – работа в должности мастера в Ельниковском участке «Ремстройжилбыт», поскольку указанные должности не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Суд считает в оспариваемой части незаконным и необоснованным указанное решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия. При этом суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 этого же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В подпункте «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537(в ред. от 24 апреля 2003 года) «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее по тексту – Список № 2 от 1991 года).
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), (далее по тексту Список № 2 от 1956 г.), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Согласно Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 работа в должности мастера дает право на государственную пенсию на льготных условиях (раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а так же надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций, пункт «б»).
Согласно копии диплома серии АТ № Смагин А.И. в 1979 году окончил обучение в Ковылкинском строительном техникуме по специальности «Промышленное и гражданское строительство», и ему присвоена квалификация техника-строителя (л.д. 6).
Из копии трудовой книжки и материалов пенсионного дела следует, что Смагин А.И. с 30.05.1979 по 03.05.1980 работал в должности мастера сельского строительства в Ельниковской МСО «Строитель» Мордовской АССР. В периоды с 01.01.1982 по 30.04.1982, с 01.10.1982 по 31.10.1987, с 01.12.1987 по 31.10.1989, с 01.01.1990 по 31.08.1990, с 01.10.1990 по 31.12.1991 Смагин А.И. работал в должности мастера в Ельниковском участке «Ремстройжилбыт» (л.д. 9-19, 20, 66, 68-78).
При этом в материалах пенсионного дела имеются сведения о начислении Смагину А.И заработной платы за указанные периоды работы, из которой производились соответствующие отчисления (л.д. 21, 67, 82).
Из копий архивных справок от 02.12.2016, копии акта документальной проверки № 34 от 02.12.2016 следует, что за период работы Смагина А.И. в Ельниковской МСО «Строитель», в Ельниковском участке «Ремстройжилбыт» приказов и сведений о предоставлении Смагину А.И. отпусков без сохранения заработной платы, учебных, по уходу за ребенком, командировках и прочих отвлечениях от основной работы не обнаружено (л.д. 20, 66, 111).
Из копии справки АО «Ельниковская ДСПМК» от 07.12.2016 следует, что Ельниковский участок «Ремстройжилбыт» был выкуплен АО «Ельниковская ДСПМК» 08.10.1992 в результате приватизации (л.д. 22).
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании показал, что с августа 1983 года по январь 1986 года он работал в Ельниковской МСО «Строитель» на должности инспектора по кадрам и спецработе. В трудовой книжке Смагина А.И. запись № 8 от 29 мая 1979 года о принятии на должность мастера сельского строительства и запись № 9 от 03 мая 1980 года об увольнении были сделаны им на основании книги приказов. При этом соответствие наименования должности Единому тарифно – квалификационному справочнику он не проверял, но считал, что обязан был указать должность в трудовой книжке в точном соответствии с тем, как она указана в соответствующем приказе. Как издавались сами приказы, ему не известно, но все должности соответствовали штатному расписанию. Ему известно, что практически все свое рабочее время мастер находился на объектах строительства. Строили в тот период круглый год. Объектами строительства были животноводческие помещения, стоянки для автомашин, картофелехранилища. За каждым мастером было закреплено параллельно несколько объектов строительства. Простоев, отвлечений у мастеров на другие работы не было, работали полный рабочий день.
Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании показала, что с 1985 по 1992 год она работала в Ельниковском участоке «Ремстройжилбыт» сначала мастером, затем прорабом. В этот же период в данной организации работал и Смагин А.И. в должности мастера. В обязанности мастера входило руководство всем строительным процессом. Строили животноводческие фермы, и все необходимое к ним, зерно и картофелехранилища, щитовые дома для населения по всему Ельниковскому району, строительство начиналось с нулевого цикла, то есть с разметки для фундамента и заканчивалось сдачей объекта в эксплуатацию. Работали полный рабочий день, отвлечений на другие работы не было.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162, действовавшей в период работы истца, сведения о наименовании работы, профессии или должности и присвоенного разряда вносятся в трудовую книжку для рабочих - в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих; для служащих - в соответствии с наименованиями должностей, указанных в Единой номенклатуре должностей служащих, или в соответствии со штатным расписанием.
Неточная запись наименования должности в трудовой книжке истца, допущенная сотрудником отдела кадров Ельниковской МСО «Строитель» (мастер сельского строительства вместо «мастер»), как обстоятельство, не зависящее от истца, не может служить основанием для лишения его права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
То, что Ельниковская МСО «Строитель» и Ельниковский участок «Ремстройжилбыт», в которых протекала работа истца в оспариваемые периоды, являлись организациями, осуществляющими строительство и ремонт зданий, сооружений, сам льготный характер работы истца в судебном заседании представитель ответчика не оспаривала. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено, как не представлено доказательств и тому, что Смагин А.И. работал в оспариваемые периоды на условиях неполного рабочего дня, смены.
Вместе с тем, законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца (с 1979 по 1991 год) не требовало подтверждения полной занятости в течение рабочего дня, при полной рабочей неделе, рабочих профессий, указанных в Списке № 2 от 1956 года, при реализации ими права на льготное пенсионное обеспечение.
В силу части второй статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости доказывания этих обстоятельств.
Таким образом, периоды работы истца в должности мастера сельского строительства в Ельниковской МСО «Строитель» с 29.05.1979 по 03.05.1980, в должности мастера в Ельниковском участке «Ремстройжилбыт» с 01.01.1982 по 30.04.1982, с 01.10.1982 по 31.10.1987, с 01.12.1987 по 31.10.1989, с 01.01.1990 по 31.08.1990, с 01.10.1990 по 31.12.1991, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» по Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Смагин А.И. просит суд обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить ему досрочную страховую пенсию по старости за работу в связи с тяжелыми условиями труда с 08.12.2016.
Данное требование истца суд считает законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 2 части 1, части 2 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В подпункте «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 так же установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: <…>
б) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Периоды работы Смагина А.И. в должности мастера сельского строительства в Ельниковской МСО «Строитель» с 29.05.1979 по 03.05.1980 и в должности мастера в Ельниковском участке «Ремстройжилбыт» с 01.01.1982 по 30.04.1982, с 01.10.1982 по 31.10.1987, с 01.12.1987 по 31.10.1989, с 01.01.1990 по 31.08.1990, с 01.10.1990 по 31.12.1991 относятся к периоду времени до 1 января 1992 года, следовательно, вопрос о назначении Смагину А.И. страховой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», то есть как в отношении лица, имеющего стаж работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Как видно из материалов пенсионного дела, копия которого приобщена к материалам гражданского дела, Смагин А.И. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости 08 декабря 2016 года (л.д. 30-32, 54-59).
Установлено, что на момент обращения Смагина А.И. за назначением досрочной страховой пенсии по старости стаж его работы с тяжелыми условиями труда, с учетом зачтенных судом периодов работы в должности мастера сельского строительства в Ельниковской МСО «Строитель» с 29.05.1979 по 03.05.1980 и в должности мастера в Ельниковском участке «Ремстройжилбыт» с 01.01.1982 по 30.04.1982, с 01.10.1982 по 31.10.1987, с 01.12.1987 по 31.10.1989, с 01.01.1990 по 31.08.1990, с 01.10.1990 по 31.12.1991, составляет более 10 лет, а его страховой стаж составляет более 25 лет. Эти обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком данными о страховом стаже Смагина А.И.
На момент обращения истца за назначением указанной пенсии ему исполнилось полных 59 лет, что подтверждается копией его паспорта (л.д. 7).
Суд считает необходимым обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Смагину А.И. пенсию с 08 декабря 2016 года, поскольку на указанную дату, с учетом вышеизложенных обстоятельств, у Смагина А.И. возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
17 января 2017 года истцом подано заявление о взыскании с ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в его пользу 300 рублей в счет возмещения расходов на уплату государственной пошлины.
Подлежат взысканию в пользу истца также понесенные им судебные расходы.
Истцом Смагиным А.И. за подачу искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 5).
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию в пользу истца понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Смагина А.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с особыми условиями труда удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 13 от 19 декабря 2016 года в оспариваемой части незаконным и отменить.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия засчитать Смагину А.И. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи тяжелыми условиями труда периоды работы:
- в должности мастера сельского строительства в Ельниковской МСО «Строитель» с 29.05.1979 по 03.05.1980;
- в должности мастера в Ельниковском участке «Ремстройжилбыт» с 01.01.1982 по 30.04.1982, с 01.10.1982 по 31.10.1987, с 01.12.1987 по 31.10.1989, с 01.01.1990 по 31.08.1990, с 01.10.1990 по 31.12.1991.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Смагину А.И. досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 08 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2017 года.
Судья Л.Н. Сабирова