УИД 43RS0017-01-2023-002748-79
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 06 марта 2024 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Широковой Н.В.,
при секретаре Костылевой Н.В.,
с участием представителей истца Смирнова С.А., Алфертьевой Л.Л., ответчика Ваулина И.В., представителя ответчика Новоженова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-454/2024 по иску КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Кирово-Чепецком районе» к Ваулину И.В. о взыскании переплаты компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги,
установил:
КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Кирово-Чепецком районе» обратилось в суд с иском к Ваулину И.В. о взыскании переплаты компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги.
В обоснование иска указано, что ответчик, будучи инвалидом <данные изъяты>, является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от <дата>. В силу утвержденного Порядка выплата компенсации расходов на оплату ЖКУ прекращается в случае снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Ответчик с <дата> был снят с регистрационного учета по прежнему месту жительства и по настоящее время зарегистрирован по новому месту жительства, при этом не уведомил орган социальной защиты об изменении места жительства. Вследствие чего за период с <дата> по <дата> образовалась переплата по компенсации расходов на оплату ЖКУ в сумме <данные изъяты> руб. После частичного удержания из текущих выплат получателя в сумме <данные изъяты> руб. её остаток составляет <данные изъяты> руб. Указанную сумму истец просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании представители КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Кирово-Чепецком районе» Смирнов С.А., Алфертьева Л.Л. требования поддержали, пояснили, что ответчик был ознакомлен с обстоятельствами, влекущими изменение размера меры социальной поддержки или прекращение выплаты, и обязался своевременно извещать орган социальной защиты населения об их наступлении.
Ответчик Ваулин И.В. и его представитель Новоженов А.В. с исковыми требованиями не согласились, считают, что предоставление компенсации ответчику не подлежит возврату (добросовестное поведение гражданина предполагается). Органы соцзащиты населения наделены правами получать информацию в ходе межведомственного информационного взаимодействия, в том числе и о смене места регистрации гражданина. Перерегистрация была необходима для электрификации и бесплатной газификации жилого помещения <адрес>, хотя фактически Ваулин И.В. проживал <адрес>. Просят отказать в удовлетворении исковых требований, однако в случае их удовлетворения просят применить срок исковой давности.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой по существу конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик Ваулин И.В., зарегистрированный <адрес> до <дата>, является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 по льготной категории <данные изъяты> с <дата>, что подтверждается копией заявления в адрес истца. Ваулин И.В. был ознакомлен с обстоятельствами, влекущими изменение размера меры социальной поддержки или прекращение выплаты, и обязался своевременно извещать орган социальной защиты населения об их наступлении в течение 10 рабочих дней, о чем в заявлении имеется его подпись.
Согласно пункту 21 Порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015 N 59/560 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде ежемесячной денежной выплаты", выплата компенсации расходов на оплату ЖКУ прекращается в случае снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства (по месту пребывания) на территории Кировской области.
Пунктом 17 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что в случае изменения состава семьи, площади занимаемого помещения, основания предоставления мер социальной поддержки на оплату ЖКУ, обнаружения недостоверности сведений в представленных документах либо наступления иных обстоятельств, влияющих на объем и условия предоставления компенсации расходов на оплату ЖКУ, граждане обязаны известить об этом органы социальной защиты населения в течение 14 календарных дней со дня наступления вышеуказанных обстоятельств и представить документы, их подтверждающие.
<дата> Ваулин И.В. был снят с регистрационного учета по прежнему месту жительства: <адрес> зарегистрирован по месту жительства: <адрес>.
Заявление Ваулина И.В. о смене места регистрации было подано в адрес истца только <дата>.
Допрошенные в ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей И. и Б. пояснили, что с ответчиком знакомы, проживают в одном подъезде <адрес>. Ответчик проживает по указанному адресу круглый год, паркует свой автомобиль у дома, они видят его практически каждый день.
Доводы стороны ответчика о вынужденной необходимости перерегистрации по месту жительства и фактического проживания по прежнему адресу регистрации правового значения не имеют по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Кировской области от <дата> № утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде ежемесячной денежной выплаты.
Согласно пункту 12 указанного Порядка при перемене места жительства (места пребывания) в пределах Кировской области компенсация расходов на оплату ЖКУ предоставляется гражданам, имеющим право на компенсацию расходов на оплату ЖКУ, с даты регистрации по месту жительства (месту пребывания).
В случае изменения состава семьи, площади занимаемого помещения, основания предоставления мер социальной поддержки на оплату ЖКУ, обнаружения недостоверности сведений в предоставленных документах либо наступления иных обстоятельств, влияющих на объем и условия предоставления компенсации расходов на оплату ЖКУ, граждане обязаны известить об этом органы социальной защиты населения в течение 14 календарных дней со дня наступления вышеуказанных обстоятельств и представить документы, их подтверждающие (пункт 17 указанного Порядка).
Пунктом 21 Порядка установлено, что выплата компенсации расходов на оплату ЖКУ прекращается в том числе в случае снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства (по месту пребывания) на территории Кировской области.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I).
Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Доводы стороны ответчика о применении к заявленным требованиям срока исковой давности заслуживают внимания.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Срок исковой давности в данном случае подлежит исчислению с учетом пункта 3 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по правилам возмещения вреда в порядке регресса с момента исполнения основного обязательства.
Согласно Справке № КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Кирово-Чепецком районе» о периоде и сумме выплат, а также сведениях об удержании из текущих выплат, компенсация расходов на оплату ЖКУ за период с <дата> по <дата> составила <данные изъяты>, из расчета: <данные изъяты> (размер переплаты) - <данные изъяты> (удержания из текущих выплат получателя).
Таким образом, с учетом месяца произведенной выплаты переплата компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги подлежит взысканию с <дата> по <дата> включительно в сумме 54778 руб.
Сведений о возврате ответчиком излишне полученной компенсации расходов на оплату ЖКУ в размере 54778 руб. в полном объеме либо частично материалы дела не содержат, равно как и контррасчета указанной суммы.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что при наличии у ответчика обязанности в установленный срок извещать истца об обстоятельствах, влияющих на объем и условия представления компенсации, в том числе о смене регистрации по месту жительства (пребывания), что Ваулиным И.В. своевременно не было сделано, как пояснил ответчик, регистрацию сменил для получения льготы по бесплатной газификации, то со стороны ответчика имело место недобросовестное поведение при получении компенсации расходов на оплату ЖКУ, в связи с чем суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Кирово-Чепецком районе» о взыскании с Ваулина И.В. переплаты компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги с учетом срока исковой давности в сумме 54778 руб.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец в силу пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика Ваулина И.В. в доход бюджета МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области государственную пошлину в размере 1843,44 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Кирово-Чепецком районе» удовлетворить частично.
Взыскать с Ваулина И.В. (<данные изъяты>) в пользу КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Кирово-Чепецком районе» (ИНН 4312137449) переплату компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги в сумме 54778 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Ваулина И.В. в доход бюджета муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области государственную пошлину в размере 1843 руб. 44коп.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Широкова
В окончательной форме решение изготовлено <дата>.