В окончательной форме решение суда принято 15 декабря 2017 года
Дело № 2а-3708/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 14 декабря 2017 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием представителя истца – Соловьева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Макеенок Константина Алексеевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Бибиковой Наталье Кастусьевне, с участием заинтересованного лица – Администрация города Ялта о признании незаконным решения,
у с т а н о в и л :
Макееенок К.А. обратился в суд к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Бибиковой Н.К. с иском о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, вынесенного 18 сентября 2017 года государственным регистратором Ялтинского городского отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым №.
Исковые требования мотивированы тем, что 14.03.2014 года решением 70-й сессии 6-го созыва Гурзуфского поселкового совета №09 ему было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,7 га по адресу: <адрес>. Далее им были заказаны кадастровые работы по формированию земельного участка, в результате которых земельному участку присвоен кадастровый №. Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 03 ноября 2016 года № 4264-п ему был передан в собственность в порядке завершения оформления прав земельный участок общей площадью 700 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу. С целью регистрации права собственности на данный земельный участок он обратился с соответствующим заявлением в Ялтинский городской отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Однако решением Государственного регистратора Бибиковой Н.К. ему было отказано в государственной регистрации прав. Считает такое решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку в силу норм действующего законодательства отсутствуют обстоятельства, препятствующие государственной регистрации его права собственности.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить иск.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. От Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поступила копия реестрового дела на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>
Представитель заинтересованного лица Администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, поскольку все участники процесса надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, доказательств уважительной неявки суду не представили, дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и заинтересованного лица.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением 70-й сессии 6-го созыва Гурзуфского поселкового совета от 14 марта 2014 года № 09 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность на землях Гурзуфского поселкового совета Макеенок К.А. ориентировочной площадью 0,07 га для индивидуального дачного строительства из земель коммунальной собственности Гурзуфского поселкового совета по адресу: <адрес>
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 03 ноября 2016 года № 4264-п передан в собственность Макеенок К.А. земельный участок площадью 700 кв.м., в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> из категории земель - «Земли населённых пунктов», с видом разрешенного использования - «Ведение дачного хозяйства - (код 13.3)», в границах, указанных в кадастровом паспорте.
Пунктом 2 данного Постановления Макеенок К.А. было уполномочено в установленный законом срок обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для государственной регистрации права собственности на земельный участок и внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
07 июня 2017 года истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.
В качестве правоустанавливающего документа на объект недвижимого имущества истцом предоставлено вышеуказанное постановление Администрации города Ялты Республики Крым № 4264-п от 03 ноября 2016 года.
Уведомлением Государственного регистратора ФИО от 20.06.2017 года № проведение государственной регистрации было приостановлено на основании п. 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сообщением Государственного регистратора Бибиковой Н.К. от 18.09.2017 года № было отказано Макеенок К.А. в государственной регистрации.
Основанием принятого решения указано то обстоятельство, что постановлением Администрации города Ялты № 2079-п от 29.06.2016 года Макеенок К.А. уже был предоставлен бесплатно земельный участок площадью 998,0 кв.м.
Таким образом, исходя из положений п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ, по мнению регистратора, государственная регистрация земельного участка расположенного по адресу: <адрес> за Макеенок К.А. не представляется возможной.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.
Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости) (далее – Закон № 218-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 2 вышеуказанной статьи, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального Закона № 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ст. 29 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Вместе с тем, необходимо также учитывать, что государственная регистрация прав является институтом гражданского права, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
С учетом изложенного, пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и основных начал гражданского законодательства, в том числе принципа свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
Статья 26 Федерального Закона № 218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7 ч. 1).
Таким образом, из анализа вышеуказанных статей Закона № 218-ФЗ следует, что основанием для приостановления госрегистрации по п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ является предоставление документа, который не отражает информации, необходимой для государственной регистрации права, а именно: не содержит описания недвижимого имущества, а также вид регистрируемого права либо его форма не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации (не заверены печатями, отсутствуют подписи должностных лиц, в предусмотренных законом случаях нотариальная форма).
Статьей 27 Закона № 218-ФЗ установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в обжалуемом истцом сообщении не указано, какие не были представлены документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам, то есть не указаны основания, предусмотренные пунктом 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года для приостановления государственной регистрации и последующего отказа в регистрации.
Статья 12 Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции).
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78 к полномочиям Администрации города Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч. 3 ст. 7).
Таким образом, органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками на территории муниципального образования городской округ Ялта, является администрация города Ялта, которой и было принято, в пределах своих полномочий, решение о предоставление истцу в собственность земельного участка площадью 700 кв.м. по адресу: <адрес>, предназначенного для ведения дачного хозяйства.
При этом, с учетом того, что регистратор не является лицом, уполномоченным на распоряжение землями муниципальной собственности, а также за соблюдением требований законности при принятии уполномоченным органом соответствующих решений, суд считает, что при проведении правовой экспертизы представленного на регистрацию документа, выданного уполномоченным органом местного самоуправления, в целях проверки достоверности указанных в них сведений регистратор был вправе перепроверить только лишь действительность указанных в документе данных, достаточно ли указанных данных для регистрации права, а также соблюдена ли форма предоставленного документа, а не ставить под сомнение законность принятого решения, что не относится к компетенции госрегистратора.
Таким образом, суд считает, что отказ госрегистратором осуществления государственной регистрации по тем основаниям, что Администрация города Ялта не имела права передавать Макеенок К.А. бесплатно в собственность земельный участок, является незаконным, поскольку совершено регистратором с превышением предоставленных ему Законом № 218-ФЗ полномочий.
Более того, как установлено судом, земельный участок был передан истцу в собственность Администрацией города Ялта согласно статье 13 Закона № 38-ЗРК, которой установлено право лица на завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).
Статьей 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
Согласно ч. 3 ст. 116 ЗК Украины, бесплатная передача земельных участков в собственность граждан проводится в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом.
Передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных этим Кодексом, проводится один раз по каждому виду использования (ч. 4 ст. 116 ЗК Украины).
Нормы бесплатной передачи земельных участков гражданами были определены в ст. 121 ЗК Украины, согласно которой граждане Украины имеют права на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах:
для ведения фермерского хозяйства – в размере земельной доли (пая), определенного для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство;
- для ведения личного сельского хозяйства – не более 2,0 га;
- для ведения садоводства – не более 0,12 га;
- для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений в селах – не более 0,25 га, в поселках – не более 0,15 га, в городах – не более 0,10 га;
- для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 га;
- для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 га.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
Таким образом, до 18 марта 2014 года гражданин Украины имел право на получение в собственность земельных участков бесплатно по каждому из вышеперечисленных видов использования.
При этом Закон № 38-ЗРК не ограничивает лиц в праве завершить оформление в собственность земельных участков, на основании ранее полученных разрешений, в соответствии с несколькими видами их разрешенного использования.
Судом установлено, что решением 61-й сессии 6-го созыва Гурзуфского поселкового совета от 15 октября 2013 года № 07 было дано Макеенок К.А. разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0998 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) из земель коммунальной собственности Гурзуфского поселкового совета по адресу: <адрес>
Постановлением Администрации города Ялта № 2079-п от 29 июня 2016 года Макеенку К.А., в порядке завершения оформления прав, был передан в собственность земельный участок площадью 998 кв. метров, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
При этом постановлением Администрации города Ялты Республики Крым № 4264-п от 03 ноября 2016 года, которое было представлено истцом регистратору для регистрации права, ему в собственность, в порядке завершения оформления прав, был передан земельный участок – для ведения дачного хозяйства.
Доказательств того, что Макеенок К.А. ранее уже воспользовался своим правом на бесплатное получение в собственность земельного участка, предназначенного для дачного хозяйства, представленные ответчиками документы не содержат.
При этом как следует из материалов дела, истец не относится ни к одной из категорий, указанных в п.п. 6 и 7 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ, в связи с чем ссылка регистратора в обжалуемом сообщении на п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ также является незаконной.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отказ государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права собственности истца на земельный участок не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»; нарушает права, свободы и законные интересы истца, в связи с чем его требования о признании незаконным решения ответчика суд считает обоснованными.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку суд пришел к выводу, что решение ответчика является незаконным, суд считает, что в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истца, на ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Макеенок К.А. о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества и документы, представленные на регистрацию 07 июня 2017 года, и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
иск Макеенок Константина Алексеевича - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 18 сентября 2017 об отказе в государственной регистрации права собственности Макеенок Константина Алексеевича в отношении земельного участка площадью 700 кв. метров, с кад. номером №, расположенного в <адрес>
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» повторно рассмотреть заявление Макеенок Константина Алексеевича о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: земельный участок площадью 700 кв. метров, с кад. номером №, расположенный в <адрес>, и документы, представленные 07 июня 2017 года, и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение одного месяца со дня исполнения решения суда сообщить суду, а также Макеенок Константину Алексеевичу об исполнении решения по административному делу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова