Дело №2-378/2019
61RS0048-01-2019-000405-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2019 года пос. Орловский
Орловский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Халиной И.Л.,
при секретаре судебного заседания Богомаз О.С.,
с участием представителя истца Карпенко Н.В., действующей на основании доверенности №13.01-15/487 от 19.04.2019 года,
ответчика Гилязова Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» к Гилязову Р.В. о взыскании задолженности за услуги газоснабжения, судебных расходов,
установил:
ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» обратился в суд с иском к Гилязову Р.В. о взыскании задолженности за услуги газоснабжения в сумме 109519,10 рублей, пени в размере 18540,43 рублей и судебных расходов в сумме 3758,90 рублей, указав следующее.
Гилязов Р.В. является потребителем природного газа от ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» по адресу: ****. ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» осуществляет поставку природного аза ответчику в качестве одного из видов коммунально-бытовых услуг в порядке ст. 540 ГК РФ.
В связи с не предоставлением документов договор поставки природного газа не заключен, установлен прибор учета газа СГМН-1 G-6, № 3240019 (000024857) «В отапливаемом помещении», дата последней поверке 30.08.2010 года, дата следующей проверки 30.08.2018 года, межпроверочный интервал 8 лет, зарегистрировано 4 человека, отапливаемая площадь: площадь жилая - 81,10 кв.м.
14.12.2017 года установлен новый ПУГ СГМН 1G-6, № 714364(000036491)
«В отапливаемом помещении», дата последней поверке 24.06.2017 года, дата следующей проверки 24.06.2025 года, межпроверочный интервал 8 лет, новый прибор учета газа опломбирован.
07.12.2017 года с согласия абонента, представителями Общества проведена проверка ГИО ( газоиспользующее оборудование) и ПГУ( прибор учета газа), в ходе проверки было установлено, что пломба завода изготовителя не соответствует году выпуска прибора учета газа, стикер приклеен неизвестным материалам, рекомендовано замена ПУГ, о чем составлен акт, приложение к нему и зафиксировано на фото.
По результатам проверки был произведен расчет по п.81(11) 354 Постановления Правительства.
Наличие выявленных признаков на ПУГ свидетельствуют о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета газа предусмотренных п. 81(11) Постановления Правительства №354 от 06.05.2011 ( в редакции от 26.12. 2016) « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которого «несанкционированным вмешательством в работу прибора учета газа признается нарушение следующих показателей»: - целостность прибора учета, наличие механических повреждений, наличие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; нарушение целостности контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; наличие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
На основании вышесказанного ПУГ к учету не принят и на основании п. 81 (13) Постановления Правительства №354 от 06.05.2011 года (в редакции от 26.12.2016 года) подлежит замене.
Согласно письма завода изготовителя следует, что на счётчики производства ОАО «ММ3 имени С.И. Вавилова - управляющая компания холдинга «БелОМО» СГМН 1 устанавливались и устанавливаются только пломбы с логотипом своего предприятия, отсутствие заводской пломбы доказывает факт вмешательства в механизм счетчика, начиная с 01 квартала 2010 года на пломбу-заглушку, кроме товарного знака предприятия, методом прессования наносится пятизначный порядковый номер.
Также согласно требований завода изготовителя с 2009 года товарный знак на пломбах заглушках расположен в верхней части пломбы-заглушки.
Согласно вышеизложенного следует, что на приборе учета газа абонента 2010 года выпуска, стоит пломба заглушка не соответствующая году выпуска, а также ленточный стикер приклеен неизвестным материалом.
Сумма начислений по п. 81.11 за период с 07.09.2017 года по 07.12.2017 год составила 115 037,86 рублей, за период с 08.12.2017 года по 14.12.2017 год по норме потребления на сумму 1241,45 рублей и с 15.12.2017 года потребление абонента идет по прибору учета газа.
В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. На основании п. и. а) п.21 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением правительства РФ от 21.07.2008г. №549, абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.540 ГК РФ договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
На основании п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В силу положений п.3.10 договора поставки газа и п.21,40 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» утвержденных Постановлением Правительства РФ №549 от 21 июля 2008г. (далее Правила №549) абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме, производить ежемесячную оплату до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
По состоянию на 26 апреля 2019 года задолженность абонента за период с 01.09.2017 года по 31.03.2019 года составила 109510,10 руб.
В соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ в случае несвоевременной оплаты за потребленный газ ответчик обязан оплатить газоснабжающей организации пеню. При этом с 1-го по 30-й день пеня не начисляется, с 31-й по 90-й день начисляется в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, с 31-го дня начисляется в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦРБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки.
Ответчик обязан уплатить пеню за указанный период в размере 18437,99 рублей.
Таким образом, задолженность за потребленный газ ответчика перед истцом составляет 109519,10 руб., пеня 18540,43 руб., расходы по оплате государственной пошлины 3738,90 руб.
Согласно определению мирового судьи судебного участка №2 Орловского судебного района Ростовской области судебный приказ №2-2-1101/18 от 25.12.2018 года о взыскании по заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Росто-на-Дону» с Гилязова Р.В. задолженности за потребленный природный газ по состоянию на 30.11.2018 года за период с 01.02.2018 года по 30.09.2018 года в сумме 12845,23 рублей, расходов по ТО ВДГО – 1061,00 рублей, пени 15800,69 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 545,60 рублей, отменен по заявлению Гилязова Р.В.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Орловского судебного района Ростовской области судебный приказ №2-2-148/18 от 16.03.2018 года о взыскании по заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Росто-на-Дону» с Гилязова Р.В. задолженности за потребленный природный газ по состоянию на 28.02.2018 года за период с 01.10.2017 года по 31.12.2017 года в сумме 109139,00 рублей, пени 740,44 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 1698,79 рублей, отменен по заявлению Гилязова Р.В.
Истец просит взыскать с ответчика сумму задолженности за потребленный газ в сумме 124957,09 руб., а также судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 3699,14 руб.
В судебном заседании представитель истца Карпенко Н.В., действующая по доверенности от 19.04.2019 года исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав это тем, что 07.12.2017 года с согласия абонента, представителями Общества проведена проверка ГИО (газоиспользующее оборудование) и ПУГ (прибор учета газа), в ходе проверки было установлено, что пломба завода изготовителя не соответствует году выпуска прибора учета газа, стикер приклеен неизвестным материалам, рекомендована замена ПУГ, о чем составлен акт, приложение к нему, и зафиксировано на фото. Прибор учета газа находится в собственности абонента. В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, законом на абонента возложена ответственность за ненадлежащее состояние принадлежащего ему прибора учета газа. Согласно письма завода изготовителя, на счётчики производства ОАО «ММЗ имени С.И. Вавилова – управляющая компания холдинга «БелОМО» СГМН 1 устанавливались и устанавливаются только пломбы с логотипом своего предприятия, отсутствие заводской пломбы доказывает факт вмешательства в механизм счетчика, начиная с 01 квартала 2010 года на пломбу-заглушку, кроме товарного знака предприятия, методом прессования наносится пятизначный порядковый номер. Также согласно требований завода изготовителя, с 2009 года товарный знак на пломбах заглушках расположен в верхней части пломбы-заглушки. Согласно вышеизложенного, на приборе учета газа абонента 2010 года выпуска, стоит пломба заглушка не соответствующая году выпуска, а так же ленточный стикер приклеен неизвестным материалом. По результатам проверки был произведен расчет по п. 81 (11) 354 Постановления Правительства РФ, итого сумма задолженности стала составлять 109519,10 рублей. Наличие выявленных признаков на приборе учета газа свидетельствуют о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета газа предусмотренных п. 81 (11) Постановления Правительства №354 от 06.05.2011 года (в редакции от 26.12.2016 года) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которого «несанкционированным вмешательством в работу прибора учета газа признается нарушение следующих показателей»: - целостность прибора учета, наличие механических повреждений, наличие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; - нарушение целостности контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; - наличие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
В рамках рассмотрения предмета спора было заявлено ходатайство о назначении экспертизы в отношении прибора СГМН-1 G-6, № 3240019 (000024857) 30.08.2010 года выпуска, по материалам дела и цветным фотографиям, так как прибор учета газа не представилось возможным ответчику предоставить в распоряжение экспертов. Производство назначенной экспертизы было окончено составлением мотивированного сообщения о невозможности дать заключение №1663/07.1-2 от 12.07.2019 года.
ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» на электронный адрес завода изготовителя Республики Беларусь был запрос относительно вышеуказанного прибора учета газа и 17.06.2019 года на вышеуказанный запрос получен ответ от завода-изготовителя за №37/302, согласно которого указано, что спорный счетчик был изготовлен, собран, принят ОТК и первично проверен в августе 2010 года, также при выходе из производства, в гнезде корпуса счетного механизма была установлена пластмассовая пломба-заглушка черного цвета с порядковым номером, который был вписан в паспорт к данному счетчику, а рассмотрев переданные ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» фотографии счетчика газа СГМН-1 G-6, № 3240019, сообщили, что на данный момент на данном счетчике газа установлена пломба-заглушка похожая на пломбу-заглушку, использованную в производстве ОАО «ММЗ имени С.И. Вавилова – управляющая компания холдинга «БелОМО» ранее (до 2010 года), что не соответствует заводскому исполнению. Также сообщили, что по клейму-наклейке госповерителя можно определить месяц выпуска из производства и месяц поверки счетчика газа – номер месяца на клейме-наклейке закрашен маркером.
Таким образом, ознакомившись на официальном сайте с методом пломбировки, следует что по клейму-наклейки спорного прибор учета газа данный прибор учета газа был выпущен и поверен в августе 2010 года.
На основании вышеизложенного считает, что абонентом умышлено, не предоставлен прибор учета газа на экспертизу, также о выявленном нарушении абонент знал, присутствовал, приходил на приём к начальнику Орловского участка М.. Также истцу непонятно, по какой причине абонент бездействовал с декабря 2017 года до апреля 2019 года, знал о задолженности, поскольку во всех квитанциях, начиная с декабря 2017 года сумма задолженности присутствовала.
Считает, что выявленные нарушения нашли свое подтверждение в материалах дела и в ответах завода изготовителя. Конструкция средств измерений, в соответствии с ч.2 ст. 9 ФЗ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерения (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений. Замена пломбы-заглушки свидетельствует об имеющемся свободном доступе к счетному механизму с целью корректировки показаний и занижению объемов потребленного газа, что противоречит Правилам учета газа, утвержденным Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2013 г. № 961 и признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета газа.
Ответчик Гилязов Р.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил суду, что на основании договора купли-продажи в 2012 году он стал собственником жилья. Договор с «Газпром межрегионгаз» он не оформил, в связи с тем, что посчитал, что договор, заключенный с предыдущим собственником, должен быть продлен. Он не имел опыта общения с поставляющими компаниями, поскольку в предыдущем домовладении не было газоснабжения. Его посетила контролер в период заезда, объяснила, что для поставки газа необходимы некоторые документы, в том числе паспорт на котел. Он его не обнаружил, поскольку предыдущий владелец дома не смог его ему предоставить. Спустя несколько лет, он заменил отопительную систему, в том числе котел. С этими документами он должен был явиться, но этого не сделал, в силу того, что вел разъездной образ жизни, работал, и не было времени на все это. Контролер периодически посещал, ничего не требовал, требовали только оплату. Он продолжал оплачивать по мере возможности. Перед декабрьской проверкой была плановая проверка в апреле или мае, и была обнаружена задолженность 16 или 18 тысяч рублей. В декабре 2017 года была проверка прибора учета газа в его домовладении, и было установлено, что имелось вмешательство в работу счетчика, что на счетчике присутствует не заводская пломба. Он отказался подписывать акт, в связи с тем, что был не согласен с контролером, который сорвал пломбу без привлечения свидетелей или понятых. Контролер сорвала стикер и производила фотосъемку. Ему рекомендовали произвести замену прибора учета газа, что он и сделал. Также контролер ему пояснила, что ему предъявят штраф тысяч 50 и что нужно срочно заменить, в противном случае ему прекратят подачу газа. Прибор учета газа он хранил примерно год, а затем его утилизировал. Экспертизу прибора учета газа он не производил, так как не имел на то ни возможности, ни цели. Узел учета был установлен вблизи газовой колонки, плиты, что говорит о влиянии на прибор температуры и испарений. В настоящее время им оформлен договор с «Газпром межрегионгаз»
Суд, выслушав стороны, заслушав свидетеля, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, признает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.1 ст.529 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п.2 ст.539 ГК РФ).
В соответствии с п. 1.8. Правил учета газа, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ № 961 от 30.12.2013 г., средства измерений и (или) технические системы и устройства должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.
В соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. Нарушение сохранности пломб, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета и является основанием для перерасчета платы за коммунальную услугу. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Согласно п.п. ж) п. 21 Правил поставки газа, абонент обязан обеспечивать сохранность прибора учета газа и пломб.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как следует из ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По смыслу положений п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на это помещение.
На основании п.1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Статья 8 Федерального закона N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение Правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Отношения поставки газа для личных бытовых целей граждан, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируются специальным нормативным актом - Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 г. (ред. от 09.09.2017). К отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, не урегулированным Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 применяются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 (ред. от 13.07.2019) № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (ред. от 09.09.2017)..
В силу п. 21 указанных Правил абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме; незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом - изготовителем или организацией, осуществлявшей проверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа; обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения проверки; сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором; обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации; незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом; обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки; обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и др.
Таким образом, абонент как сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его, должен незамедлительно извещать поставщика газа о возникшей неисправности прибора учета газа, обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки, обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения проверки, обеспечивая надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования.
В соответствии с п. 23 Правил поставщик вправе при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование, с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки; приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа; осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных пунктами 28, 30 и 31 Правил.
Пунктом 24 Правил установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
При этом п. 25 указанных Правил закреплено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Таким образом, для оплаты услуги газоснабжения, исходя из фактического потребления объема газа возможно лишь при условии соблюдения указанных условий в совокупности. Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет вести речь о возможности оплаты услуги газоснабжения, исходя из показаний прибора учета.
Пунктом 41 указанных Правил также предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном п. п. 32-38 данных правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 55 Правил поставки газа, поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента следующей заявки.
Согласно ст. 155 ЖК РФ, п. 40 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года № 549, плата за коммунальные услуги должна вноситься ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за истекшим, однако ответчики свои обязательства по договору энергоснабжения не исполняют, своевременно оплату за потребленный газ не производят.
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в том числе порядок определения объема потребленного газа и размера платежа регламентируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан".
Пунктами 5-8 Правил определено, что поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Поставщик газа в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа заключает с газораспределительной организацией договор о транспортировке газа населению.
Глава 3 Правил определяет права и обязанности сторон при исполнении договора. Абонент, как сторона договора, обязан принять поставленный газ и оплатить его, должен незамедлительно извещать поставщика газа о возникшей неисправности прибора учета газа, обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки, обеспечивая надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования (п. 21 Правил). При наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Гилязову Р.В. на праве собственности, на основании свидетельства о государственной регистрации права **** от 25.07.2012 года, принадлежит жилой дом, общей площадью 73,1 кв.м., расположенный по адресу: **** (л.д.79).
Тот факт, что именно истец является поставщиком газа, подтверждается договором поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан № 3300001607, заключенный 02 июля 2019 года (л.д.94-98).
07.12.2017 года с согласия абонента, представителями ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» проведена проверка ГИО (газоиспользующее оборудование) и ПУГ (прибор учета газа), в ходе которого выявлено, что пломба завода изготовителя не соответствует году выпуска. Прибор учета газа, стикер приклеен неизвестным материалам, рекомендовано замена ПУГ, о чем составлен акт, приложение к нему и зафиксировано на фото (л.д.11,12).
07.12.2017 года Гилязов Р.В. был ознакомлен с актом, от подписи отказался, свои возражения в акте не отразил.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Орловского судебного района Ростовской области от 01.04.2019 года судебный приказ №2-2-1101/18 от 25.12.2018 года о взыскании по заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» с Гилязова Р.В. задолженности за потребленный природный газ по состоянию на 30.11.2018 года за период с 01.02.2018 года по 30.09.2018 года в сумме 12845,23 рублей, расходов по ТО ВДГО – 1061,00 рублей, пени 15800,69 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 545,60 рублей, отменен по заявлению Гилязова Р.В. (л.д.9).
Определением мирового судьи судебного участка №2 Орловского судебного района Ростовской области от 01.04.2019 года судебный приказ №2-2-148/18 от 16.03.2018 года о взыскании по заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на -Дону» с Гилязова Р.В. задолженности за потребленный природный газ по состоянию на 28.02.2018 года за период с 01.10.2017 года по 31.12.2017 года в сумме 109139,00 рублей, пени 740,44 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 1698,79 рублей, отменен по заявлению Гилязова Р.В. (л.д.10).
Из письма ОАО «Минского механического завода имени С.И. Вавилова» управляющая компания холдинга «БелОМО» от 09.03.2016 года следует:
1. На счетчиках газа производства ОАО «ММЗ имени С.И. Вавилова – управляющая компания холдинга «БелОМО» устанавливались и устанавливаются только пломбы с логотипом своего предприятия.
2. Отсутствие заводской пломбы-заглушки доказывает акт вмешательства в механизм счётчика.
3. Начиная с 1 квартала 2010 года на пломбу-заглушку, кроме товарного знака предприятия, методом прессования наносится пятизначный порядковый номер.
4. До 05.2003 года на счетчики устанавливалась пломба-заглушка желтого цвета, после чего пломба стала изготавливаться из пластмассы черного цвета.
5. На винт крепления счетного механизма ставится клеймо госповерителя.
6. Остановить счетчик газа, изготовленный ОАО «ММЗ имени С.И. Вавилова – управляющая компания холдинга «БелОМО», воздействием магнитного поля невозможно. Это обеспечивается конструкцией счетчика и материалами применяемыми при изготовлении деталей.
Для подтверждения вышеизложенного были проведены испытания по влиянию магнитного поля на работоспособность счетчиков газа СГМН-1, СГД-3Т и СГД-1. В ходе испытаний проверялись метрологические характеристика счетчиков газа до воздействия магнитного поля и во время воздействия магнитного поля (при поднесении к счетчикам с разных сторон неодимовых магнитов).
Результаты испытаний подтвердили, что воздействие магнитного поля с любой стороны счетчиков СГМН-1, СГД-3Т и СГД-1 не оказывает влияние на их метрологические характеристики и работоспособность.
Если счетчик под воздействием магнитного поля изменяет свои технические характеристики или останавливается счетный механизм, то, имело место несанкционированного вмешательства в механизм счетчика (изменена конфигурация отдельных деталей, установлены дополнительно посторонние детали и т.п.). Такие счетчики считаются неисправными в их эксплуатации (л.д.20-21).
Также, из письма ОАО «Минского механического завода имени С.И. Вавилова» управляющая компания холдинга «БелОМО» от 17.06.2019 года следует, что счетчик газа СГМН-1 G6 №3240019 был изготовлен в ОАО «ММЗ имени С.И. Вавилова – управляющая компания холдинга «БелОМО». Счет газа СГМН G6 №3240019 собран, принят ОТК и первично поверен в августе 2010 года.
На счетчике газа СГМН G6 №3240019, при выходе из производства, в гнезде корпуса счетного механизма была установлена пластмассовая пломба-заглушка черного цвета с порядковым номером, который был вписан в паспорт к данному счетчику газа в графе «Пломба «___».
Из присланных фотографий усматривается, что на счетчике газа СГМН G6 №3240019 в гнезде корпуса счетного механизма установлена пломба-заглушка похожая на пломбу-заглушку, используемую в производстве ОАО «ММЗ имени С.И. Вавилова – управляющая компания холдинга «БелОМО» ранее (до 2010 года), что не соответствует заводскому исполнению. Также, по клейму-наклейке госповерителя можно определить месяц выпуска из производства и месяц поверки счетчика газа – номер месяца на клейме-наклейке закрашен маркером (л.д.81).
Следует отметить и то, что ответчик, будучи не согласным с результатами проверки, вышеуказанный прибор учета газа утилизировал, не проведя ни экспертизу, ни осмотр указанного прибора с участием специалиста.
В судебном заседании был допрошен в качестве свидетеля М., который пояснил, что работал начальником в ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» с 2004 года по 2018 год. К нему обращался гражданин Гилязов по вопросу обнаружения у него контролёром нарушения стикерной пломбы, в связи с чем, ему были выставлены определенные счета. Гилязову было рекомендовано заменить счетчик, потому что там были нарушены стикер и пломба завода – изготовителя. Он ему рекомендовал заменить счетчик и провести экспертизу, чтобы не допустить отключения, поскольку там были маленькие дети, чтоб не создавать угрозу их жизни и тех, кто там проживает. Насколько он помнит, была пломба, не соответствующая клейму. Были случаи, когда завод сам ставил пломбу не той марки, которую указывает в каталоге. В счетчике под защитной пломбой счетного механизма есть еще пломба, контрольная, мастичная, с оттиском. Чтобы добраться до нее, эксперт обычно вскрывает счетный механизм. Если абонент не вмешивался в работу счетчика, то она не повреждена. Определить, повреждена она или нет, может только эксперт, разломав счетный механизм. Обычно для абонентов такая рекомендация. Были случаи, когда верхняя пломба была нарушена, а экспертиза показала, что пломба была не нарушена, то есть вмешательства не было, тогда был произведен перерасчет.
Оснований не доверять показаниям свидетеля М. у суда не имеется, поскольку свидетель допрошен в судебном заседании с соблюдением требований ст. 69 ГПК РФ, предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст. ст. 307 и 308 УК РФ, ему были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ, о чем в материалах дела имеется отобранная в судебном заседании подписка. Показания свидетеля М. последовательны, не противоречивы, согласуются с другими доказательствами по делу.
Определением Орловского районного суда Ростовской области от 07 июня 2019 года по ходатайству представителя истца и ответчика была назначена судебная трасологическая экспертиза по фотографиям прибора учета газа.
Из мотивировочной части заключения эксперта ФБУ ЮРЦСЭ МЮ РФ №166/07.1-2 от 12.07.2019 года М. В.В. следует, что без непосредственного исследования прибора учета газа СГНМ-1 G6, №3240019, 2010 года выпуска в лабораторных условия с использованием специального криминалистического оборудования, инструментов, информации зафиксированной на имеющихся фотоизображениях, недостаточно для проведения трасологической экспертизы.
Согласно выводам заключения эксперта ФБУ ЮРЦСЭ МЮ РФ №166/07.1-2 от 12.07.2019 года М. В.В. на основании ст.85 ГПК РФ и ст.16 ФЗ №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», по причинам, изложенным в мотивировочной части невозможно дать заключение по поставленным в определении вопросам.
Положением ч.1 ст.157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549.
Пунктом 24 вышеназванных Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Согласно п. 21 Правил поставки газа абонент обязан обеспечивать надлежащее состояние внутридомового газового оборудования (п.п. "к"), к которому согласно п. 3 Правил относится и прибор учета газа, и на абонента возлагается обязанность незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа, установленной заводом - изготовителем или организацией, осуществляющей проверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа (п.п. "б").
В силу указанного пункта Правил к обязанностям абонента отнесено обеспечение надлежащего технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Таким образом, именно на ответчика возложена обязанность поддерживать прибор учета газа в исправном состоянии. Приборы учета должны использоваться по прямому назначению, указанному в их технических паспортах, и служить целям установления размера платы за коммунальные услуги конкретного вида. Приборы учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет полученного количества услуг (газа).
Поскольку п. 28 Правил поставки газа регулирует вопросы по выявлению неисправностей прибора учета газа при извещении абонентом поставщика газа (абз.1) и при обнаружении поставщиком самостоятельно неисправности в ходе проверки (абз.2), но не регулирует вопросы при выявлении вмешательства в прибор учета газа, в связи с чем к данным отношениям в части, не урегулированной Правилами поставки газа, применяются Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила о предоставлении коммунальных услуг).
В соответствии с п. 62 Правил о предоставлении коммунальных услуг, при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.
Если дату осуществления несанкционированного вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть, произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.
При этом при установлении факта вмешательства в прибор учета, не имеет значения, сообщил абонент о неисправности данного прибора или нет.
Проанализировав положения ст. 153, п.4 ст.154, п. 1 ст.157, ст. 210 ЖК РФ, п.1 ст.539, ст.540, п.1 ст. 544, ст. 548 ГК РФ, п. 21, п.п. "в" п. 23, п. 24 - 25, 28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549, суд, установив, что ответчик, на котором, как на потребителе газа, лежит обязанность следить за состоянием прибора учета газа, пришел к выводу о удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Следует отметить и то, что ответчик, будучи не согласным с результатами проверки, вышеуказанный прибор учета газа утилизировал, не проведя ни экспертизу, ни осмотр прибора с участием специалиста.
Суд соглашается с доводами истца, поскольку они мотивированы, основаны на фактических обстоятельствах дела и требованиях норм материального закона.
Доказательств того, что сотрудники истца проводили какие-то манипуляции с прибором учета газа, действовали недобросовестно, суду не предоставлено.
Поскольку факт несанкционированного вмешательства в прибор учета газа, стороной ответчика вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ не опровергнут, дата вмешательства установлена, истец обоснованно применил принцип исчисления оплаты за фактически потребленный газ в соответствии с п. 62 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования и его круглосуточной работы за период 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.
При определении подлежащей взысканию с ответчиков суммы задолженности суд считает возможным согласиться с представленным истцом расчетом, как произведенном в полном соответствии с вышеназванным порядком расчета задолженности. Расчет задолженности, произведенный истцом, не вызывает у суда сомнения в своей достоверности, его обоснованность подтверждается карточкой абонента нормативными актами, регулирующими стоимость оказываемых услуг. Указанный расчет ответной стороной не оспорен.
Тот факт, что истец уведомлял, ответчика о наличии задолженности подтверждается, претензиями о погашении задолженности, списком отправленной корреспонденции (л.д.13,14).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. (ред. от 13.07.2019) № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункт 1); установлено, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 (подпункт "б" пункта 2); установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) (пункт 3).
Письмом Минрегиона России от 28.05.2012 года № 12793-АП/14 разъяснено, что из комплексного анализа положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, Правил предоставления коммунальных услуг следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами предоставления коммунальных услуг.
С учетом того, что Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не урегулированы действия исполнителя в случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа, следует применять Правила предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, имеются все основания для удовлетворения требований ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону».
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом представлено платежное поручение №8114 от 22 апреля 2019 года об уплате государственной пошлины в размере 3738,90 руб. (л.д.25).
В связи с этим суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» расходы по уплате государственной пошлине в полном объеме.
По гражданскому делу была назначена судебная трасологическая экспертиза, которая была принята к производству без оплаты. По независящим от эксперта причинам, производство назначенной экспертизы было окончено составлением мотивированного сообщения о невозможности дать заключение №1663/07.1-2 от 12.07.2019 года. Фактически понесенные ФБУ Южным РЦСЭ Минюста России расходы, связанные с составлением мотивированного сообщения о невозможности дать заключение, составили 4560 рублей.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из «государственной пошлины» и «издержек», связанных с рассмотрением дела.
Согласно абз. 2 ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В силу ч. 3 ст. 95 ГПК РФ, ст. 37 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" N 73-ФЗ от 31.05.2001 года, эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.
В силу положений статьи 98 гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Исходя из приведенных выше доводов, а также, поскольку ответчик является стороной в споре, не в пользу которого принято судебное решение, суд полагает правомерным взыскание с ответчика судебных расходов в виде оплаты составления экспертом мотивированного сообщения о невозможности дать заключение №1663/07.1-2 от 12.07.2019 года., подтвержденных представленными в материалы дела доказательствами.
Руководствуясь ст. ст. 192-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» Гилязову Р.В. о взыскании задолженности за услуги газоснабжения, судебных расходов, - удовлетворить полностью.
Взыскать с Гилязова Р.В. в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» задолженность за потребленный природный газ в размере 127957,09 руб., расходы, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3738,90 руб., а всего взыскать 131695,99 руб.
Взыскать с Гилязова Р.В. в пользу Федерального бюджетного учреждения Южный региональный центр судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации расходы, связанные с составлением мотивированного сообщения о невозможности дачи заключения в размере 4560 рублей.
Перечислить денежные средства в размере 4560 рублей на счет ФБУ Южный Региональный Центр Судебной Экспертизы Министерства юстиции России по следующим банковским реквизитам:
ИНН 6163014804; КПП 616101001; дата регистрации юридического лица (дата присвоения ОГРН) 15.10.2002 года; адрес: 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 109/2.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Орловский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2019 года.