Дело № 2-2134/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2018 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,

с участием:

процессуального истца помощника прокурора г. Биробиджана Рогаль С.Г.,

представителя ответчика МОМВД России «Биробиджанский» Юрчак Е.В.,

представителя третьих лиц УМВД России по ЕАО, МВД России Астафьевой А.А.,

при секретаре Костиной Ж.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Биробиджанский» о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Биробиджана ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Биробиджанский» (далее - МОМВД России «Биробиджанский») о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой города по поручению прокуратуры области проведена проверка, в ходе которой установлено, что в МОМВД России «Биробиджанский» лицензия на осуществление медицинской деятельности отсутствует при этом медицинская деятельность осуществляется в виде проведения медицинских осмотров поступающих и содержащихся в нем лиц.

Выявленные нарушения федерального законодательства нарушают права помещённых лиц в изолятор временного содержания МОМВД России «Биробиджанский» на получение профессиональной медицинской помощи, что может создать угрозу жизни и здоровью последних, нарушает гарантированные законом права.

Просит суд обязать МОМВД России «Биробиджанский» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания.

Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика МВД России, УМВД России по ЕАО, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Хабаровскому краю и ЕАО.

В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана Рогаль С.Г. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика МОМВД России «Биробиджанский» Юрчак Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что у прокурора отсутствуют полномочия на подачу данного иска, поскольку круг лиц определен – лица, содержащиеся в ИВС.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-Ф3 «О полиции» на полицию возложена обязанность соодержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий». Данным законом не предусмотрено осуществление полицией медицинской деятельности и не предусмотрена обязанность полиции в получении лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Исходя из положения приказа МВД России № 1115, Минздрав России № 475 от 31.12.1999 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» и приказа Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в ИВС МОМВД России «Биробиджанский» не требуется.

Из анализа ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что получение лицензии на осуществление медицинской деятельности является обязанностью лица, осуществляющего такую деятельность как самостоятельную предпринимательскую, и зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Положение о МОМВД России «Биробиджанский» такого вида деятельности не содержит.

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания предназначены для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Следовательно, доводы прокуратуры города Биробиджана о нарушении прав помещенных лиц в ИВС МОМВД России «Биробиджанский» на получение профессиональной медицинской помощи являются несостоятельными.

В судебном заседании представитель третьих лиц УМВД России по ЕАО, МВД России Астафьева А.А. исковые требования не признала, поддержала пояснения представителя ответчика МОМВД России «Биробиджанский» Юрчак Е.В.

Представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Хабаровскому краю и ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд с учетом мнения участников процесса считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно.

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя, в том числе, мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, санитарно-гигиеническому просвещению населения.

В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999 медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно п. 2 указанной Инструкции при оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о здравоохранении, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией.

При этом согласно п. 7.1 Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС.

В обязанности медицинского работника входит, в том числе оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи (п. 8.2 и 8.3).

Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи.

Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете.

Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.

В соответствии с п. 124 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950, с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых лиц при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры с отражением данных осмотров в медицинских журналах.

Кроме того, п. 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющемся Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, помимо прочих числится такой вид работ (услуг) как медицинские осмотры (предварительные, периодические, профилактические).

Из материалов дела установлено, что в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых МОМВД России «Биробиджанский» (далее - ИВС МОМВД России «Биробиджанский», ИВС) имеется медицинский кабинет и на основании приказа УМВД России по ЕАО от 08.12.2017 № 718 введена должность заведующего медицинской частью, ранее (до сокращения) была должность фельдшера.

Согласно должностной инструкции заведующий медицинской частью ИВС МОМВД России «Биробиджанский» обязан, в том числе оказывать амбулаторно-поликлиническую первичную медико-санитарную помощь, организовывать консультацию больных, нуждающихся в медицинской помощи, осуществлять медицинские осмотры лиц, доставленных в ИВС, содержащихся под стражей, убывающих из ИВС, при наличии или подозрении на заболевание оказывать лицам, содержащимся в ИВС соответствующую консультативную и лечебную помощь, наблюдать за состоянием здоровья лиц, находящихся под стражей, для чего производить ежедневный обход камер, выявленным больным оказывать необходимую медицинскую помощь.

Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик осуществляет медицинскую деятельность, на оказание которой необходимо получить соответствующую лицензию.

То обстоятельство, что штатная должность заведующего медицинской частью ИВС МОМВД России «Биробиджанский» не укомплектована и является вакантной, не освобождает ответчика от обязанности получить необходимую лицензию.

30.06.2017 прокурору г. Биробиджан направлена информация ФКУЗ «МСЧ МВД России по ЕАО» об отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания МО МВД России «Биробиджанский».

Доводы ответчика об отсутствии обязанности полиции в получении лицензии на осуществление медицинской деятельности, о том, что получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в ИВС МОМВД России «Биробиджанский» не требуется несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм права и опровергаются письменными документами.

Из пояснений представителя ответчика МОМВД России «Биробиджанский» Юрчак Е.В. следует, что действия для получения лицензии на осуществлении медицинской деятельности ими предпринимались неоднократно, однако до настоящего времени указанная лицензия не получена по различным причинам, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Ответчиком суду представлены доказательства того, что МОМВД России «Биробиджанский» дважды обращалось в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по <адрес> и ЕАО с заявлением на получение лицензии.

Так, 22.12.2017 ответчиком Территориальному органу Росздравнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО направлен пакет документов для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в ИВС.

26.12.2017 в адрес начальника МОМВД России «Биробиджанский» Территориальным органом Росздравнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО направлено уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений соискателя лицензии на осуществление медицинской деятельности.

12.01.2018 УМВД России по ЕАО направлено заявление МВД России с просьбой о рассмотрении вопроса о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств для уплаты государственной полшины.

В связи с не предоставлением указанных в уведомлении документов, отказано ответчику в дальнейшем рассмотрении документов на предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, о чем 20.02.2018 Территориальным органом Росздравнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО вынесен приказ.

15.03.2018 начальником МОМВД России по ЕАО направлено сообщение прокурору г. Биробиджан, из которого следует, что в феврале текущего года подготовлен рапорт на с целью поручения подчиненному подразделению УМВД России по Еврейской автономной области подготовку и направление в МВД России заявки на выделение финансовых средств для оснащения медицинского кабинета ИВС необходимым оборудованием, для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в ИВС МОМВД России «Биробиджанский».

22.02.2018 в Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России подготовлено письмо о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств по КБК 188 0302 0840390049 244 в сумме 298, 25 тыс. рублей для оснащения медицинского кабинета ИВС МОМВД России «Биробиджанский».

22.02.2018 начальнику Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России подготовлено письмо о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств по КБК 188 0302 0840390049 244 в сумме 298, 25 тыс. рублей для оснащения медицинского кабинета ИВС МОМВД России «Биробиджанский».

Кроме того, устранить указанные в уведомлении Территориальным органом Росздравнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО недостатки в установленный месячный срок, не предоставляется возможным. Основополагающими недостатками являются, отсутствие соответствующего финансирования на укомплектование медицинского кабинета ИВС, трудоемкость и юридическая неточность предоставленных документов, которые необходимо переделать и привести в соответствие.

На сегодняшний день ведется необходимая работа по устранению выявленных ранее недостатков и приведение в соответствие необходимого пакета документов.

Таким образом, ответчиком предпринимаются меры для получения лицензии, однако не в полном объеме.

При таких обстоятельствах, учитывая факт длительности нарушения ответчиком требований действующего законодательства, нарушение прав помещённых лиц в изолятор временного содержания МОМВД России «Биробиджанский» на получение профессиональной медицинской помощи, создание угрозы жизни и здоровью последних, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований, в связи с чем они подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на подачу настоящего иска суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, в частности ст. 45 ГПК РФ, поскольку в данном случае круг лиц, в защиту которых обращается прокурор, определить невозможно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░      ░.░. ░░░░░░░░

2-2134/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Биробиджана Якунин Р.Ю.
Ответчики
МО Министерство внутренних дел РФ "Биробиджанский"
Другие
Территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Хабаровскому краю и ЕАО
Министерство внутренних дел Российской Федерации
УМВД России по ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Бирюкова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
27.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2018Передача материалов судье
29.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2018Подготовка дела (собеседование)
14.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2018Судебное заседание
01.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2019Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее