59RS0002-01-2019-004587-34
Судья Судакова Н.Г.
№ 2-40/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь дело № 33-4310/2020
08 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Заривчацкой Т.А., Лобанова В.В.,
при секретаре Косогоровой К.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю на решение Индустриального районного суда города Перми от 24 января 2020 года, которым постановлено:
признать приказ Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю от 28.06.2019 № ** по личному составу в части назначения Добрина Евгения Борисовича на нижестоящую должность по личным обстоятельствам по п. 2 ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» незаконным;
восстановить Добрина Евгения Борисовича в должности *** Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю с 01.07.2019;
взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Добрина Евгения Борисовича разницу в денежном довольствии за период с июля 2019 года по январь 2020 года включительно размере 144 932 рубля 73 копейки, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей;
в удовлетворении остальной части исковых требований Добрина Евгения Борисовича о взыскании с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю разницы в денежном довольствии отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения истца Добрина Е.Б., представителя истца Онучина А.Н., пояснения представителей ответчика Гулау Д.В., Панова М.Ю., Майстренко М.В., заключение прокурора Третьяковой О.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Добрин Е.Б. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю о признании приказа от 28.06.2019 № ** незаконным в части перевода истца на другую должность по личным обстоятельствам по п. 2 ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», взыскании разницы в окладах за период с 28.06.2019 по день вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование искового заявления указаны следующие обстоятельства. С августа 1998 года Добрин Е.Б. проходит службу в органах внутренних дел города Перми, с октября 2016 года – в Росгвардии. Заключением ВВК ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Пермскому краю» от 30.06.2017 № ** истец был признан ограниченно годным к службе в Войсках национальной гвардии РФ. 29.03.2019 истец подал рапорт о согласии с назначением на должность ***. Приказом Управления Росгвардии по Пермскому краю от 29.06.2019 № ** по личному составу истец переведен на указанную должность по п. 2 ч. 7 ст. 30 (по личным обстоятельствам) Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации». 01.07.2019 с истцом заключен контракт о прохождении службы. Истец полагает, что указанный приказ является незаконным в части указания основания перевода на иную должность - по личным обстоятельствам, а не по состоянию здоровья. При наличии в кадрах справки ВВК ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Пермскому краю» от 30.06.2017 № ** и рапорта от 29.03.2019 истца должны были перевести на основании п. 1 ч. 7 ст. 30 названного закона.
В ходе рассмотрения дела истцом уточнены исковые требования на основании статьи 39 ГПК Российской Федерации. Предметом рассмотрения являются требования Добрина Е.Б. о признании приказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю от 28.06.2019 № ** по личному составу о переводе по личным обстоятельствам по п. 2 ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» незаконным и восстановлении истца в прежней должности ***, взыскании разницы в денежном довольствии с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 189 815,43 руб., за январь 2020 года – 32 303,21 руб., взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
Истец в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что работодателю было достоверно известно о состоянии здоровья Добрина Е.Б., в рапорте о согласии на перевод основание для перевода не указано. После подачи рапорта об изменении оснований перевода, истец на военно-врачебную комиссию работодателем не направлен, в удовлетворении требований отказано формально по причине истечения срока действия медицинской справки. Работодатель без законных оснований перевел работника на нижестоящую и нижеоплачиваемую должность. С приказом о переводе истца не ознакомили.
Представители ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, пояснили, что 29.03.2019 Добриным Е.Б. на имя начальника Управления Росгвардии по Пермскому краю подан рапорт о назначении на должность *** Управления Росгвардии по Пермскому краю, которым Добрин Е.Б. подтвердил, что ознакомлен с должностным регламентом, установленным порядком исчисления и выплаты денежного довольствия, режимом служебного времени и отдыха. Приказом Управления Росгвардии по Пермскому краю от 28.06.2019 Добрин Е.Б. в соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» назначен на должность *** с 01.07.2019. 19.09.2019 истец подал рапорт с просьбой о внесении изменений в приказ в части увольнения и выплате разницы в окладах, также указал, что основанием для перевода надлежит указать п. 1 ч. 7 ст. 30 закона – по состоянию здоровья в соответствии с заключением ВВК. 18.10.2019 в удовлетворении требований Добрина Е.Б. было отказано. На момент подачи рапорта о переводе, заключение ВВК приложено не было. Заключение ВВК действительно в течение 1 года с даты освидетельствования. Направление на ВВК осуществляется на основании рапорта. Рапортов о направлении на ВВК, об отзыве рапорта о назначении на должность не подавалось. В связи с тем, что в рапорте, поданном истцом, основания для перевода указаны не были, при этом медицинские документы приложены не были, единственным основанием для перевода являлся п. 2 ч. 7 ст. 30 ФЗ № 342. Таким образом, обжалуемый приказ является законным. Форма согласия на перевод на иную должность указанным законом не регламентирована, при этом указано, что согласие сотрудника должно быть выражено в письменной форме. Оснований для направления Добрина Е.Б. на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию у органов управления не имелось. Представленная истцом справка о медицинском освидетельствовании ВВК от 30.06.2017 основанием для изменения приказа о переводе истца не является, так как на момент принятия решения о переводе она была недействительной. Определить категорию годности Добрина Е.Б. к замещаемой должности оперуполномоченного по состоянию на 01.07.2019 не представляется возможном, поскольку освидетельствование не предусмотрено. Дополнительно представители ответчика указали, что при наличии в июле 2019 года действующего заключения ВВК об ограничении годности истца к службе, работодателю необходимо было осуществить действия, предусмотренные ч. 10 ст. 30, ст. 85 ФЗ № 342, но так как истцом добровольно подан рапорт о переводе, то перевод осуществлен на основании п. 1 ч. 7 ст. 30 указанного закона. В связи с тем, что факт причинения физических и нравственных страданий, характера их тяжести и продолжительности Добриным Е.Б. не доказан, требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Суд постановил вышеизложенное решение, придя к выводу о нарушении ответчиком порядка перевода истца на новую должность.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, а также в связи с неправильным применением норм материального права. Указывают на то, что оснований для направления истца на ВВК при переводе на новую должность не имелось. Такое основание предусмотрено пунктом 3 статьи 65 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ для случая освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более 4 месяцев в течение 12 месяцев. Иных оснований для направления на освидетельствование не предусмотрено. Примененный судом Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел российской Федерации» не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку издан после создания Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Понятия «медицинское освидетельствование» и «медицинский осмотр» истолкованы судом первой инстанции неверно. «Медицинское освидетельствование проводится военно-врачебной комиссией с целью определения годности к службе, ежегодные медицинские осмотры проводятся с целью выявления у сотрудника заболеваний, установления факта потребления наркотических средств, а также определения медицинских показаний с целью выявления необходимости дополнительного обследования или уточнения диагноза. При прохождении медицинского осмотра категория годности к военной службе не определяется. Считают несоответствующим обстоятельствам дела вывод суда о том, что истец не направлялся в командировки в период с 2017 по 2019 годы по решению врачебной комиссии, поскольку истец не направлялся в командировки только один раз, а также вывод суда о том, что при подаче 29.03.2019 рапорта о переводе истец был ознакомлен с установленным порядком исчисления и выплаты денежного довольствия. При подписании приказа о переводе истец своего несогласия с ним не выразил, рапортов о направлении на врачебную комиссию не писал, согласие на перевод выразил добровольно. Также в жалобе указано, что при признании приказа незаконным, истец будет направлен на ВВК, после чего, в случае получения заключения о годности к военной службе категории «В» (ограничено годен), контракт будет расторгнут, поскольку соответствующих состоянию здоровья истца должностей в настоящее время не имеется. Не согласны с размером присужденных ко взысканию судебных расходов, считая их необоснованно завышенными исходя из продолжительности судебных заседаний, а также того, что дело не является сложным. Считают недоказанным факт причинения истцу морального вреда.
На жалобу поступили возражения Прокуратуры Индустриального района города Перми, содержащие доводы об отсутствии оснований для отмены решения суда, поскольку волеизъявление истца на перевод на иную должность «по личным обстоятельствам» не установлено, а иных оснований для такого перевода у ответчика не имелось.
На заседании судебной коллегии представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Истец, его представитель просили оставить решение без изменения.
Прокурором дано заключение об отсутствии оснований для изменения решения, поставленного с учётом всех обстоятельств дела при правильном применении норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации № ** от 01.10.2016 *** Добрин Е.Б. с 01.10.2016 зачислен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в этот же день между сторонами подписан контракт о прохождении службы по должности ***.
В соответствии со справкой о медицинском освидетельствовании ВВК ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Пермскому краю» от 30.06.2017г. № ** *** Добрин Е.В. по результатам освидетельствовании признан ограниченно годным к службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации (категория годности – В).23.10.2018 между Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в лице начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и *** Добриным Е.Б. (***) заключен контракт о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации по должности – ***. Контракт заключен на неопределенный срок.
29.03.2019 оперуполномоченным (высотником) боевого отделения специального отряда быстрого реагирования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю - *** Добриным Е.Б. на имя начальника Управления Росгвардии по Пермскому краю подан рапорт о согласии с назначением на должность ***. В рапорте указано на ознакомление и согласие сотрудника с должностным регламентом (должностной инструкцией), а также с основными условиями службы в ФСВНГ России, установленным порядком исчисления и выплаты денежного довольствия, режимом служебного времени и отдыха.
Согласно справке Управления Приволжского округа войск национальной гвардии от 08.05.2019 препятствий к назначению Добрина Е.Б. на должность *** не установлено.
Приказом Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю от 28.06.2019г. № ** «По личному составу» в соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (перевод сотрудника на нижестоящую должность по личным или семейным обстоятельствам) *** Добрин Е.Б. назначен на нижестоящую должность – *** Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю, с заключением контракта на неопределенный срок, освободив от замещаемой должности оперуполномоченного (высотника) боевого отделения специального отряда быстрого реагирования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю с 01.07.2019г. Основание: рапорт *** Добрина Е.Б., должностной регламент.
01.07.2019 между Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в лице начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и *** Добриным Е.Б. (***), заключен контракт о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, согласно условиям которого сотрудник обязуется добросовестно выполнять обязанности по должности – *** Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю. Контракт заключен на неопределенный срок.
19.09.2019 Добрин Е.Б. подал рапорт на имя начальника Управления Росгвардии по Пермскому краю с просьбой о внесении изменений в приказ Управления Росгвардии по Пермскому краю от 28.06.2019 № ** в части основания увольнения и выплаты разницы в окладах за период с 28.06.2019 по настоящее время. Также в рапорте Добрин Е.Б. указал, что перевод его на нижестоящую должность должен был быть осуществлен в соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, ссылаясь на справку ВВК ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Пермскому краю» от 30.06.2017 № 2523.
18.10.2019 Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю Добрину Е.Б. направлен ответ на заявление от 20.09.2019, в котором указано, что на момент перевода документов, подтверждающих невозможность проходить службу в должности *** по состоянию здоровья не имеется. Правовых оснований издания приказа о внесении изменений в приказ Управления Росгвардии по Пермскому краю от 28.06.2019 № ** в части изменения основания перевода «по личным обстоятельствам» на основание «по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии» и выплате разницы в окладах за период с 28.08.2019 по настоящее время не имеется.
Дополнительно в материалы дела представлена выписка из амбулаторной карты ФКУЗ «МСЧ МВД России по Пермскому краю», согласно которой в отношении Добрина Е.Б. врачебной комиссией принято решения от 07.03.2019 о негодности, рекомендовано наблюдение и лечение у терапевта; а также выписной эпикриз *** отделения ГАУЗ ПК «ГКБ № **», согласно которого Добрин Е.Б. в период с 09.12.2015 по 25.12.2015 находился на стационарном лечении с диагнозом – ***.
Согласно Справке № 23 от 23.01.2020 Управления Росгвардии по Пемскому краю по состоянию на 23.01.2020 должность *** является вакантной.
По информации, предоставленной ФКУЗ «МСЧ МВД России по Пермскому краю», 12.12.2019 Добрин Е.Б. приступил к прохождению ВВК на основании направления на медицинское освидетельствование ВВК за подписью заместителя начальника ОК Управления Росгвардии по Пермскому краю, оформлен акт медицинского освидетельствованию. Направление Управления ФСВНГ РФ по Пермском краю в распоряжение ВВК не поступало.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.
В соответствии с подпунктом а) пункта 14 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» до вступления в силу соответствующего федерального закона деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, определяющих задачи внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полномочия полиции, права военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудников полиции, а также порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 приведенной статьи, перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется, в том числе, по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (подпункт 1), а также по личным или семейным обстоятельствам (подпункт 2).
Из изложенного следует, что выбор оснований для перевода осуществляется работодателем в соответствии с волеизъявлением сотрудника.
Также необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 8 статьи 30 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотруднику, переведенному на нижестоящую должность в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 3 или 5 части 7 настоящей статьи, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность. При этом выплата сохраненного должностного оклада производится вне зависимости от последующего перевода сотрудника на нижестоящую должность по основанию, предусмотренному пунктом 1, 3 или 5 части 7 настоящей статьи, на равнозначную или вышестоящую должность до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел с более высоким должностным окладом.
При переводе сотрудника на нижестоящую должность по личным или семейным обстоятельствам должностной оклад по последней занимаемой должности не сохраняется.
В материалах дела отсутствуют сведения о наличии иных причин для перевода истца на нижестоящую должность помимо несоответствия требованиям к состоянию здоровья, что было установлено ВВК ФКУЗ Медико-санитарная часть МВД России по Пермскому краю» от 30.06.2017. Пояснения истца о том, что вопрос о переводе на иную должность не решался до момента признания невозможным его направления в служебную командировку по состоянию здоровья ответчиком не опровергнуты.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств обращения истца с рапортом о переводе его по личным или семейным обстоятельствам. В рапорте о согласии с переводом на нижестоящую должность от 29.03.2019 основание для перевода не указано.
Поскольку выбор основания перевода на нижестоящую должность не может осуществляться работодателем произвольно, решение суда об удовлетворении заявленных требований является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, опровергающих правильность выводов суда, а также сведений о наличии обстоятельств, имеющих правовое значение для правильного разрешения дела, которые не были учтены судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены решения суда в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Индустриального районного суда города Перми от 24 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: